Dolce vita: как жить красиво при любом доходе
Красиво жить не запретишь, не так ли? А может, и не надо этого делать? Мнением делится Елена Снежко, консультант по личному маркетингу, эксперт по выстраиванию персонального бренда, продюсер.
Некоторое время назад в одной социальной сети с картинками стали набирать популярность блоги, которые показывают вовсе не вечеринки, спортивные достижения и их процесс, повествуют о путешествиях в разные концы земли и делятся философскими наблюдениями и глубокими смыслами, найденными неожиданно или в результате выстраданного жизненного опыта, и совсем не нарядами, выставками, концертами и театральными постановками, и даже не остросоциальной повесткой… Вдруг там и здесь на фоне общего роста отписок, популярность стали набирать обезличенные блоги, где авторы делятся деталями красивой жизни. Без подписей. Таким коктейлем из аксессуаров успеха – красивых мест, бескрайних горизонтов, эмоций, доступных беспечным здесь и сейчас, крупных деталей чего-то очень качественного и редкого, существующего только на уровне ощущений. Коктейль, который хочется не просто выпить, в него хочется нырнуть и остаться навсегда. Такие блоги как карты желаний – сразу понятно, чего хотеть и куда стремиться. Не всегда ведь можно выразить свои устремления списком, а здесь – пожалуйста – визуализация!
Остается одна мелочь, пустяк пустячный. На такую жизнь вроде как нужны деньги. Они могут достаться в наследство, вследствие удачного брака или посвящения себя труду. Они могут быть случайными, шальными, честно заработанными или украденными, но без них – никуда. За праздник (и праздность) должен кто-то платить. И если вдруг вам не очень повезло и игрок вы так себе, то есть шанс, что карта желаний так и останется в планах и не будет реализована в жизни.
Или можно создать видимость красивой жизни. Для окружающих. И даже для себя, если честно в нее поверить. Ведь во что веришь, то и правда. И вполне возможно, что все это материализуется, и декорации станут настоящими. А может, и нет. Но жить в декорациях – так себе идея, правда? Все равно ведь хочется быть, а не казаться?
С желанием красиво жить тесно связана индустрия люкса. А если точнее, то только верхняя часть ее айсберга. При помощи логотипов, узнаваемых паттернов и форм мы формируем впечатление у окружающих. Окружающие отвечают на это впечатление отношением. Мы кажемся лучше других, избранными. Не такими, как большинство. Теми, у кого больше возможностей, и теми, кто имеет право на праздник как ежедневную норму. Такой эффект показного потребления рождает фейкэкономику и является источником вечной жизни и процветания «садовода». А еще плодит как будто клонированных молодых и уже не очень людей с одинаковыми (почти) картинками в той же соцсеточке. Отсюда рождаются «места силы», где иногда не очень комфортно, но уж очень модно. Все это как будто мостик в ту самую жизнь, которая так манит и вдохновляет. Пусть он не очень настоящий, но хотя бы на время дает себя почувствовать причастным. Частичкой того, другого мира, где можно думать о себе лучше и чувствовать так же.
А что в этом плохого? Многие бизнесмены и люди, строящие успешный успех, придерживаются принципа «fake it till you make it», то есть купи себе хороший костюм на вырост (статусный) и тебе так или иначе придется ему начать соответствовать. Это как лотерейные билеты, которые лучше покупать, чем не покупать, потому что во втором случае у тебя точно нет шанса выиграть путевку в лучшую жизнь. Это маяки, которые делают тебя более заметным для той среды, в которую ты пытаешься попасть.
В показном потреблении тоже нет ничего плохого. Зачем стесняться того, что ты успешен, богат и прекрасен? Или чувствуешь себя таким. Вызываешь зависть и раздражение или восхищение и вдохновение? Есть только один нюанс, но он очень существенный. Это как еда в том самом модном месте: если она вкусная только на вид, то это место скоро закроется. И откроется другое, куда устремится красивая публика – может, на сезон, а, может, на годы. Закройте глаза и попробуйте свою жизнь на вкус… Вам хочется медленно смаковать каждый кусочек и наслаждаться послевкусием? Или желание быстро проглотить и запить чем-то?
У вышеупомянутой индустрии люкса есть еще очень важная часть айсберга – нижняя. Вот там, под водой, если нырнуть поглубже, станет понятно, что настоящий люкс – это высокое качество, выверенность каждой детали, мастерство, настоящее ремесло и искусство. Это целый мир, который практически невозможно описать словами. Его можно только почувствовать. Через текстуры, фактуры, запахи, истории, философию и идею. И в люксе логотип стоит так дорого только потому, что за ним – весь этот мир. Не мифический, а реальная метавселенная.
Люксовые вещи сами создают качество жизни своего владельца, и изначальная цель – это не отражение в зеркалах общественного мнения. Если вы умеете жить красиво по-настоящему, то нет потребности оценивать эту жизнь относительно социума. Только в разрезе своих собственных ощущений.
К чему я это все? Ваша жизнь на вкус будет хороша только в том случае, если вы поймете, что вся красота и самый смак, они в нижней части айсберга – той, что скрыта под водой. А внешнее – это лишь лейбл, оболочка. Она, конечно, может создавать впечатление, имидж, но плохое содержание не исправить никакой красивой обложкой. И вопрос тут не совсем не в деньгах (хотя без них тяжко), а в таланте создавать самому себе мир, как те упомянутые люксовые бренды. Каждая мелочь имеет значение. А деньги… их может быть в избытке или в обрез, но «красиво жить» и «вкус к жизни» не тождественны и не пропорциональны доходу. Вопрос в том, что в данном случае цель, а что средства. И куда эти средства будут направлены. А еще инструменты достижения цели могут быть разными…
У меня был муж, который жил роскошно (надеюсь, так и сейчас), сорил деньгами (я так не привыкла), пускал пыль в глаза (я была в этом уверена) и пытался расположить к себе, заменив конфеты и букеты на айфоны и шанели. Я находилась в плену стереотипов и мне казалось это вульгарным. Но я ошибалась. Не было ни капли показухи или понтов. И вопрос был не в том, что он мог себе позволить. Он получал настоящее искреннее удовольствие от того, что ему казалось правильным и комфортным. Ему было так вкусно.
Одна моя относительно публичная подруга производит впечатление гораздо более обеспеченного человека, чем является на самом деле. Знакомые богачи удивляются, когда вдруг узнают, что ее доходы сильно ниже их. А она придерживается мнения, что деньги приходят, чтобы приносить ей удовольствие. Она тратит их на эмоции или на вещи, которые вызывают в ней чувства. Она инвестирует в себя, совершенно не заботясь о внешнем. Ее костюм ей совсем не на вырост.
В институте нам читала лекции по искусству прекрасный преподаватель, ей было ооочень много лет, она говорила «коришневый», а еще у нее всегда была укладка на длинные серебристые волосы и идеально подобранные аксессуары. Ее аристократичность вдохновляла. Она была люксом, символом вкуса. Вкуса к жизни, где нет неважных мелочей и обложка точно соответствует содержанию. Такое же впечатление производила французская бабуля Симона со стороны моего другого мужа, которая страдала альцгеймером, не узнавала родных, знакомилась со мной трижды, но никогда (!) не забывала подобрать шапо (шляпку) в тон платью на прогулку. Нам часто кажется многое неважным или ненужным, тем, без чего можно обойтись или подменить логотипом. Можно. Но не вкусно!
Я пью, покупая бокалы из очень тонкого стекла и долго крашу ресницы. Мне так вкусно. Я каждую неделю покупаю живые цветы, даже если на карте осталось пару тысяч. Моя подруга сервирует завтраки, как ужины. А еще мы с ней же в поездках можем завтракать по три раза, растягивая каждый момент. Нам так вкусно.
Одна красивая девушка, блогер из соцсеточки, проговорилась, что субботу проводит в кровати, заказывает еду домой и смотрит фильмы. У нее много красивых фото «на люксе», но истинная dolce vita – это смаковать свою субботу.
Вкусная жизнь начинается с отношения к себе. Ее нужно почувствовать. В мелочах.