Несостоявшийся актер и фанат футбола. 10 фактов о Жоре Крыжовникове
Родители Жоры Крыжовникова работали на секретном военном объекте
Андрей Николаевич Першин (он же Жора Крыжовников) родился 14 февраля 1979 года. Когда ему было три месяца, его родители, ленинградские инженеры, переехали в Саров. В этом закрытом городе Нижегородской области они получили работу на секретном военном объекте.
«Я родом из маленького городочка Сарова, где прописано меньше ста тысяч жителей. Часть города была частным сектором: люди жили в деревянных домах, держали коров и свиней. Но при этом 40% работали над атомным оружием в федеральном ядерном центре. Город был закрытый и в силу этого очень безопасный: люди не запирали машины, поскольку их все равно невозможно было угнать. И в 1970-х там сформировалась экосистема, в которой выпускники МФТИ смешивались с представителями исконной России. Вот последние меня всегда очень интересовали и несколько пугали. Они были другие: веселые, громкие, очень дружелюбные, открытые, но при этом непредсказуемые. Сестра моей бабушки, когда узнала, что я в театральный собираюсь поступать, спросила: «Ты что, клоуном хочешь стать?..». Вот такие это были люди».
С девяти лет Андрей Першин жил с отцом
Атмосфера в семье будущего режиссера была не самой простой: родители никак не могли найти общий язык и постоянно ссорились. Когда Андрею исполнилось девять лет, они развелись. Мальчик остался с отцом — это было его собственное решение, о котором он никогда не жалел. К слову, отношения Андрея Николаевича с матерью до сих пор остаются натянутыми.
Из Школы-студии МХАТ Андрея Першина отчислили после первого курса
После школы парню из небольшого городка удалось практически невозможное. Он с первого раза поступил в московский театральный вуз на актерское отделение: если кто-то не знает, конкурс в такие заведения всегда доходил до сотен человек на место. Однако после первого курса несколько человек всегда отсеивают — это обычная практика для всех творческих институтов. И Школа-студия МХАТ, где учился Андрей, исключением не была.
После экзаменационного показа ректор Олег Табаков назвал педагогам курса фамилии нескольких человек, чье дальнейшее обучение, по его мнению, не имело смысла. Педагоги могли с ним не согласиться и дать студентам второй шанс, однако Андрея Першина они защищать не стали. Это решение, по словам самого Андрея Николаевича, было справедливым. Он знал, что сыграл во время экзамена не очень хорошо и интуитивно чувствовал, что на сцене МХАТа ему не быть.
Тем не менее, свое отчисление сейчас он называет везением. После ухода с актерского факультета он год работал экспедитором, а потом поступил на режиссерское отделение в ГИТИС, где успешно закончил мастерскую Марка Захарова. И, как говорит Першин, если бы он ушел из Школы-cтудии МХАТ хотя бы на год позже, к Марку Анатольевичу он бы уже не попал.
Предложение Юлии Александровой он сделал после одной из первых репетиций
Со своей первой женой, актрисой Юлией Александровой, будущий режиссер мог пересекаться во время учебы в ГИТИСе. Она училась на параллельном курсе, однако в то время они не общались и познакомились уже гораздо позднее. Юлия была актрисой театра «АпАРТ», где Жора Крыжовников (тогда еще Андрей Першин) ставил спектакль по пьесе Островского «Старый друг лучше новых двух». И вот что рассказывает о начале их отношений сама Александрова.
«Мы только начали репетировать — и почти сразу влюбились друг в друга. Правда, сначала как актриса и как режиссер. Но после одной из первых репетиций он просто подошел ко мне при всех и пошутил: «Александрова, а, может, поженимся?! Если не понравится — разведемся!». Я засмеялась и согласилась. То есть какого-то классического предложения с кольцом и преклонением колена у нас не было: мы просто начали жить вместе».
Впрочем, пару лет назад пара разошлась, а прошлым летом Андрей Николаевич женился снова — на продюсере Ольге Долматовской. Тем не менее, бывшие супруги сумели сохранить хорошие отношения и общую дочь Веру воспитывают вдвоем.
Свой псевдоним Жора Крыжовников придумал совершенно случайно
Получив диплом режиссера, Андрей Першин поставил несколько спектаклей и вскоре перебрался на ТВ. Там он работал на шоу «Ты — суперстар», «Большая разница» и «Центральное телевидение». В то же время он поступил во ВГИК в мастерскую Александра Акопова (на факультет продюсерства и экономики) и быстро понял, что кино его интересует больше всего. Однако возможности снимать фильмы у него пока не было.
Шанс появился, когда был объявлен очередной конкурс сценариев: победителю обещали небольшие деньги на съемку короткометражки. Тогда Першин и придумал Крыжовникова.
«Жора появился, когда я участвовал в сценарном конкурсе, который проводили мои знакомые. И я не был уверен, что они будут беспристрастными, если узнают, что это я написал. В итоге я этот конкурс выиграл, пришел получать те небольшие деньги, которые полагались на проект, ну и… И потом мне нравится, что есть дистанция между мной и произведением».
На полученный грант Жора Крыжовников снял «Счастливую покупку», главную роль в которой сыграла его жена. Позднее полнометражная версия этой истории превратилась в «(НЕ)идеальную историю», режиссером которой стал Марюс Вайсберг.
Короткометражный фильм «Проклятие» Жора Крыжовников снял практически без денег
В большое кино Жоре Крыжовникову помог прорваться семиминутный фильм «Проклятие». Его идею подсказала Жоре знакомая актриса, которая вернулась с прослушивания и рассказала про нелепого актера, пытавшегося получить роль любым способом. Этого персонажа в итоге сыграл Тимофей Трибунцев.
«Проклятие» в техническом плане до гениальности просто. Актер, ввалившийся на кастинг без приглашения, сидит перед камерой и рассказывает о своем житье-бытье. Эту историю Крыжовников сумел снять, не вложив в нее ни копейки денег — однако именно благодаря «Проклятию» его заметили. Во-первых, он получил приз на конкурсе студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Во-вторых, продюсеры Сергей Светлаков и Тимур Бекмамбетов предложили ему поработать над «Горько».
Снимать «Горько» Крыжовников отказывался
Сценарий, который ему предложили, был специфическим.
«Изначально по сюжету фильма герои работали в московском event-агентстве, где организовывали свадьбы. И вот им выпала возможность поучаствовать в тендере на организацию свадьбы Михаила Прохорова. Задача была такая: снять на микроскопические деньги в саду «Эрмитаж» некую историю тяп-ляп. Я ехал отказываться. Сказал, что мне это неинтересно, что это какое-то вранье и неправда. К моему удивлению, меня услышали и дали понять, что готовы работать. Тогда я сказал: «Снимать в ноябре? Убогие пейзажи с голыми ветвями. Давайте снимать весной и до весны доделаем сценарий».
Поэтому в сюжет пришлось внести некоторые изменения.
«Сначала мы переделали основной конфликт: появилась тема родителей и детей. Потом решили вывезти историю из Москвы, чтобы найти место, которое будет визуально выразительным. Так выбор пал на море. А потом мы нашли свадебный салон в Геленджике — и все встало на свои места».
Жора Крыжовников согласился снимать «Звоните ДиКаприо!», даже не прочитав сценарий
После фильмов «Горько» и «Самый лучший день» Жору Крыжовникова стали воспринимать исключительно как автора народных комедий. Сам же режиссер к тому времени потерял интерес к таким проектам и больше интересовался драмами.
«Мне прислали пилот, первый вариант сценария. Если честно, я даже не дочитал: сразу поехал встречаться с авторами. Уже само начало казалось настолько интересным — с этим ВИЧ, со странным чувством, когда успешный персонаж Александра Петрова в то же время как будто несчастен, вся эта успешность ничего ему не дает. Он такой тревожный, пограничный… Меня это очень заинтересовало».
Так появился сериал «Звоните ДиКаприо!», ставший одним из главных сериалов 2018 года.
Любимый сериал Жоры Крыжовникова — «Больница Никербокер»
«Я очень люблю «Больницу Никербокер» режиссера Содерберга. Мне кажется, она очень повлияла на то, как мы снимали «Звоните ДиКаприо!». Очень нравится «Карточный домик», «Американская история преступлений. Убийство Джанни Версаче», «Настоящий детектив» и так далее. Но на первом месте для меня — «Больница Никербокер». И если внимательный зритель посмотрит «Больницу Никербокер» и «Звоните ДиКаприо!», то увидит схожие принципы монтажа и схожие приемы в музыкальном оформлении».
Жора Крыжовников обожает футбол
«Я увлекся им в 2002 году во время чемпионата мира, на котором наша сборная проиграла японцам и бельгийцам. Смотрел эти игры, потому что следил за Олегом Романцевым. Я тогда вдруг понял, что футбольный тренер — это тот же режиссер, причем именно театральный. Тренер рассказывает футболистам, как надо играть, они выходят и что-то там делают на поле, а он стоит в стороне, пытается подавать им какие-то знаки, но они в принципе бегут куда хотят, не совсем его слушают. При этом они вроде как все вместе, и тренер управляет игроками и в то же время не управляет. И когда я оказываюсь на футболе, я всегда слежу именно за тренером».