Феминизм и кино: 100 важных фильмов на любой вкус о женщинах и девушках
Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.
В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке TimeOut — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.
1. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles, 1975)
Режиссер: Шанталь Акерман
Один из лучших фильмов всех времен, шедевр Шанталь Акерман длится почти три с половиной часа (и ни на секунду не кажется затянутым) показывает три дня ужасающей рутины вдовы-домохозяйки. Это кино — дань уважения всем безымянным матерям и создательницам домашнего уюта во всем мире (включая саму Шанталь). Акерман делает свое кино подобным метроному: мы видим Жанну (Дельфина Сейриг) и ее список дел, который включает в себя готовку, уборку, покупку продуктов, воспитание и, ко всеобщему удивлению, предоставление секс-услуг — и все это чтобы только сводить концы с концами. А когда эта шаткая система нарушается, Жанна оказывается вынуждена пойти на убийство.
Революционная картина Акерман, в которой причиной женского отчаяния становится бесконечная рутина домашних обязанностей, навсегда останется одной из самых значимых для феминизма.
2. Его девушка Пятница (His Girl Friday, 1940)
Режиссер: Ховард Хоукс
Печально осознавать, что комедия, снятая 79 лет назад, дает более реалистичный портрет отношений между мужчиной и женщиной на рабочем месте, чем большинство современных фильмов — но можно порадоваться, что такой фильм вообще есть.
Хильди Джонсон (Розалинд Расселл) — отличный репортер, ее карьера идет в гору, ее уважают в профессиональном кругу. Большинство мужчин-коллег относятся к ней с осмотрительным почтением, а начальник и по совместительству бывший муж Уолтер Бернс (Кэри Грант) придумывает, как вновь завоевать любовь героини и вернуть право на ее репортажи. При этом Уолтер пытается убедить девушку, что это он ее всему обучил. А находчивая, уверенная в себе и упорная Хильди делает все, что только пожелает.
Джонсон отлично выполняет свою работу, потому что умеет слушать и сопереживать, но для хорошего материала не боится и разоблачить кого-нибудь. А в основе ее отношений с мужем — умение Хильди быть умнее, смешнее и остроумнее, чем остальные. И это идеальный слоган для любой феминистки.
3. Пианино (The Piano, 1993)
Режиссер: Джейн Кэмпион
Из творчества Джейн Кэмпион — а это фильмы о девушках, слишком диких и слишком сложных для нормативного общества — вышло целое поколение женщин в кинематографе. «Пианино» — ее лучший и всеми любимый фильм. XIX век, Ада (Холли Хантер), немая пианистка, переезжает из Шотландии в Новую Зеландию, чтобы выйти замуж за мужчину (Сэм Нил), которого она никогда не видела. После того, как ее новоиспеченный муж отказывается переносить пианино с пляжа в дом, Ада по клавишам «выкупает» пианино у местного бывшего моряка (Харви Кейтель) за услуги сексуального характера. Но Ада — не жертва. «Пианино» исследует эротичность и фетишизм с точки зрения женщины. Кроме того, как и у всех героинь Кэмпион, личность Ады непроста и противоречива.
Картина вызвала всеобщее одобрение и собрала множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» и три «Оскара». Ну и о грустном: Кэмпион стала только второй в истории женщиной-номинанткой на премию «Оскар» за лучшую режиссуру. И проиграла она Стивену Спилбергу, но на деле ее картина — абсолютный победитель.
4. Клео от 5 до 7 (Cléo de 5 à 7, 1962)
Режиссер: Аньес Варда
Аньес Варда уже давно стала для феминистски настроенных людей иконой в мире кинематографа. «Клео», принесшая режиссеру известность, являет собой чуткий и обманчиво простой портрет женской природы. Молодая певица Клео (Коринн Маршан) ждет судьбоносные результаты медицинского теста, которые должны стать известны с пяти до семи вечера. Сюжет фильма не тяготеет к мелодраматизму, но погружает зрителя во внутренний мир героини. Мы можем в режиме реального времени познакомиться с героиней, узнать ее характер. Мы видим Клео ее глазами, когда она рассматривает себя в зеркале; мы чувствуем, какая борьба происходит внутри девушки, когда мужчины не воспринимают ее всерьез.
Варда — без личных суждений и лишних эмоций — снимает кино о женщине, которая размышляет над собственной смертностью. И снимает его безупречно.
5. Женщина не в себе (A Woman Under the Influence, 1974)
Режиссер: Джон Кассаветис
Выражение «сильный женский характер» в данном случае нам не поможет. Что насчет женщин, которые страдают психическими расстройствами, которые просто слишком ранимые, которые не в состоянии с собой совладать? В фильме «Женщина не в себе» Джина Роулендс искусно исполняет роль домохозяйки Мэйбл, жену строителя (Питер Фальк). Мэйбл тяжело дается держать себя в руках, она выпивает и фактически ходит по краю пропасти.
Снятый мужем Роулендс — легендой авторского кино Джоном Кассаветисом — фильм рассказывает не только о нездоровом человеке, находящимся на грани срыва. Но также и о роли итало-американских мам-домохозяек в Лос-Анджелесе 70-х годов. Мейбл игнорировали, ее дух сломлен. Реалистичность не только фильма, но и портрета самой Роулендс заставляет зрителя поражаться и задаваться вопросом: о какой жизни мечтает героиня, эта странная женщина, оказавшаяся в переполненной детьми однушке, где выдохнуть-то негде.
6. Дочери пыли (Daughters of the Dust, 1991)
Режиссер: Джули Дэш
В дебютном фильме Джули Дэш действие происходит в 1902 году. Члены племени Гулла (потомки африканских рабов, живущие в наше время возле побережья Южной Каролины) решили перебраться поглубже на материк и во второй раз за свою историю были вынуждены покидать родные места и переживать боль расставания с прошлым. Розоватые пляжи, живописные пейзажи, переливчатая речь героинь — все это больше напоминает сон, и традиционные ритуалы, показанные в фильме, только усиливают ощущение.
Джули Дэш, как и Ричард Линклейтер и Тодд Хейнс, стала известна благодаря кинофестивалю Sundance 1991 года, и хотя ее карьера не достигла тех высот, каких могла бы, примечательно, что «Дочери пыли» — это первый фильм, снятый афроамериканкой, который вышел в прокат.
7. 4 месяца, 3 недели и 2 дня (4 luni, 3 saptamâni si 2 zile, 2007)
Режиссер: Кристиан Мунджиу
Мунджиу профессионально расправляется с постыдными страницами румынской истории, которые касаются угнетения женщин. Действие фильма происходит в последние годы диктатуры Чаушеску, а съемки заняли огромное количество времени и сил. Отилия (Анамария Маринка) помогает своей соседке по общежитию Габицэ (Лаура Василиу) сделать незаконную и смертельно опасную операцию — аборт.
Эта картина-лауреат Каннского фестиваля, исполненная непрерывного страха, делает зрителей свидетелями настоящего отчаяния. Истоки которого в тирании государства, не дающего женщинам права распоряжаться собственным телом.
Как растет тревога героинь, так растет и наша симпатия — к ним и ко всем другим, кого лишили права выбора.
8. Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road, 2015)
Режиссер: Джордж Миллер
В умопомрачительном перезапуске «Безумного Макса» воин дороги нашел себе равного партнера: картина Миллера пленит не только беспрецедентным сочетанием взрывающихся машин и женского гнева, но и образом самой Фуриосы (Шарлиз Терон) — женщины, которой совершенно наплевать, считаешь ли ты ее крутой. По факту, номинальный главный герой картины, Макс Рокатански (Том Харди), большую часть экранного времени являет собой отстраненного наблюдателя, в то время как у руля — не только автомобиля, но и всего фильма — Фуриоса. Воительница сбежала от Бессмертного Джо, освободив всех его жен. Шедевр феминизма? Ладно, может быть, концовка все портит — Макс героически спасает Фуриосе жизнь; да и жены Джо, похожие на супермоделей с обложки, подозрительно напоминают мифические иконы женственности… Но все-таки сколько вы знаете фильмов, где крутые женщины голыми руками рвут на части токсичный патриархат? Сколько боевиков, где герой-мужчина отходит на второй план? Хотя бы поэтому стоит отдать должное этой картине.
9. Начисто (Ladies and Gentlemen, the Fabulous Stains, 1982)
Режиссер: Лу Адлер
Нет ничего круче культовой классики 80-х. Картина Адлера показывает, какими сильными могут быть девочки-подростки. Коррин Бернс (Дайан Лэйн) собирает рок-группу, в составе которой исключительно девушки. Да, может быть, музыка у них не гениальная, но зато они уверены и в себе, и к тому же у них бесподобный стиль! Постепенно группа становится все более и более популярной, и толпы фанаток начинают копировать стиль Коррин — резкие красно-черные цвета с мейкапом в стиле макияжа рокера Дэвида Боуи с обложки альбома «Aladdin Sane». Эксцентричный, местами вульгарный панк-рок всегда считался мужской территорией, но Адлер показал, что женщинам такое бунтарство и самовыражение нужно не меньше — а может быть, даже и больше.
10. Тельма и Луиза (Thelma & Louise, 1991)
Режиссер: Ридли Скотт
«А что, если бы кто-то так вел себя с твоей матерью, или с твоей сестрой, или с женой?» — обращается Луиза (Сьюзен Сарандон) к водителю грузовика, который в разговоре с ней делал грязные намеки.
Минула четверть века, а посыл картины — всему есть предел, а хорошенького понемножку, — сейчас как никогда актуален. Когда Луиза убивает маньяка, напавшего на Тельму (Джина Дэвис), они даже не вызывают полицию, осознавая, что им все равно никто не поверит. Как бы они поступили в такой ситуации в 2019?
Фильм Скотта радикально изменил судьбу киносюжета о женской дружбы, но изменилось ли что-то еще? На Каннском фестивале Сьюзен Сарандон сказала: «После “Тельмы и Луизы” поговаривали, что количество фильмов с женщиной в главной роли увеличится. Но этого не случилось». Что ж… мы все еще может это исправить.
11. Отчаянно ищу Сьюзен (Desperately Seeking Susan, 1985)
Режиссер: Сьюзэн Сейдельман
Эта безумно смешная ода Нью-Йорку демонстрирует силу женской одержимости. Сьюзен (Мадонна) — объект восхищения половины города, а Роберта (Розанна Аркетт) — беззаботная домохозяйка, которая очень хочет стать Сьюзен. К счастью, Сейдельман отходит от категорий «плохой/хорошей девочки» и позволяет обеим героиням быть собой.
12. Дневник падшей (Tagebuch einer Verlorenen, 1929)
Режиссер: Георг Вильгельм Пабст
Это скорее немой каталог шокирующей неприязни к женщинам, нежели повесть о женских правах и возможностях, но картина обязательна к просмотру:
Героиня Луизы Брукс проходит нелегкий путь от жертвы изнасилования и отъявленной проститутки до счастливой жены. К тому же, Брукс и в жизни боролась за лучшую судьбу: она выступала против жестоких условий съемок еще до того, как это стало повсеместной практикой.
13. Орландо (Orlando, 1992)
Режиссер: Салли Поттер
В кино, конечно, возможно все, но Тильда Суинтон, меняющая гендерную идентичность в зависимости от исторической действительности — это сильно. Где-то проглядывается источник — одноименный роман Вирджинии Вулф — но в целом это путешествие от личности к личности, визуализированное Салли Поттер. Пышный праздник странности, в центре которого великая и таинственная Тильда Суинтон.
14. Молчание ягнят (The Silence of the Lambs, 1991)
Режиссер: Джонатан Демме
Пускай вся слава у Ганнибала Лектора, но звезда этого фильма, конечно, Кларисса Старлинг. Именно она проделывает всю работу, и делает ее хорошо — так что в итоге оказывается в одной комнате с убийцей. Смертельно напуганная, но до последнего настойчивая героиня Джоди Фостер сильнее беспрерывно причмокивающего монстра, сыгранного Хопкинсом, и именно борьба Старлинг — внешняя и внутренняя — задает тон всему фильму.
15. Розетта (Rosetta, 1999)
Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Молодая Розетта (блистательная Эмили Декьенн) живет в трейлере с матерью-алкоголичкой, и хочет только одного — не вылететь с работы, но в итоге ее судьба оказывается в руках лицемерного начальника и чересчур предприимчивого коллеги. Были слухи, что появление «Розетты» привело к улучшению условий труда в Бельгии. Хотя, скорее всего, причина этих изменений была в другом, но в такую версию поверить тоже несложно.
16. Чужой (Alien, 1979)
Режиссер: Ридли Скотт
По космическому кораблю рыскает инопланетное существо, фактически оплодотворяющее членов экипажа. Хотя научно-фантастический хоррор Ридли Скотта перегружен тем, что теоретики называют monstrous feminine («зверская женственность»), Сигурни Уивер, которая отвергает все условности и даже спасает кота (!), здесь совершенно прекрасна.
17. Персона (Persona, 1966)
Режиссер: Ингмар Бергман
Мало что так же хорошо символизирует сложную женскую природу, как абстрактное искусство — впрочем, с этим может посоревноваться Бергман с его детальными съемками и крупными планами.
Уже полвека эта картина является эталоном операторского мастерства — и значимым примером погружения в женское сознание.
18. Фокси Браун (Foxy Brown, 1974)
Режиссер: Джек Хилл
Добрый день! Сегодня у вас первое занятие по предмету «Учение о Пэм Гриер», и оно вам обязательно понравится. Величественная и бесстрашная, Гриер задевала за живое даже в эпоху, когда c женщинами на экране (да и вне его) уже считались: Фокси Браун переходит от мести к жестокости, а ее способность постоять за себя просто ошеломляет.
19. Женские проблемы (Female Trouble, 1974)
Режиссер: Джон Уотерс
Скорее всего, Джон Уотерс известен вам как король трансгрессивного кино, однако за всем его черным юмором неожиданно кроется сопереживание феминизму. Потерявшая рассудок Дивайн оказывается в центре эпической криминальной истории, которая рушит стереотипы и заставляет зрителей симпатизировать дерзкой иконе транссексуальности.
20. Одна поет, другая нет (L’une chante l’autre pas, 1977)
Режиссер: Аньес Варда
Эта картина Аньес Варды может показаться старомодной и устаревшей (иногда от французских народных песен прошибает холодный пот). Но при этом перед нами самая настоящая драма о борьбе за легализацию абортов и чистосердечной дружбе и солидарности — и она до сих пор остается столь же актуальной, как и любой другой фильм великого французского режиссера.
21. Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d’Arc, 1928, реж. Карл Теодор Дрейер)
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
Немой шедевр Карла Теодора Дрейера с Марией Фальконетти в роли легендарной французской воительницы и святой. И бесконечным множеством жестоких мужчин, полных намерения запугать женщин и заткнуть им наконец рот. Именно здесь зародилось феминистское кино.
22. Рожденные в огне (Born in Flames, 1983)
Режиссер: Лиззи Борден
Незаурядная документальная антиутопия от индивидуалистки из Мичигана Лиззи Борден, наполненная хулиганским духом, электронной музыкой и феминизмом. Фильм был снят спустя десять лет после волнений в Нью-Йорке, когда женщины решили бороться за равные права с помощью терроризма. Сама Борден говорила, что эта картина — призыв к действиям, обращенный к поколению двухтысячных. Ну что ж, огонь все еще горит.
23. Эрин Брокович (Erin Brockovich, 2000)
Режиссер: Стивен Содерберг
Мейнстримное феминистское кино, пожалуй, даже важнее, чем независимое: оно охватывает более широкую аудиторию и не всегда морализаторствует на публику. Поэтому мы должны быть благодарны оскароносной «Эрин Брокович» и Джулие Робертс. Эта картина рассказывает волнительную историю про заслуженную кару, которая постигла корпорацию, причиняющую вред простым людям.
24. Послеполуденные сети (Meshes of the Afternoon, 1943)
Режиссеры: Майя Дерен, Александр Хаммид
Эта завораживающая экспериментальная короткометражка рассматривает личность женщины в эпоху, когда большинство передовых деятелей кино интересовались исключительно побитыми мужланами. Знаковый фильм срежиссировали Майя Дерен и Александр Хаммид. Кстати, некоторые в то время полагали, что именно Хаммид проделал всю работу, как будто не могли поверить, что женщина вообще способна работать режиссером.
25. Чужие (Aliens, 1986)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Вслед за Ридли Скоттом («Чужой», 1979) Джеймс Кэмерон в сиквеле, исследуя внутренний мир Эллен Рипли (Сигурни Уивер), лишь добавил к рабочей теме вопрос материнства. Бесстрашная походка Рипли («Отвали от нее, мерзкая тварь!») так же канонична, как и сцена с честбастером из первого фильма, и являет собой феминистский подарок научной фантастике.
26. Моя блестящая карьера (My Brilliant Career, 1979)
Режиссер: Джиллиан Армстронг
В гениальной экранизации одноименного романа Майлза Франклина, снятой Джиллиан Армстронг, амбициозная писательница Сибилла Мелвин (Джуди Дэвис) принципиально отказывается от традиционных семейных обязанностей, отшивает потенциальных женихов и начинает строить карьеру. Закалившись в пути к поставленным целям, Сибилла учится быть независимой, поэтому являет собой вневременной пример для подражания.
27. Круг (Dayereh, 2000)
Режиссер: Джафар Панахи
Душераздирающая драма Джафара Панахи подвергает острой критике меры наказания, применяемые к женщинам в тюрьме и за ее пределами. Являясь сугубо политическим заявлением о сложившемся в обществе сексизме, картина просто и наглядно рассказывает о ежедневной борьбе группы несвязанных друг с другом женщин и обозначает их бремя в патриархальном мире, полученное при рождении.
28. Связь (Bound, 1996)
Режиссеры: Ларри (Лана) Вачовски, Энди (Лилли) Вачовски
Большинство эротических триллеров язык не поворачивается назвать феминистскими – однако броский дебют на тот момент еще братьев Вачовски является редким исключением. Джина Гершон мужественна, а Дженнифер Тилли женственна, однако они даже и не рассчитывают на мужское одобрение: обеим суждено достичь небывалых высот без особой конкуренции.
29. Деловая женщина (Working Girl, 1988)
Режиссер: Майк Николс
Будучи одновременно и необычайно смешным, и затрагивающий проблему женского профессионального роста фильм «Деловая женщина» до сих пор остается на удивление актуальным. Образ Мелани Гриффит, переобувающейся в офисе из кед в туфли, является отличным поп-символом сильного «слабого пола» в восьмидесятые.
30. Убить Билла (Kill Bill, 2003/2004)
Режиссер: Квентин Тарантино
Описания сильных киногероинь обычно чересчур изобилуют жесткими словами – однако Ума Турман в роли одержимой местью Невесты заслуживает их по праву. Железный взгляд, яркий спортивный костюм и профессиональные боевые навыки делают Невесту иконой суперсуровой женственности. Даже сегодня, когда мир узнал о халатности Квентина Тарантино на съемках и об омерзительных домогательствах Харви Вайнштейна, картина все равно остается очень влиятельным и широко известным экшн-фильмом с женщиной в главной роли. А для Голливуда это редкость.
31. Все о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999, реж. Педро Альмодовар)
Режиссер: Педро Альмодовар
Во всех фильмах Педро Альмодовара фигурируют сильные и независимые женщины. А в фильме «Все о моей матери» их больше, чем во всех остальных, и ни одна из героинь не подходит под какой бы то ни было стереотип (можете ли вы вспомнить хоть один фильм, где ВИЧ-инфицированная нянечка носит ребенка от проститутки-трансгендера?). «Все о моей матери» в дружелюбной и шутливой манере воспевает женские навыки выживания.
32. Цель номер один (Zero Dark Thirty, 2012)
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
Девушка без романтических интересов, сосредоточенная на карьере? Так бывает? Джессика Честейн играет агента ЦРУ, ответственную за операцию по поиску и ликвидации Усамы Бен Ладена. Гениальная Кэтрин Бигелоу показала миру, как женщина справляется с работой в сфере, которая считается мужской. После выхода в прокат фильм, к большому удивлению, вызвал огромную волну споров и дискуссий.
33. Алиса здесь больше не живет (Alice Doesn’t Live Here Anymore, 1974)
Режиссер: Мартин Скорсезе
Кино конца XX века вообще перенасыщено мужским шовинизмом. Но этот фильм отличается даже от ранних работ самого Скорсезе — в основном благодаря тонкому образу матери-одиночки и вдовы, которая никому не навязывает свои моральные принципы и взгляды. Переезжая с маленьким сыном из города в город, Алиса переживает череду разочарований и маленьких побед — вполне точная, как нам кажется, картина жизни любой женщины.
34. Все о Еве (All About Eve, 1950)
Режиссер: Джозеф Лео Манкевич
Эта грандиозная драма о мире шоу-бизнеса под микроскопом исследует сексизм, используя для этого сюжет об отношениях женщин разных поколений. Звезда Бродвея Марго Ченнинг (Бетт Дэвис) в своих выступлениях сетует, на какие жертвы приходится идти ради карьеры, в которой ее коллеги-мужчины никогда не стареют: «Биллу 32. Он на 32 и выглядит. Он так же выглядел и 5 лет назад. И через 20 лет ничего не изменится. Ненавижу мужчин».
35. С девяти до пяти (Nine to Five, 1980)
Режиссер: Колин Хиггинс
Трагедия фильма «С девяти до пяти» в том, что он до сих пор чертовски актуален: неравная оплата труда, сексуальные домогательства, мужские привелегии – темы феминисткой повестки остались неизменны. Но в этой картине о серьезных проблемах умудрились рассказать в шутливой и при этом непошлой манере. А заглавную песню, которую исполняют Джейн Фонда, Лили Томлин и Долли Партон, до сих пор заказывают в караоке.
36. Норма Рэй (Norma Rae, 1979)
Режиссер: Мартин Ритт
Суровая и непримиримая, упрямая и сексуально раскрепощенная Норма (Салли Филд, игра которой очень понравилась членам жюри премии Оскар) объединяет работников текстильной фабрики Северной Каролины в борьбе против произвола владельцев предприятия. Фильм Ритта был настолько прогрессивным, что даже партнер Нормы, профсоюзный деятель из Нью-Йорка (Рон Лайбмен), предстает перед зрителями как ее напарник, а не романтический спаситель.
37. Голодные игры (The Hunger Games, 2012)
Режиссер: Гэри Росс
Многие годы динозавры, хлопотавшие в закулисьях Голливуда, твердили нам, что экшн-фильмы с женщиной в главной роли не окупаются. А потом появилась Китнисс Эвердин и опровергла эту установку раз и навсегда. С луком и стрелами наготове, Дженнифер Лоуренс демонстрирует нам, что девушка может так подорвать сай-фай шаблон, что зрители будут кидаться деньгами, чтобы посмотреть на это.
38. Женщины (The Women, 1939)
Режиссер: Джордж Кьюкор
Героини фильма «Женщины» — а это 130 женских ролей — все до единой озабочены проблемами с противоположным полом и никак не олицетворяют феминизм. Но Кьюкор в своей сатирической манере сочувствует женщинам, чье положение в то время предполагало финансовое неравенство и дисбаланс в вопросах власти, присущих тому времени.
39. Детки в порядке (The Kids Are All Right, 2010)
Режиссер: Лиза Холоденко
На первых порах в Голливуде лесбиянок воспринимали как сенсацию (если их вообще хоть как-то воспринимали) — но эта элегантно снятая и красиво сыгранная драма стала долгожданным поворотным моментом. Аннетт Бенинг и Джулианна Мур идеально подходят на роль двух неидеальных возлюбленных, пытающихся и успешно вырастить двух ушлых подростков, и уберечь свой длительный роман от соблазна, похоти и ссор.
40. Маргаритки (Sedmikrásky, 1966)
Режиссер: Вера Хитилова
Вера Хитилова, чешский режиссер новой волны, сняла фильм о двух хулиганках (Житка Церхова и Ивана Карбанова), которые не то чтобы борются с режимом — скорее просто развлекаются. Фильм завораживает своим анархистским характером и при этом звучит провокационно: сегодня идея протеста как никогда актуальна.
Режиссер: Брайан Де Пальма
Интуитивно Стивен Кинг очень правильно понял все ужасы жизни молодых девушек (то еще кровавое месиво) и описал их в программном хорроре «Кэрри», а Брайан Де Пальма перенес их на экран. Это шокирующая история мести в рядах старшеклассников: с помощью телекинеза Кэрри накажет всех, кто над ней издевался.
42. Бестолковые (Clueless, 1995)
Режиссер: Эми Хекерлинг
Эми Хекерлинг сняла один из самых замечательных подростковых фильмов: это современная интерпретация романа Джейн Остин «Эмма». Девочки носят умопомрачительные наряды и крепко дружат, а Шер Хоровитц (Алисия Сильверстоун) в этой версии становится остроумной и даже милой.
43. Зимняя кость (Winter’s Bone, 2010)
Режиссер: Дебра Граник
До момента, когда она стала Китнисс Эвердин, Дженнифер Лоуренс была просто девятнадцатилетней девушкой из Кентукки. И именно роль в этом мрачном триллере, снятом в горах Озарк, стала для нее настоящим прорывом. Дженнифер сыграла Ри Долли, находчивую и выносливую девушку, которая ищет пропавшего отца — и, к сожалению, за время поисков сталкивается с бедностью, домогательствами и другими ужасами жизни.
44. Играй, как Бекхэм (Bend It Like Beckham, 2002)
Режиссер: Гуриндер Чадхи
Этой картиной Гуриндер Чадхи бросает вызов традиционно мужскому жанру спортивного кино и показывает, как сильна может быть girl power — а еще напоминает, что командные виды спорта очень объединяют. Мир, познакомься с Кирой Найтли!
45. Гравитация (Gravity, 2013)
Мы все еще держим в голове миф о сверхчеловеке — мужчине-астронавте с короткой стрижкой, поэтому сложно поверить, что у них тоже могут быть какие-то проблемы.
Но перед нами — Сандра Буллок в роли Райан Стоун, наспех натренированного нерешительного специалиста, и она должна выжить в одиночестве на орбите, переживая к тому же собственное горе. Отличный пример того, что свежий кастинг меняет угол зрения.
46. Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day, 1991)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Сара Коннор (Линда Гамильтон) — беспокойная душа безжалостного сиквела Джеймса Кэмерона. Сара оказалась совершенно нетипичной и очень вдохновляющей героиней: у нее есть оружие, у нее есть ярость, у нее есть будущее, которое она хочет изменить — и преуспевает в этом благодаря силе и находчивости. В первом фильме слова «Я вернусь» произносит Арнольд Шварцнеггер — но ждем мы возвращения Сары.
47. Бабадук (The Babadook, 2014)
Режиссер: Дженнифер Кент
В режиссерском дебюте Дженнифер Кент монстр — это сама идея материнства. История изможденной, потерявшей близкого человека Амелии (Эсси Дэвис) и ее перепуганного сынишки (Ной Уайзман) — на самом деле о страхе стать плохим родителем, и — самое ужасное — возможно, намеренно ранить собственного ребенка. Табуированная тема в фильме становится образной и настоящей.
48. Покажи мне любовь (Fucking Åmål, 1998)
Лукас Мудиссон всегда чествовал внутреннюю силу женщин, начиная с душераздирающей картины «Лиля навсегда» и заканчивая фильмом о панках-бунтарках «Мы — лучшие», но всего милее сердцу все равно его дебютная лента. «Покажи мне любовь» — это история двух смущенных старшеклассниц, которые влюбляются друг в друга. Их публичный каминг-аут, как и финал картины, воодушевляет.
49. Принцесса Мононоке (Mononoke-hime, 1997)
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Самые успешные картины Миядзаки рождаются вокруг женских историй:от отважной Тихиро в «Унесенных призраками» и до невероятно сильной Софи в фильме «Ходячий замок». Но ни одна из них не была настолько свирепой и страстной, как Сан, которая оседлала волка и сражается ради защиты природы от людей-захватчиков.
50. Неприятности с ангелами (The Trouble with Angels, 1966)
Режиссер: Ида Лупино
Ида Лупино сняла свою комедию о взрослении уже под конец карьеры. Действие фильма происходит в защищенном от мужчин месте: две шалуньи (Хейли Миллз и Джун Хардинг) учатся в католической Академии Святого Франциска для девочек и постепенно каждая из них находит свою цель в жизни. Сложно представить, была бы у нас «Леди Берд» без этого фильма.
51. Небесные создания (Heavenly Creatures, 1994)
Режиссер: Питер Джексон
Задолго до славы творца «Властелина колец» Питер Джексон снял драму об отношениях двух девочек-подростков. Надо признать, что дружба нечасто бывает настолько токсичной, как между Полин (Мелани Лински) и Джульет (Кейт Уинслет), чьи характеры имеют реальных прототипов, совершивших убийство в 1950-х. Но крепкая привязанность, проживание совместного опыта и общие фантазии — такое знакомо почти всем.
52. 3 женщины (3 women, 1977)
Режиссер: Роберт Олтмен
Своеобразная версия «Персоны» Бергмана, снятая Робертом Олтменом, — это нежное, немного сказочное исследование женской субъективности. По мере того, как зритель неумолимо погружается в жизнь калифорнийского городка, связь с реальностью становится все слабее… Шелли Дювалл и Сисси Спейсек смогли очень точно передать неуверенность и чувство незащищенности, которые так часто живут в женщине.
53. Танцуй, девочка, танцуй (Dance, Girl, Dance, 1940)
Режиссеры: Дороти Арзнер, Рой Дель Рут
Задолго до появления термина «мужской взгляд» Дороти Арзнер — единственная женщина-режиссер Голливуда в 1930-х — сняла драму о своевольной балерине Джуди (Морин О’Хара), которая бойко стыдит мужчин, позволяющих себе приставания.
Один из важных постулатов мюзикла — что уважения достойны все женщины, неважно, по пути нам с ними или нет.
54. Гуляют, болтают (Walking and Talking, 1996)
Режиссер : Николь Холофсенер
Дебютная картина Николь Холофсенер о болезненной привязанности двух старых манхэттенских подруг (Кэтрин Кинер и Энн Хеч) доказывает талант Николь прописывать умных, сложных женских персонажей. Сама история не нова: свидания, мужчины, брак, ссоры. Но этот фильм не идет по верхам, а углубляется в тонкости женских отношений — и к тому же не чужд мрачного юмора.
55. Заткнись и пой (Shut Up & Sing, 2006)
Режиссеры: Барбара Коппл, Сесилия Пек
На концерте в Лондоне в 2003 году группа Dixie Chicks высказалась против Джорджа Буша-младшего (солистка Натали Мейнс: «Мы не хотим этой войны, этого насилия, и нам стыдно, что президент Соединенных Штатов родом из Техаса»). После этого многие фанаты группы стали очернять ее и даже присылать анонимные угрозы.
Документальный фильм показывает взаимную поддержку и стойкость друзей перед лицом противника — и это сестринство вдохновляет!
56. Холодное сердце (Frozen, 2013)
Режиссеры: Крис Бак, Дженнифер Ли
Кажется, мы все знаем, как закончится этот анимированный мюзикл: проклятие сможет разбить лишь истинная любовь, тем более что и красивый принц рядом ходит. Но нет! В этом сюжете самое важное — это связь между сестрами, ведь принцы не супер надежные ребята. Приятная поправка к, по сути, каждому фильму Диснея, который вышел раньше.
57. Тишина вокруг Кристине М. (De stilte rond Christine M., 1982)
Режиссер: Марлен Горрис
Что, если бы все женщины, пережившие насилие, объединились и выступили против господства мужчин? Потрясающая провокационная картина голландского режиссера-сценариста Марлен Горрис заряжена черным юмором: три незнакомые женщины — мать, секретарь и официантка, — в здравом уме и без четкой мотивации объединяются против владельца магазина. Они решают хранить молчание в суде, превращая свое поведение в символический акт.
58. Мустанг (Mustang, 2015)
Режиссер: Дениз Гамзе Эргювен
В фильме режиссера Дениз Гамзе Эргювен, номинированном на «Оскар», ясно видна критика турецкого патриархата. Пятеро сестер восстают против взрослых обидчиков и устаревших традиций — это одновременно и социальная драма и сказочная фантазия об освобождении. Актуальный в своей универсальности, «Мустанг» показывает реальность, скрытую от глаз мужчин-консерваторов.
59. Джентльмены предпочитают блондинок (Gentlemen Prefer Blondes, 1953)
Режиссер: Ховард Хоукс
Феминистка — охотница за богатством? Да, пожалуйста! Напевая песню «Diamonds Are a Girl’s Best Friend» («Лучшие друзья девушек — бриллианты»), Лорелей Ли (Мерлин Монро) показывает, что охота за богатством — это фактически основа патриархата. Да и вообще, кому нужны мужчины! Дружба Лорелей с Дороти Шоу (Джейн Расселл) — вот самая важная любовная история в этом фильме.
60. Золотоискатели (The Gold Diggers, 1983)
Режиссер: Салли Поттер
Для съемок этого фильма Салли Поттер собрала исключительно женскую команду, за что уже получает плюс сто баллов от феминисток — особенно в 1983, — а Джули Кристи и Колетт Лафон потрясающе сыграли в этой экспериментальной сюрреалистичной картине.
61. Чудо-женщина (Wonder Woman, 2017)
Режиссер: Пэтти Дженкинс
Как приятно после стольких блокбастеров с белым мужчиной по имени Крис в главной роли увидеть большое, смелое супергеройское кино про женщину (Галь Гадот). Но дело даже не в том, что нам надоело видеть мужчин на экранах: в картине Пэтти Дженкинс Чудо-женщина выступает амбассадором сострадания и прощения — в манифестах супергероев-мужчин такого не встретишь. Это, надо сказать, добавляет удару с разворота дополнительный эмоциональный вес.
62. Жить своей жизнью (Vivre sa vie: Film en douze tableaux, 1962)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В самом чувственном фильме «Жить своей жизнью» Годар наблюдает за обреченной жизнью проститутки (эту роль сыграла муза режиссера Анна Карина). Крупный план заплаканного лица Наны, когда она с восторгом смотрит «Страсти Жанны д`Арк» — это волнующий ранний пример того, что сейчас называется в кинематографе «женским взглядом».
63. Спасение (Safe, 1995)
Режиссер: Тодд Хейнс
Это невероятно мрачная картина Тодда Хейнса погружает зрителя в темные уголки сознания домохозяйки, живущей недалеко от Лос-Анжелеса и страдающей от недуга, который называют «синдромом XX века». Хейнс не предлагает никаких легких решений для ситуаций, когда вдруг охватывает необъяснимая тоска. Но он дает своей героине право чувствовать то, что она чувствует — вместо того, чтобы просто поставить штамп «истеричка».
64. Кинопроба (Odishon, 1999)
Режиссер: Такаси Миике
Хоррор Такаси Миике, который сложно смотреть даже ярым фанатам жанра, является возмездием в чистом виде: режиссер режет на суши подонков — охотников за девушками. Заодно уничтожая и саму идею, что японская женщина обязана быть покорной. Двое друзей решают устроить фейковое прослушивание для фильма и таким образом знакомятся с Асами (Эйхи Сиина), которая на второе свидание приносит иглы и колючую проволоку.
65. Шербурские зонтики (Les parapluies de Cherbourg, 1964)
Режиссер: Жак Деми
Преступления Катрин Денев против феминизма, к сожалению, задокументированы (недавно она подписала письмо, критикующее кампанию #MeToo), но все-таки не стоит забывать, что в милом мюзикле Жака Деми она играет беременную девушку, которой приходится принимать сложные решения о замужестве и любви.
66. Девичество (Bande de filles, 2014)
Режиссер: Селин Скьямма
Есть куча фильмов о мальчишках и их суровом детстве в пригородах и жестоких районах. А что насчет их сестер? Селин Скьямма сняла драму о жизни шестнадцатилетней Мэриэм (Каридья Туре), которая живет в пригороде Парижа. Она знакомиться с местными девчонками и вдохновляется новой дружбой (а также треком Рианны «Diamonds», который звучит в самый эйфористический момент фильма).
67. Охотники за привидениями (Ghostbusters, 2016)
Режиссер: Пол Фиг
Может, это и не лучший фильм 2016 года, но с феминистской точки зрения он определенно был самым захватывающим, что бы там ни говорили в сети любители оригинальной картины с мужским кастом. Новая женская команда, включая странноватую Кейт МакКиннон в роли лесбиянки с убийственными танцевальными движениями. Она стала ключом к новой жизни сюжета: это интересные и забавные, легко узнаваемые героини, которые, кроме всего прочего, еще и женщины!
68. Морверн Каллар (Морверн Каллар, 2002)
Режиссер: Линн Рэмси
Да, фильм снят женщиной, и в фильме есть сложный женский персонаж (Саманта Мортон), но не это самое революционное в картине Рэмси! Важно, что Морверн никто не осуждает и не наказывает за ее «неподобающее» поведение. Кроме того, Рэмси и Мортон смогли наглядно показать, что переживает женщина, которая не чувствует себя частью ни своего гендера, ни своего класса.
69. Фарго (Fargo, 1995)
Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн
Фрэнсис МакДорманд блестяще сыграла в черной криминальной комедии Коэнов начальницу полиции маленького городка в Миннесоте Мардж Гандерсон. Эта великолепная женщина ловит преступников с помощью щеподробилки, ведет остроумные диалоги и занимается домашним хозяйством — и все на седьмом месяце беременности.
70. Ведьма любви (The Love Witch, 2016)
Режиссер: Анна Биллер
Загадочная и хладнокровная Элейн (Саманта Робинсон) путешествует по побережью Калифорнии, варит зелья и обрекает мужчин на погибель — но при этом ее не назовешь бездумной красоткой из «Плейбоя». Может быть, фильм и снят в стиле ретро, который так любит Анна Биллер, но взгляды режиссера в гендерных вопросах — самые современные.
71. Крошечная мебель (Tiny Furniture, 2010)
Режиссер: Лина Данэм
Для Лины Данэм это стало началом карьеры: в двадцать три она написала сценарий к своей первой картине, в которой выступила и режиссером, и актрисой. Низкобюджетный инди-фильм «Крошечная мебель» по-новому показывает секс и женскую дружбу, а кроме того, обнажившись перед камерой, Данэм бросила вызов традиционным стандартам красоты в киноиндустрии.
72. Цветы лиловых полей (The Color Purple, 1985)
Режиссер: Стивен Спилберг
Амбициозная экранизация романа Эллис Уокер затрагивает огромное число тем, включая расизм, домашнее насилие и сексуальное принуждение. Фильм в деталях рассказывает о жизни черной женщины с юга (Вупи Голдберг), которая пытается выжить в мире мужского авторитета и сталкивается с самой жестокой социальной нормой того времени — «Законами Джима Кроу» о расовой сегрегации.
73. Жареные зеленые помидоры (Fried Green Tomatoes, 1991)
Режиссер: Джон Эвнет
Два поколения дерзких женщин из Алабамы помогают друг другу противостоять супружескому пренебрежению и насилию (а также им помогает «Тованда Великодушная, Исправляющая Несправедливость и Несравненная Королева»). Режиссер Джон Эвнет снял вдохновляющее кино, в котором чествуется женская любовь (будь то дружба или что-то иное) и отвергаются мужские привилегии.
74. Я стреляла в Энди Уорхола (I Shot Andy Warhol, 1996)
Режиссер: Мэри Хэррон
Вэлери Соланас, маргинальная художница, жившая в деловом центре Нью-Йорка, написала радикальный «SCUM Manifesto» («Манифест общества полного уничтожения мужчин»), в 1968 году совершила покушение на Энди Уорхола после того, как ее рукопись была отвергнута уорхолловской студией «Фабрика». Мэри Хэррон и Лили Тейлор проделали героическую работу, наделив Вэлери Соланас достоинством и превратив ее отчаяние в ярость.
75. День, когда я стала женщиной (Roozi ke zan shodam, 2000)
Режиссер: Марзия Махмальбаф
Рассказывая о трех поколениях иранских женщин, режиссер Марзия Махмальбаф с легкость и очень точно описывает патриархат, царящий в исламской культуре. Картина, которая будет интересна и понятна широкому зрителю, вместе с тем несет четкий призыв к срочным действиям.
76. Преместь (Prevenge, 2016)
Режиссер: Элис Лоу
Этой черной комедией режиссер-сценарист Элис Лоу изгоняет собственные страхи, связанные с беременностью (во время съемок она была на восьмом месяце). Это фильм о серийной убийце: Лоу, которая также исполняет главную роль, играет беременную девушку, которая верит, что ее нерожденный малыш велит ей совершить убийство.
77. Мистическая пицца (Mystic Pizza, 1988)
Режиссер: Дональд Питри
Мудрые работницы «Мистической пиццы», наученные горьким опытом разбитых сердец и классовых конфликтов, создали вокруг себя экосистему, в которой больше всего ценится поддержка и взаимопомощь. И, может быть, романтическая комедия Дональда Питри и закончится свадьбой, но будьте уверены — девушка оставит свою фамилию!
78. Приятный разговор (Smooth Talk, 1985)
Режиссер: Джойс Чопра
Картина снята по рассказу Джойс Кэрол Оутс и открывает зрителю мир девочки-подростка. Сексуальная угроза, которая чувствуется на протяжении всего фильма и достигает пика к финалу, показана совсем не так грубо, как можно было бы подумать. Кроме того, стоит отдельно отметить выдающуюся работу молодой Лоры Дерн.
79. Оседлавший кита (Whale River, 2002)
Режиссер: Ники Каро
В этой вдохновляющей новозеландской картине девочка (потрясающий дебют Киши Касл-Хьюз) бросает вызов укоренившейся системе правления в племени маори. Феминистское послание фильма вдохновило и Голливуд: Ники Каро была назначена режиссером диснеевского ремейка «Мулан». Надеемся, что в новой работе ее настрой не изменится.
80. Побудь в моей шкуре (Under the Skin, 2013)
Режиссер: Джонатан Глейзер
Этот сложный научно-фантастический фильм, снятый как документальное кино, отлично читается в русле феминизма. Пока инопланетная героиня Скарлетт Йоханссон бродит по Глазго в поисках жертв, скрытая камера снимает, как ведут себя мужчины, — чтобы уже в следующей сцене мы увидели совершенно иную расстановку сил.
Может быть, фильм Глейзера и задает больше вопросов, чем дает ответов — но зато делает это отлично.
81. Бруклин (Brooklyn, 2015)
Режиссер: Джон Краули
1950-е. Эйлис (Сирша Ронан) бросает вызов судьбе, которая сулит ей скучную работу и ранний брак с соседским парнем, — и отправляется в путешествие через океан, в Америку. И хотя в какой-то момент ожидаемо приходят сомнения, героиня этой феминисткой картины о взрослении находит смелость поверить в собственную мечту.
82. Суфражистка (Suffragette, 2015)
Режиссер: Сара Гаврон
Хотя действие фильма происходит в 1912 году, «Суфражистка» — больше, чем просто историческая драма. Рассказывая о том, как женщины Великобритании сражались за право голосовать, эта картина многое говорит о патриархате и в современном мире. Кэри Маллиган играет девушку из среднего класса, которая работает в прачечной и терпит домогательства начальника — но она находит себя в движении суфражисток.
83. Прерванная жизнь (Girl, Interrupted, 1999)
Режиссер: Джеймс Мэнголд
Действие фильма, основанного на автобиографии Сюзанны Кейсен, происходит в шестидесятых и разворачивается в психиатрической лечебнице. Невероятно тонко в картине, которая воздает должное силе женской дружбы, освещены такие темы, как депрессия, анорексия, самоповреждение, а Вайнона Райдер и Анджелина Джоли, получившая за роль в этом фильме премию «Оскар», сыграли безукоризненно.
84. Сырое (Raw, 2016)
Режиссер: Джулия Дюкорно
Хорроры часто полны полураздетых девочек-подростков, убегающих с криками от ужасающего безумца (обязательно мужчины). Французская режиссер-сценарист Джулия Дюкорно своим каннибальским хоррором, вызывающим тошноту, меняет все роли: в фильме рассказывается о хладнокровной шестнадцатилетней Жюстин (Геренс Марилье), которая поступила в ветеринарную школу и обнаружила неутолимый аппетит к запретному.
85. Битва полов (Battle of the Sexes, 2017)
Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
Пока продолжаются споры о равной оплате труда в спорте, фильм «Битва полов» вспоминает о переломном моменте, когда теннисная чемпионка Билли Джин Кинг (Эмма Стоун) отказалась спасовать перед сексистом Бобби Ригсом (Стив Карелл). Фильм поднимает не только феминистскую повестку, но и затрагивает вопросы ЛГБТ.
86. Девушка возвращается одна ночью домой (A Girl Walks Home Alone at Night, 2014)
Режиссер: Ана Лили Амирпур
О нет, неужели это очередной черно-белый иранский феминистский вестерн о вампирах!
Но эта картина действительно особенная: главная героиня дебютного фильма Аны Лили Амирпур, одинокая девушка в парандже, которая бродит по улицам города, — охотница, а не жертва. И в качестве добычи — как это бывает в вампирских историях, написанных женской рукой, — она предпочитает тех, кто сам бы не прочь поохотиться.
87. Леди Макбет (Lady Macbeth, 2016)
Режиссер: Уильям Олдройд
Фильм никак не связан с Шекспиром, но не спешите его откладывать: в этой драме о Великобритании XIX века без убийства не обойдется. Кэтрин (Флоренс Пью) выходит замуж за мужчину вдвое старше и вдвое глупее — и, конечно, девушке есть что поменять в новом доме.
88. Персиполис (Persepolis, 2007)
Режиссер: Венсан Паронно, Маржан Сатрапи
Маржан Сатрапи, иллюстратор, экранизировала собственный комикс о взрослении в Тегеране: получилась сильная, полновесная анимационная автобиография, наполненная добротой и юмором. Все начинается с беззаботного детства Маржан во время последних дней режима шаха — но происходит революция, и девушка внезапно оказывается в стране, где права женщин сильно ограничены.
89. Бабушка (Grandma, 2015)
Режиссер: Пол Вайц
Британские ученые установили, что любой фильм становится на 75% более феминистским от присутствия Лили Томлин — хотя «Бабушка» и без этого стремилась ко всем 100%.
Лили Томлин играет овдовевшую лесбиянку, поэта и активистку, которая везет свою внучку-подростка на аборт. Все сложные темы, политические и личные, освещены с суровой любовью и изумительным юмором.
90. Подружки (Girlfriends, 1978)
Режиссер: Клаудия Вайль
Когда вышел шедевр Клаудии Вайль, посвященный женской дружбе, один зритель восторженно отметил, что «это замечательный фильм». Это был Стэнли Кубрик.
Фильм рассказывает о Сьюзан (Мелани Мейрон) и ее соседке Энн (Анита Скиннер), пути которых постепенно расходятся из-за превратностей судьбы. При этом дискриминация и дилетантские взгляды мужчин показаны с таким остроумием и проницательностью, что это кино явно заслуживают больше преданных фанатов, чем один Кубрик.
91. Ребро Адама (Adam’s Rib, 1949)
Режиссер: Джордж Кьюкор
Фильмы с участием Спенсера Трейси и Кэтрин Хепберн получаются такими удачными, потому что они всегда берутся за роли, в которых будут равны. Здесь они играют супружескую пару адвокатов, которые оказываются по разные стороны баррикад в деле о домашнем насилии. Она выигрывает суд, а он — личный спор, который начинается после. Все заканчивается тем, чем начиналось: любовью и оживленными спорами.
92. Дочь шахтера (Coal Miner’s Daughter, 1980)
Режиссер: Майкл Аптед
Если сама Сисси Спейсек, получившая за эту роль «Оскар», называет легендарную исполнительницу кантри Лоретту Линн феминисткой — мы не видим причин спорить. Актриса играет мечтательницу из Кентукки: ее неожиданно захлестнула слава, но девушка продолжает упорно работать, считая это смыслом жизни. «Дочь шахтера» — сильное кино, которое показывает мощь актерского и вокального таланта блистательной Спейсек.
93. Моана (Moana, 2016)
Режиссеры: Рон Клементс, Джон Маскер, Дон Холл
Дисней, который мы заслужили: нарисованные героини забросили пяльцы и веники и теперь мечтают путешествовать, исследовать новые земли и спасать людей. Эволюция сказочных принцесс от «Золушки» до «Моаны» идет в ногу с эволюцией феминизма, так что у следующего поколения маленьких девочек будут отличные примеры для подражания.
94. Несколько женщин (Certain Women, 2016)
Режиссер: Келли Райхардт
«Ваша жена на Вас работает?» — «Нет, она мой босс». Шестой и лучший художественный фильм Келли Райхардт смотрит с поднятой бровью на бытовой сексизм и общество, которое допускает его существование. В фильме рассказывают историю о том, как четыре женщины (Лора Дерн, Мишель Уильямс, Кристен Стюарт и Лили Гладстоун) пытаются устроить свою жизнь на беспощадных землях Монтаны.
95. Претендент (The Contender, 2000)
Режиссер: Род Лури
Это настолько сильный фильм, что вам сразу захочется показать его своей несуществующей дочери и сказать: «Вот, к чему ты стремишься»! Пока все вокруг сходят с ума в аду политической борьбы за место вице-президента, Лэйн Хенсон (Джоан Аллен), попав в центр старого секс-скандала, сохраняет изумительное самообладание. Любое сходство с политиком в брюках совершенно случайно.
96. Без крыши, вне закона (Sans toit ni loi, 1985)
Режиссер: Аньес Варда
В кино нечасто встречались отрицательные героини: ведь предполагается, что женщины должны быть мягкими и заботливыми. Но драма Аньес Варды, сложная, полная сочувствия, стала приятным исключением. Показывая в самом начале фильма смерть бродяжки Моны (Сандрин Боннэр), Варда начинает по кусочкам восстанавливать последние дни нелегкой жизни девушки.
97. Звездные войны: Последние джедаи (Star Wars: Episode VIII – The Last Jedi, 2017)
Режиссер: Райан Джонсон
Очевидно, политкорректность переходит все границы: кто бы мог подумать, что женщина может обуздать Силу, а две другие — занять позиции в верхушке Восстания? Что бы ни говорили самые яростные фанаты, все эмоциональные, неожиданные моменты и даже обнадеживающий финал фильма — заслуга ярких и храбрых женщин.
98. Она (Elle, 2016)
Режиссер: Пол Верховен
Изнасилование на экране часто показывают неумело, но только не в этом фильме. Пол Верховен и Изабель Юппер, исполнительница главной роли, воспринимая насилие как, безусловно, ужасное преступление, не соглашаются с тем, что оно обязательно должно определять дальнейший ход жизни жертвы. Мишель в исполнении Изабель Юппер реагирует на нападение довольно неожиданным образом, можно даже сказать — легко, однако ее сила и готовность действовать не подвергаются никакому сомнению.
99. Дьявол носит Prada (The Devil Wears Prada, 2006)
Режиссер: Дэвид Фрэнкел
«Дьявол носит Prada» стал одной из самых цитируемых комедий начала двухтысячных, заполнив пустоту в поп-культуре, которая осталась после окончания «Секса в большом городе». Фильм остро насмехается над снобизмом мира моды и при этом показывает, как взаимодействуют женщины на рабочем месте (все боятся королевы — Миранды Пристли (Мэрил Стрип), своеобразным прототипом которой стала Анна Винтур).
100. Женский бой (Girlfight, 2000)
Режиссер: Карин Кусама
Инди-картина режиссера-сценариста Карин Кусамы запустила стремительную карьеру Мишель Родригес: она сыграла молодую боксершу из Бруклина, которая соревнуется в жестоком мире мужчин. «Женский бой» отвергает клише, присущие фильмам о спорте, и несет довольно четкое феминистское послание: она пришла побеждать — и она победит.