Феномен «Голодных игр»: стоит ли смотреть «Балладу о змеях и певчих птицах»? | Кино | Time Out

Феномен «Голодных игр»: стоит ли смотреть «Балладу о змеях и певчих птицах»?

Стас Погорский   22 ноября 2023
5 мин
Феномен «Голодных игр»: стоит ли смотреть «Балладу о змеях и певчих птицах»?
Спустя восемь лет после релиза последней экранизации «Голодных игр» франшиза вернулась в мировой прокат. «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» рассказывает историю становления главного антагониста серии, Кориолана Сноу, за несколько десятилетий до событий оригинальной саги. Рассказываем о феномене «Голодных игр» и делимся впечатлениями о приквеле.

«Голодные игры» — франшиза, вышедшая в идеальный момент

«Голодные игры» — как оригинальные книги, так и фильмы с Дженнифер Лоуренс — у многих ассоциируются с эпохой засилья фантастики для «взрослых подростков». И не зря: история, созданная американской писательницей Сьюзен Коллинз, вышла аккурат к завершению «Сумерек» (в 2008 году в случае с книгой и в 2012 году с фильмом) и переманила аудиторию, в которой проснулся интерес к подростковой драме, сильным героиням и любовным треугольникам. К тому времени зритель подустал от произведений-подражателей «Сумерек», сюжет которых строился вокруг сверхъестественных существ: вампиров, оборотней и фей. На их фоне история про недалекое и очень мрачное будущее без магии и мистики ощущалась глотком свежего воздуха.

«Голодные игры» прилежно следовали канонам подросткового жанра. Главная героиня серии Китнисс Эвердин — 16-летняя девушка, неприметная внешне, но в то же время совсем не такая, как ее сверстницы. Она получает шанс проявить себя, когда ее младшую сестру выбирают представителем Дистрикта 12 (разумеется, самого бедного из всех районов) на очередных Голодных играх — жутком шоу, в котором молодые люди бьются насмерть до последнего выжившего на потеху высшему классу. Чтобы спасти сестру от почти гарантированной смерти, Китнисс вызывается вместо нее. Так героиня ввязывается в намечающийся государственный переворот.

«Голодные игры» умело привлекали и удерживали очень разные аудитории. Для поклонников «Сумерек» здесь был даже более интересный и напряженный любовный треугольник: сперва пути Китнисс пересекаются с изобретательным и милым Питом, но позже на горизонте появляется не менее привлекательный Гейл. При этом «Игры» читались и смотрелись как отличный экшен-триллер — благодаря тому, что большинство событий серии связаны с игрой на выживание, здесь прекрасно раскрываются сложные и напряженные отношения между участниками.

Однако считать себя поклонником «Голодных игр» для детей конца девяностых — начала нулевых было не так «стыдно», как фанатеть от «Сумерек». Все потому, что сердцем повествования были вовсе не метания Китнисс между двумя симпатичными юношами, а антиутопия, обнажающая уродливую природу современного общества и человеческой сущности. По мере развития сюжета героиню гораздо меньше интересуют дела любовные — ее естество все сильнее черствеет от происходящих ужасов и бесчеловечных политических интриг.

«Голодные игры» прекрасно работают как классическая антиутопия. Само существование кровавого шоу как инструмента контроля и подавления бунтарских настроений в обществе показано правдоподобно. В отличие от многочисленных подражателей: например, от серии «Дивергент», где антиутопический мир рассыпается в пыль, стоит лишь слегка приложить к нему здравый смысл или логику самой вымышленной истории.


«Баллада о змеях и певчих птицах» — приквел, удачно дополняющий основную серию

Учитывая феноменальный успех «Голодных игр», вполне ожидаемо, что серия пошла по еще одной проторенной подростковыми книгами дорожке: выпуск дополнительных и не слишком-то обязательных произведений в той же вселенной. К счастью, Коллинз порадовала поклонников не «Голодными играми» глазами Пита, не новеллой о детях главной героини и даже не лишенным какого-либо действия приквелом о детстве Китнисс и ее сестры. «Баллада о змеях и певчих птицах» — история о том, как Кориолан Сноу превратился из подающего надежды молодого человека в одного из самых кровавых диктаторов фантастических произведений.

С главной задачей — показать извилистый путь героя — «Баллада» справляется здорово. В начале сюжета Кориолан (Том Блит) наделен вполне человечной и понятной мотивацией: ему нужно добиться исключительного успеха, чтобы сохранить шаткое положение семьи в высшем классе, ведь жизнь людей за пределами Панема сложно назвать привлекательной. Сноу получает шанс, когда ему поручают наставлять одного из участников грядущих десятых Голодных игр — харизматичную певицу Люси Грей Бэйрд (Рэйчел Зеглер).

Если оригинальные «Голодные игры» фокусировались на том, как можно свергнуть панемскую диктатуру и возможно ли это вообще, то «Баллада о змеях и певчих птицах» углубляется в психологию, благодаря которой Голодные игры закрепились как ежегодная традиция и эффективный инструмент для подавления бунтарских настроений. Дело в том, что в приквеле Игры переживают кризис: всего за 10 сезонов шоу, как ни странно, приелось аудитории. Оно больше не вызывает интереса и даже не запугивает бедняков.

Именно дуэту Кориолана и Люси Грей Бэйрд предстоит освежить формат мероприятия и сделать зрелище по-настоящему интересным. Так Сноу, шоумен по натуре, изобретает полноценные предвыборные кампании для трибьютов. Теперь они вынуждены работать над публичным образом и собирать армию фанатов. Его подопечной становится девушка, совершенно не приспособленная к состязаниям, но зато способная с легкостью очаровать аудиторию харизмой и ангельским голосом.

«Балладе» удалось сделать мир «Голодных игр» еще более убедительным и запоминающимся. Фильм доказал, что Кориолан Сноу — все-таки человек, а не просто антагонист-функция, коим он казался в оригинальных лентах. Авторы франшизы ни в коем случае не оправдывают его поступки, особенно в роли правителя в основной серии, но все же подталкивают зрителя к тому, чтобы переживать за судьбу героя. Это делает его неизбежное моральное падение еще более ошеломительным и болезненным.

Фото: кадры из фильмов