Семья, любовь и поиск себя: Как работают фильмы Эрика Лартиго
Семья и любовь
Фильм: «Как жениться и остаться холостым»
Эрик Лартиго — успешный французский комедиограф, двукратный номинант на премию «Сезар». В его картинах поразительно легко уживаются трогательное и нелепое, стыдно и очаровательное, лирика и ирония.
Самой известной работой режиссера за пределами Франции в свое время стала драмеди «Как жениться и остаться холостым». Главный герой картины — 43-летний холостяк Луи Коста (Ален Шаба). Его жизнь размеренна и на первый взгляд полноценна: престижная работа, отличная квартира и никаких бытовых проблемам. Луи находится на попечении матери и сестер, но все меняется, когда родственницы решают подыскать ему невесту.
Далее события разворачиваются классическим для такой завязки образом. Герой продумывает авантюру, в которую втягивает сестру своего хорошего друга Эмму (Шарлотта Генсбур). Девушка должна притвориться невестой Луи, а в решающий момент — сбежать с фиктивной свадьбы.
Сюжетные виражи оказываются вполне стандартными, поэтому имеет смысл поговорить о деталях — им Лартиго уделяет значительное внимание.
История рассказана в умеренном темпе, без лишнего пафоса, зато с душевным теплом, от которого невольно хочется улыбаться.
Режиссер делает ставку на детализацию процесса подготовки и воплощения аферы — все для того, чтобы зрители обомлели от комического абсурда происходящего. Герои обговаривают почасовую оплату поддельной невесты, препираясь из-за каждого лишнего цента. Мы имеем возможность встать на место Эммы и прочувствовать, каково это — быть объектом придирчивой оценки, мы можем искренне посмеяться над тем, как выстраивается хрупкая пирамида обманов и надежд.
«Как жениться и остаться холостым» — история о том, что такое семья, и о том, что даже «вечные» фамильные ценности стоит соотносить с реальностью. Режиссер гармонично вплетает в сюжет не только борьбу с устаревшими представлениями о мире, но и феминистическую повестку, лицом которой является героиня Генсбур.
Эмма меняет систему «правильного» и «неправильного» в семье Луи — а еще она справляется с усыновлением ребенка, хотя из-за отсутствия мужа это оказывается очень сложной задачей.
Герои Лартиго — люди, которые попадают в неловкие ситуации и авантюрные истории, но неминуемо обретают свое счастье. Режиссер опирается на простую, но важную мысль: преодолеть можно любые неурядицы, главное — любить. И его персонажи прекрасно иллюстрируют эту идею.
Из мрака к свету
Фильм: «Человек, который хотел оставаться собой»
Следующая значимая работа Лартиго — «Человек, который хотел оставаться собой». Фильм снят по роману Дугласа Кеннеди и рассказывает историю Поля Эксбена (Ромен Дюрис), некогда успешного сотрудника одной из адвокатских контор Парижа.
У Поля большая зарплата, прекрасный дом и подрастающие сыновья, однако сам герой не слишком счастлив.
Работая адвокатом, Эксбен похоронил мечту сделать карьеру фотографа: он трудится изо всех сил, чтобы его жена могла позволить себе заниматься писательством. Но супруга, как выясняется, тоже чувствует себя одиноко — она обвиняет мужа в презрении к самому себе и говорит, что тот эгоистично запер ее дома, чтобы она сидела с детьми.
Однажды герой узнает, что жена изменяла ему с их общим знакомым, фотографом Грегуаром Кремером (Эрик Руф). Между мужчинами завязывается потасовка, и Грегуар случайно и нелепо умирает. После этого жизнь Поля изменится навсегда.
По тональности и настроению «Человек» кардинально отличается от предыдущей работы Лартиго. Режиссер показывает процесс внутреннего разложения как семьи, так и отдельного человека: на фоне унылой рутины разворачиваются интимные и немногословные сцены. Ощущение меланхолии нарастает, и зритель буквально чувствует, как герои сгорают изнутри. Будто соответствуя внутреннему состоянию персонажей, фильм по мере течения хронометража становится все холоднее.
Параллельно автор играет с жанровыми условностями: картина кажется то триллером, то драмой.
На самом деле лента оказывается ближе всего к притче — пронзительной, острой, но не без доли нежности. В ней говорится о силе выбора, в процессе которого либо погибает, либо исцеляется человеческая душа; о честности перед окружающими и самим собой; о побеге, который в итоге приводит в точку отсчета; о разъедающей изнутри лжи. И, конечно, об искуплении.
От себя к себе
Фильм: «Семейство Белье»
Предпоследняя лента Лартиго «Семейство Белье» вошла в число лучших комедий по мнению Европейской киноакадемии и стала настоящим хитом у себя на родине, собрав 7,7 миллионов зрителей в кинотеатрах.
Шестнадцатилетняя Паула (Луан Эмера) — незаменимый переводчик для своих глухих родителей и брата. Все вместе они управляют небольшой фермой. Их жизнь протекает спокойно, однако вскоре на семейство Белье наваливается много трудностей.
Отец Паулы (Франсуа Дамиенс) решает принять участие в местных выборах, чтобы сместить некомпетентного и невежественного мэра. Девушка же открывает в себе вокальный талант и при поддержке нового эксцентричного учителя музыки начинает готовиться к престижному конкурсу в Париже — победа обеспечит героине отличную карьеру. Однако мать Паулы болезненно переживает мысли о том, что дочери возможно придется оставить семью.
На этот раз режиссер сочетает процессы репетиций для конкурса и подготовки семейства к предвыборной гонке со всеми вытекающими из них комичными нюансами. Однако за авантюрными сюжетными поворотами скрываются размышления о взрослении, первых романтических чувствах, сложным выбором между семьей и зовом собственной души.
Главная героиня ищет себя, и этот поиск переплетается с желанием от себя сбежать — этот лейтмотив прослеживается и в других фильмах режиссера. Лартиго отличает особое умение видеть, улавливать и передавать те бытовые моменты, из которых исходит настоящая жизнь.
Центральные истории в работах Лартиго обрастают множеством обыденных ситуаций — они могут быть печальными, радостными, неловкими, нелепыми или стыдными. Именно эта особенность делает его работы неподдельно искренними — и мы переживаем вместе с героями фильмов.
Виртуальный мир и различия культур
Фильм: «#яздесь»
Новая лента Эрика Лартиго вновь обращается к истории о переоценке ценностей и способности видеть то светлое, что находится подле тебя. Однако на этот раз режиссер разворачивает свои размышления на фоне темы двойственности виртуального мира.
Главный герой картины — французский шеф-повар Стефан. Кажется, что в его жизни все прекрасно: взрослые дети, теплые отношения с бывшей супругой, собственный уютный ресторанчик. Однако мужчина все равно чувствует себя одиноким. По совету внука Стефан регистрируется в Инстаграме, где знакомится с корейской художницей Су. Герой все больше отдаляется от семьи, привычного быта и в итоге отправляется в Сеул, чтобы встретиться с девушкой. Су обещает встретить своего друга по переписке, но после этого тут же пропадает. Тогда Стефан принимает решение ждать Су в аэропорту.
Социальные сети — незаменимое средство коммуникации и отличный способ обрести новые социальные связи. Однако виртуальное пространство может стать катализатором ухода от реального мира, а красочная интернет-картинка далеко не всегда соответствует реальности. Именно с такой ситуацией и сталкивается Стефан.
По мере течения фильма главный герой все больше отдаляется от своей семьи, все больше чувствует себя одиноким и потерянным. Однако его путешествие превратилось в бегство за фантазией и отдаление от действительности. Стефан оказался на перепутье — он оторван от того, что имел в реальной жизни, но виртуального, которое когда-то казалось ему подлинным, тоже не стало.
Режиссер подводит нас к вопросу вопрос о нарушении границ. Хочет ли человек, выстроивший вокруг себя интернет-реальность, выйти за ее рамки? Для Су и Стефана ситуация устроена совершенно противоположным образом. Вспомним фигурирующее в фильме слово «нунчи» — это корейская концепция, описывающая искусство понимать чувства и мысли других людей. Это очень важное понятие — ведь «#яздесь» говорит еще и о различиях культур, преодолении барьеров и поиске точек соприкосновения.
Сюжет фильма был вдохновлен случаем, о котором Лартиго прочитал в новостях: один швед познакомился в интернете с китаянкой и отправился в Китай, чтобы на ней жениться, однако она не пришла его встречать.
Другая культура часто кажется нам загадочной и даже парадоксальной — а мы все равно стремимся навстречу ей и не можем поверить в то, что понимаем ее неправильно. Преодолеть невидимые барьеры оказывается куда сложнее, чем пересечь государственную границу.
Впрочем, и через такого рода трудности герои Лартиго проходят, вынося для себя жизненные уроки и обретая гармонию. И если Су так и остается для зрителя своего рода призрачным видением, то Стефан все же определяет маршрут своего внутреннего маршрута. Для него это авантюрное приключение становится путем к реальной жизни и тому, что ему в действительности дорого — это он будет уже ценить по-настоящему. Порой для того, чтобы разглядеть что-то важное, нужно от этого отдалиться.