Шерлок Холмс и чертоги кинематографа: 7 образов великого сыщика, о которых вы могли не знать
«Шерлок Холмс», Дания, 1908
Холмс стал одним из первых героев кинематографа, как только он вообще появился на свет – и это много говорит о популярности рассказов Конана Дойла. Первый фильм был выпущен в 1900 году, затем появились и другие, и все они очень вольно трактовали первоисточник. В конце концов у автора кончилось терпение, и он официально передал все права на своего героя французской компании «Эклер». Именно их Холмс в исполнении Анри Гуже считался каноническим долгое время, поскольку картины распространились по всей Европе. Это случилось в 1911 году – а до этого своих Шерлоков Холмсов сыграли в США, Англии, Германии – и в Дании, где был создан целый киносериал.
Главную роль в нем сыграл Вигго Ларсен, один из пионеров национального немого кино. Его плодовитость в качестве режиссера была невероятной: 235 фильмов за 15 лет. Еще он был весьма востребованным актером, и хотя система «звезд» тогда только формировалась, Ларсена вполне можно назвать главной звездой датского кино того времени. В общем, датский фильм с Вигго Ларсеном в образе Шерлока Холмса пользовался большой популярностью.
Вот что писало издание The Moving Picture World 5 декабря 1908 года:
«Постановка великолепна и вводит некоторые новые эффекты, не дурацкие хитроумные приспособления, но очень реалистичные во всех деталях. Действие на протяжении всего фильма естественно и энергично в некоторых частях. Датчане, похоже, все делают настолько серьезно, что временами их действия кажутся вялыми. Но от этого не хуже; на самом деле, это приятное разнообразие, и если их последующие постановки серии “Шерлок Холмс” сравняются с первыми, сериал должен иметь большой успех».
Успех действительно был, да такой, что впоследствии Вигго Ларсен сам снял еще одну картину – «Шерлок Холмс против Арсена Люпена». Герой Мориса Леблана, французский преступник-виртуоз был не менее популярен в те годы, чем сыщик с Бейкер-стрит. Люпена сыграл никому тогда не известный актер Отто Шлезингер – с этого начался его большой путь к славе. Правда, кончился он довольно печально. Блестящий актер и режиссер был еще и ревностным последователем фашистской идеологии. В 1942 году Йозеф Геббельс назначил Шлезингера главой сценического совета при Рейхскульте, а потом выяснилось, что Отто – еврей. Понимая, что его ждет, Шлезингер покончил с собой.
«Шерлок Холмс и голос ужаса», США, 1942
Это была первая картина, в которой Шерлок Холмс из викторианского джентльмена превращался в современника зрителей. Более того – герой становится кем-то вроде супермена, который спасает людей от злодейских замыслов фашистской Германии. Холмсу надо было найти то место, откуда вещает диктор ежедневной программы «Голос ужаса», запугивающей слушателей грядущими взрывами и убийствами и призывающей их сдаться Гитлеру. Такая программа и ее название – исторический факт: в Лондоне в это время действительно выходил в эфир «Голос ужаса», где активно вещал некий Уильям Джойс, он же «Лорд Гав-Гав», член британского союза фашистов.
Главную роль в этой картине сыграл Бэзил Рэтбоун и тем самым в некотором роде перезапустил свою карьеру. Рэтбоун был отличным и успешным театральным актером, но вот в кино ему не везло – из-за колоритной внешности ему предлагали исключительно роли злодеев.
Неудивительно, что Рэтбоун намного больше любил театр, чем кино, и единственным исключением стал «Шерлок Холмс». Он играл детектива 10 лет, за это время были сняты 14 фильмов, два из которых стали кассовыми гигантами своего времени. Это были очень популярные картины. Неизменным партнером Рэтбоуна был Найджел Брюс, игравший Ватсона. Их творческий тандем и дружба длились до самой смерти Брюса, после которой Рэтбоун уже больше никогда не появлялся в образе Холмса.
«Собака Баскервилей», СССР, 1971
История об ужасной собаке, терроризирующей окрестности Баскервиль-холла, – самая экранизируемая из книг Конана Дойла. А Шерлок Холмс был одним из самых популярных героев советского кино еще до знаменитого сериала Масленникова с Василием Ливановым. В разные годы Холмса играли Василий Лановой, Альгимантас Масюлис, Сергей Юрский – но первым исполнителем этой роли стал Николай Волков-младший. Цикл телепостановок с его участием выходил в 1968 году, а через четыре года была снята «Собака Баскервилей».
У этой картины удивительная судьба. Дело в том, что у каждой из трех постановок цикла были разные Ватсоны – и в 1971 году эту роль сыграл Лев Круглый. В 1979 году он эмигрировал из СССР вместе с женой и сыном, стал работать на радио «Свобода» и со временем построил неплохую театральную карьеру. Разумеется, после этого имя Круглого в СССР не должно было упоминаться. Фильм изъяли из проката и уничтожили все копии. Не уцелели и предыдущие постановки, хотя в них актера не было.
В 2003 году в архиве Гостелерадиофонда нашелся чудом сохранившийся экземпляр «Собаки Баскервилей». Его реставрировали и показали по телевидению.
Это очень камерное кино, какими и были телепостановки тех лет. Пожалуй, его главный недостаток в том, что оно совсем не страшное – максимально близкая к первоисточнику экранизация самой пугающей книги Конана Дойла стала чем-то вроде теплого вечера у камина, где разные, не всегда приятные люди рассказывают друг другу свои сказки.
«Приключения Шерлока Холмса», Великобритания, 1984-1985
Именно этот сериал от Granada Television считается в Великобритании образцом экранизации книг о Шерлоке Холмсе. И это при том, что Джереми Бретт, исполнивший главную роль, – самый непривычный среди Холмсов всего мира. Это эксцентричный, грубый, временами совершенно сумасшедший и при этом очень нежный и ранимый человек. Его невозможно не любить, но и любить очень трудно. Бретт много кого сыграл за 40 лет своей блестящей карьеры и был очень известным актером, но эта работа прославила его: для зрителей Европы и Америки Шерлок Холмс – это Джереми Бретт ровно так же, как для нас – Василий Ливанов.
Изначально Бретт не хотел браться за эту работу: холод и рассудительность были не в его характере. Всю жизнь он играл героев и романтиков, поэтому, когда актер все-таки согласился, ему пришлось очень много работать над собой. В результате у него начались серьезные проблемы с психическим здоровьем – вернее, очень сильно дало о себе знать уже имевшееся, но не диагностированное биполярное расстройство, которое тогда не особенно умели лечить. И все же, несмотря на болезнь, Джереми Бретт снялся в 41 серии и создал совершенно уникальный, блестящий образ великого сыщика. Более того, он привнес в эту роль немалую долю юмора, что было совершенно революционным подходом по тем временам.
Это стало по сути последним его появлением в кино. Несвойственное амплуа, великая роль, сыгранная с блеском, подкосила актера, который в свое время точно так же великолепно сыграл на сцене доктора Ватсона.
«Ватсон — куда больше мой герой, – говорил Бретт. – Ватсон заботливый, теплый, солнечный человек, полный энергии — он обижается или расстраивается, когда его друг груб с ним или с кем-либо другим. Это гораздо больше похоже на меня. Играть Ватсона было огромным удовольствием».
«Молодой Шерлок Холмс», США, 1985
Это кино мало кто видел в нашей стране – если только не ходил по видеосалонам в 90-е. Там «Молодой Шерлок Холмс» пользовался, конечно, меньшей популярностью, чем «Рэмбо» или «Звездные войны», но все-таки смотрели его с удовольствием. Что неудивительно: больше всего фильм похож на «Индиану Джонса» – только вместо потрепанного жизнью археолога очень умный школьник в исполнении Николаса Роу, который только что нашел себе лучшего друга. Чего тут только нет: и жертвоприношения, и секта древнеегипетского бога мертвых, и пришествие злых потусторонних сил. В общем, максимально несерьезный подход к «забронзовевшему» канону.
Между прочим, этот фильм так же важен для истории развития кино, как «Аватар». Это была первая картина, где персонажа полностью создали при помощи спецэффектов. Там был оживший внезапно витраж с изображением рыцаря, который взаимодействовал с живым актером. Показывали это в кадре 30 секунд, а делали его с тогдашними технологиями полгода: сперва рисовали, потом сканировали, потом обрабатывали в графическом редакторе Pixar.
«Мой нежно любимый детектив», СССР, 1986
Если вам скажут, что феминизм появился вчера, и в старое доброе время никто не менял мужских персонажей на женских, смело предъявляйте в качестве доказательства эту картину, сценарий к которой написали Григорий Горин и Аркадий Хайт.
Шерли и Джейн – две сотрудницы полиции, которых подселили на Бейкер-стрит, чтобы они помогали раскрывать преступления. Напарницы отлично работают, им по плечу любое дело, что бесконечно удивляет клиентов и очень раздражает коллег. Один из них, инспектор Лестер, решает создать идеальное преступление, чтобы Шерли и Джейн опозорились на весь департамент.
Это, конечно, очень грустное кино, полное самых неприятных стереотипов – например, одобрения сталкерства. И все-таки здесь полно и насмешек над теми же самыми стереотипами. Например, в одной из сцен Лестер с грустью говорит, что ужасный матриархат вот-вот поработит Британию, и страной будет управлять премьер-министр в юбке. Как раз в это время премьер-министром была Маргарет Тэтчер, которую считают одной из самых великих женщин в политике. К тому же Лестер искренне видит в дамах конкуренток – для этого он достаточно умен. А самое очаровательное здесь – Екатерина Васильева в роли Шерли, суровой, умной и совершенно одинокой в мире, где для ощущения собственной ценности женщине непременно надо найти мужчину.
«Мистер Холмс», США-Великобритания, 2015
Это очень хорошая экранизация прекрасного романа Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса» – и самая грустная из всех историй о Шерлоке Холмсе. Он уже очень стар. Его верное оружие – разум – подводит, гаснущая память забирает десятки событий. Долгая жизнь позади. Совершенно внезапно в ней появляются люди, которые когда-то имели значение для Шерлока Холмса, и люди, которые могут согреть его душу сейчас.
Иэн Маккеллен играет очень уставшего человека, измученного не только недугами, но и собственной совестью. Великий актер делает свою работу прекрасно, как и всегда. Но смотреть это кино нужно не ради синефильского удовольствия, которого тут, конечно, хоть отбавляй – а ради ощущения тепла и мира, которое в конце концов приходит и к герою, и к зрителю. Кстати, здесь есть многоэтажная «пасхалка». В одном из эпизодов картины мы видим имитацию фильма о Шерлоке Холмсе с Бэзилом Рэтбоуном. Рэтбоуна играет Николас Роу – тот, что исполнил роль Шерлока в «Молодом Шерлоке Холмсе».