Ох уж эти сказочники: главные фильмы Гильермо дель Торо
Мексиканский кинорежиссер, лауреат двух премий «Оскар» и один из главных сказочников Голливуда — это все про Гильермо дель Торо, которому 9 октября исполняется 57 лет. Time Out решил вспомнить все фильмы гения, расположив их от худшего к лучшему.
Мутанты (Mimic, 1997)
От дель Торо, кудесника и человека с богатейшим воображением, обычно ждешь чего-то особенного, экстравагантного и вычурного. Но на старте карьеры его талант только начинал формироваться, и «Мутанты» оказался приличным, но откровенно невыразительным нишевым фантастическим хоррором. Жуки-инопланетяне, мимикрирующие под человека — это, конечно, здорово, но дель Торо явно тесно в рамках такого популистского формата типично голливудского кинематографа.
Форма воды (The Shape of Water, 2017)
Несмотря на то, что фильм собрал внушительную охапку многочисленных наград, включая два главных «Оскара», на наш взгляд, это одна из наименее интересных картин режиссера. По сути, это попурри из любимых тем дель Торо: чудовища как люди, люди как чудовища, любовь инаких, кровь, красота, романтика и изысканная режиссура. Но что-то в этой картине смущает — может быть, откровенное следование оскаровским трендам от «сильной женской героини», которая при этом никак не развивается, до будто бы насильно прикрученного к сюжетной канве еврея-гомосексуала, пережившего Холокост.
Багровый пик (Crimson Peak, 2015)
Красивая и печальная, но откровенно беззубая готическая мелодрама, которая развивается как неудачные отношения между людьми: сперва увлекает, предлагая больше, чем может дать, и в итоге неизбежно разочаровывает. Реагировать можно по-разному: понять, принять, простить, либо уйти, громко хлопнув дверью. Фильм невероятно живописен, этого не отнять, но в остальном «Багровый пик», пожалуй, явная безделушка, красивая, но необязательная. Такой есть в фильмографии любого режиссера, даже самого гениального.
Блэйд 2 (Blade II, 2002)
Каким бы культовым ни был первый «Блэйд», сейчас он безнадежно устарел (просто попробуйте посмотреть его после фильмов Marvel). Вторая часть собрала чуть меньше оригинала, если учесть слегка возросший бюджет, но ее — благодаря колоритным персонажам (особенно харизматичен лидер отряда вампиров, сыгранный Роном Перлманом) и таланту дель Торо делать крутые экшн-сцены, — можно смотреть, не зевая от скуки. Впрочем, чувствуется, что режиссеру не хватает чего-то, чтобы разогнаться как следует — неудивительно, ведь на этом фильме он был не более чем приглашенным режиссером.
Хронос (Cronos, 1993)
Уже в первом фильме дель Торо чувствуется его фирменный почерк: готическая атмосфера, смешение технологий и сверхъестественного, яркие образы персонажей, существующих на грани реальности и фантазии. «Хронос» — это настоящий магический реализм: история об устройстве, дающем вечную жизнь в обмен на человеческую кровь, органично вплетена в современность. Сейчас, конечно, фильм смотрится несколько архаично, но это не умаляет его изобретательности.
Хеллбой: Герой из пекла (Hellboy, 2004)
Вообще удивительно, что дель Торо в итоге не укоренился в жанре набиравшего обороты в 2000-х супергеройского кино (и слава Богу, впрочем). Его Хеллбой — это буквально черт из табакерки, перевернувший с ног на голову все представления о традиционных протагонистах: он нахален, зол, крут и обаятелен. Есть тут и любимая режиссером тема любви монстра и обычной (ну хорошо, почти обычной) девушки, брутальные перестрелки и фирменный «мясной» юмор. Скажем прямо, зрители были не совсем готовы к такому герою (даже с приставкой «анти»), поэтому фильм собрал довольно скромную кассу — но своих фанатов все равно нашел.
Тихоокеанский рубеж (Pacific Rim, 2013)
Возможно, самая искренняя высокобюджетная дурь в истории голливудского кинематографа. Мало кому могли позволить взять почти 200 миллионов долларов для того, чтобы просто воплотить на экране схватки огромных прямоходящих роботов и гигантских чудищ из глубин океана. Сколько выдвигали теорий относительно этого фильма — например, что это почти тургеневская драма об отцах и детях или что в фильме содержатся аллюзии на холодную войну, — а истина в том, что это просто воплощенная детская мечта дель Торо стравить на экране любимых им японских меха (тех самых гигантских роботов) и кайдзю (тех самых гигантских чудищ), но с голливудским размахом. Все. И это круто!
Хеллбой 2: Золотая армия (Hellboy II: The Golden Army, 2008)
Сиквел про адского парня оказался больше, красивее, брутальнее и попросту злее. Тут стоило бы и закончить, но важно сказать, что вопреки своей крутости «Хеллбой» вновь не оправдал надежд продюсеров: от супергеройского кино ожидают сборов, превышающих бюджет в 3-4 раза, а фильм дель Торо набрал в два раза меньше. В этом можно винить (или не винить) соседство с шедшим в то же время «Темным рыцарем» Нолана, который и съел всю кассу, в результате чего перспективная серия про Хеллбоя так и не обзавелась триквелом, а в 2019 году и вовсе превратилась в откровенно трэшовый перезапуск. А жаль — это был один из наиболее амбициозных проектов дель Торо.
Лабиринт фавна (El laberinto del fauno, 2006)
По мнению многих — лучший фильм дель Торо, и это действительно эпохальное произведение: многогранная, проникновенная мрачная сказка, в которой мистика и жестокая реальность смешиваются в почти фольклорную притчу. Война глазами ребенка — тема не новая, с нее, как минимум, начался итальянский неореализм в 1940-х («Германия, год нулевой»), но дель Торо смог сделать кино актуальное, которое обновило привычные архетипы, канонизировав фашизм как еще один образ абсолютного, почти мифологического зла.
Хребет дьявола (El espinazo del diablo, 2001)
На наш взгляд, это вершина творчества дель Торо и настоящий шедевр кинематографа. Именно этот фильм принес популярность специфическому жанру «испанского хоррора», который от всех остальных отличают преобладание народных мотивов, обращение к прошлому и бескомпромиссная натуралистичность. Фильм не стал так популярен, как близкий ему «Лабиринт фавна», но именно он реформировал привычные фильмы ужасов до неузнаваемости. Дель Торо пугает зрителя не самой сверхъестественной реальностью, а противопоставлением мистических событий ужасам реальной войны в Испании.