Главные премьеры года: Бог на приеме у психотерапевта, метафизический Пелевин и современная китайская драматургия
Виктория Васильева17 декабря 2024
4 мин
Фото: архивы пресс-служб
Для московских театров 2024 выдался богатым на запоминающиеся премьеры. Мы собрали главные, чтобы в январе, переведя дух от празднования, вы точно могли вспомнить ушедший год с благодарностью, а заодно и обновить свою культурную программу.
Для любителей осыпанного наградами сериала HBO «Наследники», возможно, станет неожиданностью, что пьесу с подобной коллизией еще до революции сочинил Сергей Найденов. Но, как мы видим, она не теряет актуальности и по сей день, показывая целый букет универсальных конфликтов: спор отцов и детей, одержимость человека деньгами, завистью и ревностью.
Итак, купец Ванюшин всю жизнь положил на приумножение богатства. Когда же пришло время распределять наследство, недолюбленные отцом дети, не испытывая к нему особой благодарности, ударились в интриги. А параллельно из шкафа начали выпадать и другие, старательно задвинутые вглубь скелеты. Главу семьи играет режиссер спектакля Владимир Машков.
В большом городе одиночество чувствуется острее — чем больше людей вокруг, тем сложнее сфокусироваться на отношениях и создать крепкую связь. Персонажи пьесы отчаянно ищут счастье, и вот наконец случайная встреча превращается в роман. Только чем дольше герои проводят время вместе, тем острее становятся противоречия между ними, а качели отношений раскачиваются все сильнее. Довольно распространенная ситуация, не так ли?
Кстати, со спектакля «Двое на качелях» начался режиссерский путь Галины Волчек. Успех дебюта дал верный вектор ее карьере, в результате чего она стала художественным руководителем театра. Впрочем, современная постановка не повторяет версию 1962 года, это новое обращение к истокам.
Режиссер Анна Закусова создала по одноименной повести Пелевина многогранный спектакль, в котором гармонично переплетаются разные жанры. Пластическая составляющая, элементы стендапа, музыкальные номера на стихи Башлачева и Пастернака собираются в причудливое сюрреалистическое повествование.
В своем произведении отечественный гуру поп-буддизма уподобляет жизнь путешествию в поезде, который все быстрее движется к обрыву. Главный герой встречает попутчиков, ведет с ними философские беседы и сам размышляет о сути своего существования. Произведение насыщено отсылками к Библии, книгам Карлоса Кастанеды и буддийскому учению.
Необычный и крайне удачный эксперимент провели в Театре Наций. Китайский режиссер Дин Итэн поставил пьесу по сатирическому роману одного из самых популярных современных писателей Поднебесной Лю Чжэньюня. Главная героиня соглашается на фиктивный развод, чтобы обойти ограничение рождаемости. Однако после разрыва бывший муж ловко женится на другой женщине, обвиняя свою экс-супругу в неверности. Тогда обманутая начинает борьбу за восстановление справедливости.
Режиссер объединил русский психологический театр с оригинальным китайским. Так что актерам пришлось освоить тонкости национального грима, специфическую пластику и основы китайской оперы. Кроме того, действие сопровождают традиционные музыкальные инструменты. Так на сцене соединились не только две ментальности, но и древность с современностью.
Как часто не только верующие, но и атеисты обращаются с просьбами и жалобами к богу? В пьесе с говорящим названием «Боже мой!» Всевышний, выслушивая бесконечный поток стенаний на протяжении 5784 лет, наконец не выдерживает и заявляется к психотерапевту. Оказывается, у обоих есть немало вопросов друг к другу.
В истории находится место и комическому, и трагическому. Бога или Судьбу можно сколько угодно обвинять в несправедливости, но гораздо больше вреда и жестокости люди причиняют друг другу самостоятельно. Во время спектакля актеры разрушают четвертую сцену, комментируя действия своих героев, что придает происходящему дополнительное измерение.
К образу Емельяна Пугачева, поднявшего знаменитый крестьянский бунт, помимо Пушкина, обращался другой знаковый русский поэт — Сергей Есенин. В драматической поэме он рассматривает фигуру XVIII века как историческую личность и как воплощение духа народной воли и желания перемен.
В театре напевный лирический текст усилили: действие насыщенно музыкальным сопровождением. В нем сплетаются казачьи напевы и песни на стихи Летова и Башлачева, в которых тоже ощущаются удаль и скрытый, а порой и явный, бунт. Так, важная часть кода национальной идентичности предстает перед зрителем в множестве граней.
Список был бы неполон без ультимативной классики. Постановка «Гамлета» всегда вызов для режиссера. Как показать явленный не раз мэтрами, знакомый каждому хрестоматийный материал? Сохранив общий дух пьесы, режиссер Антон Яковлев предлагает свое современное прочтение.
Стихотворная версия превратилась в прозу на основе нескольких переводов и авторской стилизации. В центре внимания режиссера исследование человеком двойственности собственной природы: душа становится полем битвы света и тьмы. Впрочем, история поиска божественного внутри себя в обстоятельствах всеобщей ненависти по-прежнему универсальна вне зависимости от варианта интерпретации пьесы.