Гости из безвоздушного пространства. 10 фильмов об инопланетянах, изучающих Россию
Могли бы пришельцы прилететь в Россию? Ответ на этот вопрос дали кинематографисты, которые в своих фильмах позволили гостям из космоса побывать в нашей стране. Time Out вспомнил 10 примеров.
«Притяжение», 2017
Кто прилетает: космический корабль интересной циркулярной конструкции, который вооруженные силы России (во главе с Олегом Меньшиковым) сбивают в небе над Чертаново, и брутальным многоэтажкам наступает богато отрисованный в CGI кирдык. Простые москвичи встают на оборону столицы от скользких на вид пришельцев — те, судя по трейлеру, похожи на хищных роботизированных жуков.
Чего хотят: инопланетянин прилетает с мирной миссией — провести исследования о Земле. Однако неудачный тайминг метеоритного дождя подбивает его корабль, под которым гибнут люди.
«Эта веселая планета», 1973
Кто прилетает: трое человекоподобных инопланетян в нарядных голубых комбезах. Виктор Сергачев с короной, Леонид Куравлев с рожками и Екатерина Васильева с бластером приземляются в сибирском Академгородке, чтобы обменяться знаниями с местными научсотрудниками – те, в свою очередь, празднуют Новый год.
Чего хотят: внимания. Именно его, впрочем, им и не достается – советским ученым оказываются интереснее самодеятельность, «Песняры» и выпивка. Пришельцам не остается ничего, кроме как присоединиться.
«Через тернии к звездам», 1981
Кто прилетает: искусственная женщина Нийя с планеты Десса (секс-символ начала 1980-х Елена Метелкина), обнаруженная на земной орбите и попадающая домой к космонавту Лебедеву – где ей предстоит удивиться гибриду футуризма и избы, а также, в свою очередь, удивить застенчивых советских землян «обнаженкой» на пляже.
Чего хочет: помощи в спасении родной планеты. Бравые советские пилоты тут как тут – и летят на Дессу, чтобы обнаружить там разруху и капитализм.
«Шанс», 1984
Кто прилетает: приземистый зеленый человечек со среднеазиатскими чертами лица и золотым костюмом (Вадим Александров), возмущенный тем, как по-скотски жители города Великий Гусляр, погрязшие в мещанстве, пользуются подаренным им 400 лет назад одному казаку эликсиром молодости.
Чего хочет: поделиться чудом. Надо ли говорить, что услуга оказывается медвежьей? В финале «Шанса» рассказчик сообщает, что инопланетянин улетел, так и не поняв, что люди слишком разные, чтобы их можно было осчастливить.
«Гостья из будущего», 1985
Кто прилетает: расписные туристы с Альфа Центавры, которым всего лишь приспичило посмотреть Пушкинский музей, а с ними – космические пираты Крыс (Михаил Кононов) и Весельчак У (Вячеслав Невинный). Эта парочка ухитряется еще и переместиться из Москвы 2084-го – в Москву 1984-го, в мир боевых физруков, добрых милиционеров и школьников, которым до всего есть дело.
Чего хотят: заполучить миелофон, аппарат для чтения мыслей. После пяти серий погонь, перевоплощений и специфического пионерского юмора пираты терпят поражение.
«Летние впечатления о планете Z», 1986
Кто прилетает: белокурый тинейджер с планеты X (Арнас Катинас) с заданием на каникулы – изучить повадки и нравы земных обитателей. В силу возраста обращает на себя внимание, прежде всего, пытливых советских школьников-сверстников и их невозмутимого учителя физики Палыча (Сергей Шакуров), который дает пришельцу имя Феликс – в честь арифмометра.
Чего хочет: обмена опытом. Чтобы набраться последнего, придется ознакомиться с такими феноменами советского мира, как техничка Мариванна, бравая пионерия и Дмитрий Харатьян.
«Посредник», 1990
Кто прилетает: таинственная черная сфера, которая пересаживает в тела землян сознание пришельцев. Почему-то местом первого такого вторжения становится депрессивный поселок в позднесоветской провинции, примечательный разве что наличием огромного радиотелескопа. Инопланетянам не удается завладеть телами только представителей трех категорий: гениев, сумасшедших и детей до 15.
Чего хотят: завоевания Земли – а также избавления своих новых тел от таких атавизмов как чувства и вредные привычки. Но пришельцы обречены на неудачу – нельзя недооценивать советских подростков!
«День независимости» (Independence Day), 1996
Кто прилетает: гигантские космические корабли, которые начинают методично выкашивать лучом смерти крупнейшие города мира. Достается и Москве, которую здесь распыляют на кирпичики брусчатки с Красной площади. Сами пришельцы не отличаются оригинальностью (они похожи на внебрачных детей Чужого с Хищником), но зато практически непобедимы и любят мегаломанский промдизайн.
Чего хотят: завоевания Земли и выкачивания из нее ресурсов. Впрочем, пришельцы не просчитывают одного – силы плакатного патриотизма. Воодушевленные речью президента (Билл Пуллман) и бравадой Уилла Смита земляне, включая русских, дают организованный отпор.
«Фантом» (The Darkest Hour), 2011
Кто прилетает: невидимые пришельцы, которые похожи на пучок световых лучей и состоят в особых отношениях с электричеством. Людей расщепляют на части – но группе иностранцев (включающей Эмиля Хирша), в момент нашествия оказавшихся в Москве, удается выжить, несмотря на уничтожение Кремля, ГУМа и Дома на набережной.
Чего хотят: собрать большой куш в кассовых сборах и лишить нас зрения посредством карикатурных спецэффектов (что оказалось несовместимо, и «Фантом» в прокате провалился).
«Прибытие» (Arrival), 2016
Кто прилетает: гигантские обелиски, больше похожие на арт-объекты, чем на космические корабли. Они зависают над десятью точками планеты, одна из которых — в России. Пришельцы-октоподы, похожие на космических моллюсков, пытаются что-то землянам сообщить – а те, тем временем, не могут договориться на уровне правительств — воевать с гостями или прислушаться. Россия с Китаем и Суданом — за силовое решение вопроса.
Чего хотят: поделиться великим знанием. К счастью для нерадивого и недоговороспособного населения Земли, у нас есть Эми Адамс в роли гениального лингвиста.