Грани современного танца | Арт | Time Out

Грани современного танца

Виктория Васильева   13 ноября 2023
7 мин
Грани современного танца
Интервью с хореографами в преддверии Вечера премьер Context.

Вечер премьер современного танца Context

Когда: 14 и 15 ноября в 20:00, Москва;

17 ноября в 20:00, Санкт-Петербург

Где: 14 и 15 ноября в Электротеатре;

17 ноября на Новой сцене Александринского театра 

Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva со дня своего основания в 2013 году успел вырасти до сезонного формата. В него входит насыщенная образовательная и премьерная программы. Одно из главных событий фестиваля, созданного примой-балериной Дианой Вишневой для поддержки и развития российской  хореографии, — конкурс молодых хореографов.

В 2023 году победителями опен-колла стали проекты Ильи Манылова «О дивный новый мир» и Papier Mache Элины Кавалеровой. Увидеть эти работы можно на Вечере премьер Context 14 и 15 ноября в Москве и 17 ноября в Петербурге.

Time Out поговорил с хореографами о тенденциях развития российского современного танца и о том, как подготовиться к просмотру спектакля.

Процесс работы над постановкой для Context

Элина Кавалерова: Творческий процесс с танцовщиками Context — большая удача. У каждого из них есть свой танцевальный путь, и через призму их опыта я хотела бы показать личности артистов, а не использовать их просто в качестве инструмента спектакля. Моей задачей было найти в незамысловатых движениях новые ощущения, посмотреть на них под другим углом и поделиться этими находками с труппой. Вы даже не представляете, как по-разному может выглядеть простой прыжок, если сместить фокус или поменять подход к этому прыжку.

Илья Манылов: Когда я был начинающим хореографом, я всегда хотел попасть на Context. Подавал заявки, но не проходил. Подавал заново. И вот три года назад началось наше сотрудничество. «О дивный новый мир» — это уже четвертый совместный проект и самый масштабный продакшн. Стиль хореографии спектакля — «типичный Манылов», точнее повзрослевший и укрепившийся в своем видении. Мне всегда интересно работать с бунтарским духом и юностью в пластике. Это подразумевает технику движения extremity points, то есть быстро, на износ. В такие моменты тело искрится и рвется наружу, появляется радость танца. А когда она есть у автора, то обязательно будет и у исполнителя, и, соответственно, у зрителя. В этом случае разрушается главный стереотип о современном танце: что он либо про что-то скучное и непонятное, либо про страдание, либо про то и другое в разных пропорциях.

Из чего рождается идея спектакля

Элина Кавалерова: Я занимаюсь импровизацией практически каждый день и постоянно стараюсь уходить от привычек, находить новые грани движения. Так родилась задумка показать большое многообразие пластических решений, а папье-маше ее прекрасно воплощает. Иногда артисты будут танцевать мягко и плавно, а где-то наоборот фактура движений будет резкой и строгой. Я создала бумажную экосистему, в которой угадывается реальная жизнь и разные эмоциональные состояния людей.

Илья Манылов: Неожиданно, но на самом деле название спектакля не имеет никакого отношения к одноименному роману Хаксли. Оно просто отражает ситуацию, которая нам всем нужна. В основе спектакля лежит другой текст. Это Corpus Жан-Люка Нанси. Я живу с его книгой долгие годы, и она открывается каждый раз по-новому. В спектакле мне тоже хотелось создать несколько пластов смысла. Текст Нанси стал для нас партитурой. В одной из частей его фрагмент будет исполнять оперная певица, а иногда я придумывал танцевальный материал, опираясь на Corpus, как на ноты. Главное послание спектакля в том, что всегда есть надежда, и куда бы изменения ни вели человека, он все равно может создавать свет.

Сценография: о декорациях в спектакле

Элина Кавалерова: Обычно я предпочитаю минимализм, но для этого спектакля была создана большая декорация, с которой танцовщики активно взаимодействуют. В процессе размышления над концепцией Papier Mache я поняла, что хочу фигуру-каркас, задающую атмосферу бумажной вселенной. При этом было важно, чтобы она не получилась вычурной и надуманной. Спасибо сценографу Ксении Кочубей — конструкция в итоге выглядит поэтично, убедительно и в спектакле играет свою роль как отдельный персонаж. 

Илья Манылов: На сцене будут находиться большой экран и абстрактная конструкция, для которой медиахудожница Таня Ахметгалиева сделала авторский мэппинг. Она размышляла со мной над текстом, была на всех репетициях и создавала на основе всего этого изображения. Декорации в данном случае нужны не для трюков — они предлагают танцовщикам и зрителям дополнительные ситуации эмоционального взаимодействия. Супер-крейзи костюмы я попросил сделать дизайнера, художника и основателя бренда Vereja Игоря Андреева, за творчеством которого я давно слежу в соцсетях. Они идеально резонируют с моим мироощущением и нутром спектакля. 

Музыка в постановке contemporary dance

Элина Кавалерова: Часто приходится слышать, что музыка любо перебивает хореографию, либо, наоборот, служит для нее вспомогательным неприметным фоном. Нам с Симоной Маркевич хотелось, чтобы наша композиция звучала не однотонно, была концептуальной, но при этом приятной для слуха. Поэтому в музыкальном полотне спектакля есть и лирические струнные, и разные звуки бумаги: шумы, шорохи, шуршания.

Илья Манылов: Миша Мясоедов предложил танцовщикам самим звучать несколькими способами. В процессе спектакля он превращает эти звуки в саунд-арт, но вся основная музыкальная партитура написана заранее. В работе с музыкой важно не скатиться до формата ее обслуживания, но и не подавить. Поэтому для меня с Мишей музыка и хореография — это два равноценных персонажа, которые работают друг на друга.

Творческое кредо хореографа

Элина Кавалерова: Основной целью моих творческих исканий как танц-художника я бы назвала формирование авторского пластического языка, поиск телесной поэзии и новых подходов к движению в современном танце. 

Илья Манылов: Идя на мои спектакли, надо понимать, что они экспериментальные и отчасти вызывающие. Не в плане пошлости, а эмоционально. Если хочешь легальный трип, то можно приходить на мою постановку. Это будет прекрасное путешествие, если не бояться и открыться ему сердцем. Во всяком случае, поспать в процессе точно не получится.

О современном танце в России

Элина Кавалерова: Современный танец в стране сейчас образует две полярности. Одна часть молодых танцоров и хореографов исследует поэзию простых движений, другая — интересуется физическим театром, то есть более силовым и осмысленным типом движения, требующим мощной физической подготовки и пронзительной правды существования танцовщиков на сцене. Лично я стараюсь балансировать между тем и другим. 

Илья Манылов: Отечественный contemporary dance развивается на самом деле уже примерно 100 лет — с того момента, как в Россию приехала Айседора Дункан. Был проделан огромный путь, который мы теперь продолжаем. Сейчас это явление чрезвычайно многогранное, хотя существует общая для многих актуальная проблематика. Например, у нас с Элиной работы разные, но их объединяет история про хрупкость существования, чувство тревоги и при этом колоссальная надежда на будущее.

Как смотреть современный танец

Элина Кавалерова: Мне кажется, первостепенно не рациональное понимание, а проживание ощущений, наблюдение за деталями и тонкими связями. Совершенно не обязательно разбираться профессионально в современном танце, чтобы почувствовать, понравилось вам что-то или нет. Если не бояться пробовать и знакомиться с новым, то тогда открываются интересные имена и лица. Мне не хотелось перегружать спектакль сложной хореографией. Напротив, я старалась, чтобы каждому зрителю было понятно, про что рассказывают танцовщики и что транслирует режиссура танца.  

Илья Манылов: Главное — не бояться современного танца и относиться безоценочно к тому, что видите на сцене. Смотреть на все происходящее с открытым умом и сердцем. Да, важнее даже не понять, а почувствовать. У хореографа и танцовщика нет цели запутать зрителя и выставить его дураком. 

Фото: Екатерина Корчагина, Мария Хуторцева