Гуляем по Москве: Арбат и его окрестности
Арбат — одна из самых известных улиц Москвы: по нему прогуливался каждый москвич, о нем в путеводителе читал каждый турист. Некогда торговая магистраль и улица, по которой ходил легендарный «синий троллейбус» №39 из песни Булата Окуджавы, Арбат стал пешеходным только в 1980-е годы. Time Out вспоминает историю улицы и советует несколько мест, куда стоит заглянуть.
Арбат: первые упоминания
Первые упоминания об Арбате относятся к XV веку. В 1493 году в Москве случился большой пожар: загорелась оставленная свеча в церкви Николая Чудотворца на Песках.
По версии одних москвоведов, Арбат получил свое имя от слова «арба» — «длинная тележка». Повозки в те времена стояли недалеко, в Колымажном дворе, а рабочие двора жили на Арбате. Другие краеведы склоняются к происхождению названия от арабского слова «рабат» — «пригород». Версия вполне справедлива: с XIV по XVI века Арбатом называли не улицу, а земли между Кремлем и современным Садовым кольцом.
В XV-XVI веках по территории, где находится современный Арбат, проходила Смоленская дорога — магистраль, которая вела в западные земли Русского государства или в Европу. Ею пользовались не только торговцы и купцы, но и русские войска, защищавшие западные рубежи. Вдоль торговой улицы появлялись дворы, строились церкви и лавки. В XVI веке для защиты столицы на Арбате стали селить стрельцов, и вскоре здесь возникли целые стрелецкие дворы.
Переулки Арбата занимали слободы: в Плотниковом переулке жили дворцовые плотники, в Серебряном — мастера серебряного дела, в Денежном — мастера Денежного двора. Район Арбата активно заселялся и застраивался. А вот вести хозяйство или разбивать сады и огороды не получалось — земли были неподходящие, на поверхность выступали пески. Отсюда возникали названия переулков — Спасопесковский или Николопесковский.
Арбат — улица знати
Известность Арбат получил в XVIII веке и стал аристократической улицей Москвы. Здесь начали складываться «дворянские гнезда», поселились граф Шереметьев, граф Остерман и князь Голицын. В 1793 году на Арбате, как пишет москвовед Сытин, стояли 56 домов: 13 из них принадлежали «родовой и чиновной знати», 20 — дворянам и чиновникам, шесть — церквям, восемь — купцам.
В 1812 году Арбат поменялся. Во время Отечественной войны с Наполеоном в столице случился пожар, и вся деревянная Москва сгорела, в том числе Арбат. Улица начала вновь застраиваться через несколько лет, теперь уже каменными домами. Как правило, хозяева выбирали ампир*. Проезжая часть по обе стороны была украшена небольшими, в один-два этажа, домиками, иногда строения окружали небольшие сады. В дворянских домах на Арбате собиралась интеллигенция.
Арбат купеческий
К концу XIX века знать начала беднеть, «дворянские гнезда» — постепенно исчезать. Наступили времена купцов: они наращивали капитал, строили заводы и железные дороги, создавали галереи и музеи и, наконец, поселились на Арбате. Улица стала купеческой, в домах появились маленькие магазинчики и всевозможные лавки. Арбат запестрел разнообразными вывесками, по дороге провели конку, а для пешеходов сделали тротуары из каменных плит.
Улица приобрела и мистическую славу — о ней стали складывать рассказы. Говорили, что в уже разрушенном доме Оболенского поселились привидения, поэтому долгое время дом не удавалось заселить — люди оставляли свои квартиры. Позже выяснилось: в подвале жили воры, которые по ночам пугали жильцов, чтобы те поскорее съехали.
Несмотря на многолюдность самого Арбата, его переулки были местами темными и с сомнительной репутацией.
«Переулки, по которым я проходил, почему-то не были освещены, и мне приходилось пробираться почти ощупью. Жил я в Москве, у Успения-на-Могильцах, в доме чиновника Трупова, стало быть, в одной из самых глухих местностей Арбата. Мысли мои, когда я шел, были тяжелы, гнетущи…», — так об Арбате говорит герой рассказа Антона Павловича Чехова «Страшная ночь», а дальше описывает переулки с устрашающими названиями Мертвый и Могильцевский.
В начале XX века на улице выросли многоэтажные доходные дома, был запущен трамвай. На Арбате к этому времени открылись одни из лучших магазинов во всей стране: здесь Филиппов торговал выпечкой, Шустов — винами, Эйнем — сладостями. На улице всюду заработали трактирчики и кафе, а в 1909 году открылся электро-театр «Художественный».
Арбат в советские годы
В первые годы советской власти на улице появилось кафе «Арбатский подвал» — знаковое место эпохи Серебряного века. Здесь бывали Борис Пастернак и Александр Блок, Андрей Белый и Владимир Маяковский, Айседора Дункан и Сергей Есенин, который в этом кафе впервые прочел поэму «Черный человек».
В 1920-1930-е годы невысокие домики Арбата надстроились, здания выкрасили в единую пепельную гамму в духе эстетики конструктивизма — модного в те годы направления в архитектуре. Бывшие особняки аристократов и доходные дома стали коммунальными квартирами.
В 1970-е было решено сделать Арбат пешеходным. В 1979 году план был одобрен, работы по перестройке шли до 1986-го. Переделать улицу в пешеходную стало возможным после появления Нового Арбата: транспорт стал ходить по новой магистрали.
Вместо дороги на Старом Арбате появилась пешеходная зона, вместо асфальта — брусчатка. Улицу украсили фонари и скамейки для отдыха, а вот троллейбусный маршрут №39 исчез. Сегодня о том, что по Старому Арбату ходил этот вид транспорта, напоминают только строки из песни Булата Окуджавы «Полночный троллейбус»: «Последний троллейбус, по улице мчи // Верши по бульварам круженье». В начале 1980-х архитекторы отреставрировали и дома на Старом Арбате: нижние этажи окрасили в интенсивные цвета, верхние — в их менее настойчивые оттенки.
Арбат и его окрестности составляют один из самых популярных пешеходных маршрутов Москвы. Time Out рассказывает, в какие переулки заглянуть и на какие здания обратить внимание, чтобы прогулка стала атмосферной.
Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате
Адрес: ул. Арбат, 53
Александр Пушкин нанял часть дома Хитрова в 1831 году, незадолго до свадьбы с Натальей Гончаровой. За комнаты второго этажа, антресоли (верхние полуэтажи), конюшню, сарай и кухню Пушкин отдал две тысячи рублей. Квартира известна холостяцким «обедом-мальчишником», куда поэт пригласил друзей и знакомых — Вяземского, Языкова, Давыдова.
После венчания в квартире на Арбате прошел праздничный ужин, здесь же был дан первый бал.
«Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцевали… Ужин был славный; всем казалось странно, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство», — вспоминал дипломат Булгаков о бале.
В доме на Арбате чета прожила три месяца, хотя дом Пушкин снимал на полтора года. В мае 1831-го они уехали под Петербург: в Царском Селе была нанята дача. Сегодня в Мемориальной квартире проходят обзорные экскурсии, музыкальные вечера и научные заседания.
Музей «Дом Мельникова»
Адрес: Кривоарбатский пер., 10
Про Дом Мельникова «из двух цилиндров с окнами-ромбиками» слышали многие. Слышали, но не видели. Дом Мельникова стоит в Кривоарбатском переулке. В начале улочки музей не виден: он прячется среди стены однотипных невысоких домиков.
Константин Мельников был одним из лидеров авангарда среди советских архитекторов 1920-1930-х годов. Здание сложено из двух разновысоких цилиндров, врезанных друг в друга. Архитектор задумывал дом как экспериментальную мастерскую. Со стороны переулка видно окно в два или даже в три этажа, пропускающее солнечные лучи в комнату, где работал мастер. Сам Мельников писал, что его замысел в «равноценности и равномерности напряжений, света, воздуха и тепла». Дом Мельникова — памятник архитектуры и интерьеров: обстановка первого хозяина была сохранена.
Дом-музей окружен садиком, со стороны переулка — зеленым забором со спроектированным Мельниковым крыльцом-калиткой. Вход сделан в форме полукруга, а над головой расположилась небольшая крыша, чтобы защитить от дождя. При посещении дома Мельникова не забудьте обойти его вокруг, посидеть на скамейке и заглянуть в окна с улицы.
Кинотеатр «Художественный»
Адрес: Арбатская площадь, 14
Адрес «Художественного» — не Арбат, а Арбатская площадь. Кинотеатр, или электротеатр, как говорили в начале XX века, открылся в 1909 году, первый кинопоказ случился уже во второй день работы — зрители смотрели французскую драму «Жоржетта». Тогда сеансы длились совсем недолго, по 10-15 минут.
В 1913 году владельцем синематографа стал Александр Ханжонков, который поручил архитектору Шехтелю реконструировать здание. Фасады электротеатра оформили в классическом стиле, провели систему отопления, открыли гардеробные. Залы в фойе были оформлены хрустальными люстрами и живыми пальмами. Перед началом сеанса гостям демонстрировали небольшой концерт живой музыки или выступление артистов.
В 1926 году в «Художественном» прошла премьера исторической драмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”». В 1930-е кинотеатр принимал уже до 950 гостей.
«Художественный» оставался самым крупным и самым посещаемым кинотеатром до 1961 года, пока не появился зал «Россия». Кинотеатр работал в 1990-е и 2000-е, а 2014-м закрылся на реконструкцию.
Кинотеатр, куда ходили еще наши бабушки и прабабушки, открылся спустя семь лет реконструкции. Time Out рассказывал, как теперь выглядит «Художественный» и что нового он приготовил для своих гостей
«Художественный» сегодня — кинотеатр премьерного показа. Для зрителей открыты несколько залов, работают кафе и пространства для отдыха. «Художественный» может стать прекрасным окончанием прогулки по Арбату. Цены на билеты в кинотеатре меняются в течение недели. Если вы сторонник демократичных цен, бронируйте места на утро в начале недели. Если же любите вечера с бокалом вина или чашечкой кофе перед киносеансом, то покупайте билеты на вечер в будние дни или выходные.
Ампир — стиль в архитектуре, который зародился в начале XIX века и завершил развитие классицизма. Ампир появился во Франции, когда у власти был император Наполеон Бонапарт. Архитектурное направление отличает статичность, торжественность пышность, даже помпезность.