Гуляем по Москве: Брюсов переулок
Брюсов переулок соединяет Тверскую и Большую Никитскую улицы. Он не такой парадный, как Тверская, и не такой многолюдный, как Никитская. И все же не менее интересный для любителей прогулок по московским улочкам. Time Out расскажет, как переулок получил свое имя, кто такой Александр Брюс и как в советское время переулок стал улицей Неждановой.
Вражский переулок: от Тверской до Большой Никитской
Переулок получил название «Брюсов», вернее «Брюсовский», только в XVIII веке. В XVI столетии он назывался Вражским: улочку посреди пересекал небольшой Успенский овраг — или вражек. В те времена было принято давать имена улицам по названиям речек, ручьев и даже оврагов. Красноречивый пример — Сивцев Вражек, названный по овражку и речке Сивке.
В XVII веке часть Вражского переулка, выходившая на нынешнюю Большую Никитскую, именовалась «Елисеевский переулок» — по церкви Елисея. Часть улочки ближе к Тверской — «Воскресенский переулок», по церкви Воскресения.
Церковь Воскресения древнее церкви Елисея: ее построили еще в XV веке, а к середине XVII века она уже была выложена из камня. Церковь Елисея была возведена к 1620 году. Ходило предание, что появилась она на месте двора патриарха Филарета, а поводом к строительству стала встреча патриарха по возвращении из польского плена с сыном Михаилом Федоровичем.
Федор Никитич Романов (Филарет) был отцом Михаила Федоровича — первого царя из рода Романовых. В 1611 году еще во времена Смуты Филарет в очередной раз попал в польский плен. В 1618 году Русское государство и Польша заключили Деулинское перемирие, и Филарет вернулся в Москву. В следующем году Филарет стал московским патриархом и сложилась «симфония властей», или гармония властей: власть духовная — у отца, власть светская — у сына.
Издревле улица Тверская была частью торговой магистрали, связывающей Москву и Новгород, а потому на улице и в ее переулках нередко появлялись дворы новгородских купцов. Скорее всего, купцы заселили и Воскресенский переулок, выстроили крепкие дома, обустроили дворы. Петр Сытин, историк Москвы, писал о документе о продаже двора в переулке. Двор оценивали в 500 рублей — немалые по тем временам деньги. На земле той стояли «палата каменная с погребы, да ледник с напогребицей, да горница с комнатою, да повалуша, промеж них сени на подклети, да баня белая, да конюшня, да поварня, да две житницы, да четыре избы черных, да колодязь».
В XVII-XVIII веках переулок заселяла знать. В нем появились домики князя Хилкова, княгини Голицыной, генерала Наумова, княгини Шаховской, генеральши Лихаревой (генеральшами называли жен генералов), дворянок Чадаевой и Пашковой и одного только купца Иванова. Часть земель вблизи Брюсова переулка занимали домики причта, а около церкви Воскресения была разбита площадь.
Как переулок стал Брюсовским или Брюсовым
К концу XVIII века переулок стал Брюсовским (Брюсовым) по дому №2. Первым владельцем дома был Александр Романович Брюс — генерал-поручик, вице-губернатор Москвы. Самое любопытное в Александре Романовиче — родство с Яковом Брюсом, сподвижником Петра I и «по совместительству» главным магом Москвы.
В кабинете Якова Брюса находили всякие диковинные предметы: и зеркало, «в котором кажет большое лицо», и туфли китайские из травы, и какой-то каменный гриб, и кость мамонтовой головы. Сегодня бы мы сказали «интересующийся человек», а тогда говорили «чернокнижник».
Вот что вспоминали москвичи: с конца XVII века на верхних этажах Сухаревой башни, — не сохранилась, район метро Сухаревская, — собиралось «Нептуново общество», его участниками были Лефорт, Меньшиков, Брюс и, возможно, сам царь Петр… Руководил заседаниями Лефорт, позже — Яков Брюс. Последнего время от времени замечали на крыше башни, ну и приписывали ему занятия колдовством и магией. А еще говорили, будто у Брюса была книга, которая открывала ему все тайны и давалась в руки только владельцу.
Портрет Якова Вилимовича Брюса
Александр Романович приходился племянником Якову Брюсу и от него получил графский титул. Так что некая таинственность фамилии витает и над Брюсовом переулком. В конце века дом перешел к сыну Александра Романовича — Якову Александровичу. Тот был известным человеком своего времени: начинал солдатом Семеновского полка, а к 1780-м годам стал губернатором аж двух столиц — Петербурга и Москвы.
В конце 1770-х годов дом Брюса надстроили до 3 этажей. Двор расширили: Брюс выкупил соседний участок, и в результате его владения заняли почти половину переулка. На противоположной стороне в те годы занимали пространство обширные дворы некого Киселева, с каменными палатами.
Брюсовский переулок в XIX-XX веках
Облик переулка изменился после Отечественной войны 1812 года, когда в Москве случился большой пожар. Деревянные строения в переулке почти все сгорели, и их заменили новые здания. По городскому плану Хотева начала 1850-х годов все здания, выходившие на переулок, были каменными. Двор № 5 П.А. Наумова перешел Англиканской церкви.
Во второй половине XIX века дворы в Брюсовском переулке, как и на других московских улочках, перешли в руки купцов. В 1850—1867 годах из 16 дворов только четыре были купеческими, в 1882 году — восемь, в 1914 году — девять. В начале нового XX столетия в переулке появились новые жилые дома в 4-6 этажей — многоэтажки по тем временам.
С приходом советской власти переулок вновь поменялся: архитектор Щусев построил рядом с церковью Воскресения дом (№ 17) для артистов Московского Художественного театра. В дом заселились артисты В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин. Позже уже в 1930 годах Алексей Щусев спланировал еще один дом для артистов, теперь уже Большого театра. Появился в переулке и дом для артистов оперетты. Ближе к 1960-м годам на улочке вырос девятиэтажный Дом композиторов.
Открываем Россию. Редакционный проект в поддержку отечественных брендов
В России есть множество отличных локальных производителей, предоставляющих качественные товары и услуги. Time Out Москва всегда ставил перед собой цель рассказывать о местных брендах, за которыми стоят обычные люди. Это и предприятия малого бизнеса, и отечественные индивидуальные предприниматели, и частные мастера своего дела — всем им сейчас особенно нужна поддержка.
Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда
Адрес: Брюсов пер., д. 12, кв. 11
Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд ставил спектакли в 1900-е и 1910-е годы. Однако с приходом советской власти он стал одним из строителей нового театра и провозгласил программу Театрального Октября. Она объединяла левых художников и требовала уничтожить старый театр ради создания нового, отвечающего духу времени. В результате получился театр «социальной поэзии» — отличался индивидуальностью и смешением показного, фарса, и трагического.
Постоянная экспозиция «Мейерхольд. Рождение спектакля» открылась в доме в Брюсовом переулке в 2014 году. Задумка экспозиции — рассказать посетителям о развитии Мейерхольда как режиссера и поведать тайну создания спектакля: как рождается замысел, как он воплощается в набросках-мизансценах и превращается в «развернутую мейерхольдовскую “партитуру”».
В экспозиции найдутся и рукопись драматурга, и нотные партитуры, и эскизы декораций, и афиши. А еще — редкие фотографии с мейерхольдовских репетиций. Выставка построена в хронологическом порядке: сначала материалы о ранних постановках, в конце — работы мастера 1930-х годов. Выставка создана с использованием мультимедийных технологий, так что приверженцы нового и современного не останутся равнодушными.
Англиканская церковь Св. Андрея
Адрес: Вознесенский пер., 8/5с3
Есть в Москве Отдел культуры и образования при Британском совете, есть Центр культуры англоязычных стран при Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. И все же самое английское из английских мест — церковь Св. Андрея. Стоит она между Вознесенским и Брюсовым переулками. Готический стиль, красный кирпич, двери-порталы, обвитые виноградом, — все напоминает об Англии.
У английской общины до XIX века не было своей церкви в Москве. Поэтому было решено купить землю и поставить небольшой домик, куда могла бы приходить паства. К 1870-м годам стало ясно, что домика недостаточно, решили построить церковь. Здание возвели к 1882-1884-м годам, а автором проекта стал английский архитектор Ричард Нил Фриман. Он не очень известен на родине, строил, в основном, в районе Манчестер в Лондоне. Зато стал знаменит в Москве: церковь Св. Андрея — единственная англиканская церковь в столице России. Церковь освятили в конце ХIX века в честь Святого Андрея, покровителя Шотландии. При входе в церковь прихожан встречают две скульптурки ангелов, в руках у них чертополох — символ шотландской геральдики.
Дом артистов Большого театра
Адрес: Брюсов пер., 7
С приходом советской власти в Брюсовском переулке — так он назывался до 1962 года, — появились многоквартирные дома, где жила творческая элита: Дом артистов по проекту архитектора Рерберга, Дом композиторов архитектора Маркузе, Дом для артистов Московского художественного академического театра авторства Щусева.
Идея построить многоквартирный Дом для артистов Большого театра появилась в начале 1930-х, тогда же были предложены первые планы московскими и, возможно, ленинградскими архитекторами. В итоге руководил проектом Алексей Щусев. К этому времени архитектор уже отошел от авангарда, и в архитектуре Дома артистов Большого театра читается классическое наследие.
Если присмотреться к монументальному зданию, то замечаешь фасады, облицованные рижской штукатуркой с вкраплением кварца, мрамора, порталы подъездов и цоколь, выложенный розовым гранитом. Наконец, под крышей видны скругленные окна и в противовес им, чего трудно не заметить, основательный, тяжелый карниз.
В доме жили скульпторы и дирижеры, артисты балета и оперные певцы. В 1962 году в честь одной из жительниц — артистки А.В. Неждановой, — переулок переименовали в улицу Неждановой. Так он и назывался до 1994 года.