Гуляем по Москве: Чистопрудный бульвар
Чистые пруды — излюбленное место прогулок. Летом одно удовольствие пройтись по зеленым аллеям, а зимой — приятно погрузиться в предновогоднюю сказку: цветные гирлянды, украшенные фонари и гладкий каток. Time Out рассказывает, как менялся Чистопрудный бульвар, кто «очистил» Поганые пруды и что делать на бульваре, если не кататься на коньках.
Как появился бульвар, а пруды стали Чистыми
Чистопрудный бульвар устроили в первой половине XIX века. Как и все парковые зоны Бульварного кольца, он появился на месте стен и башен Белого города. А название «Чистопрудный» получил по Чистым прудам, некогда Поганым.
С XVI века недалеко от Мясницких ворот находился Животинный двор, куда на продажу пригоняли скот. Позже недалеко от рынка появились Государевы боевой и мытный дворы: на первом забивали скот, на втором взимали пошлину с его продажи. Мясники с Мясницкой улицы торговали у одноименных ворот и убивали скот у своих лавок, однако не желали платить налог — и их отбросы оказывались в прудах.
В конце XVIII века сподвижник Петра I Александр Меншиков купил у Мясницких ворот земли и построил на них каменные палаты и церковь — Меншикову башню. Постройка была возведена к 1710-м годам, и получилась она, как и желал заказчик, на три с лишним метра выше колокольни Ивана Великого. Александр Данилович повелел очистить пруды и не скидывать туда нечистоты. И они стали «Чистыми». В начале XVIII века мясные лавки перенесли за Земляной город (ныне — Садовое кольцо), и земли на Мясницкой улице и бульваре заняли фартина*, харчевни и дворы торговых людей. Лесные ряды перевели за Красные ворота. После 1812 года их место занял «жерновый ряд», где продавали эти мельничные элементы.
К открытию Чистопрудного бульвара в 1820-х годах по обоим его концам построили двухэтажные гостиницы. Один из домов до сих пор стоит у Покровских ворот, другое здание снесли в 1930-е и на его месте построили вестибюль станции метро «Кировская».
Чистопрудный бульвар: жильцы и их гости
В XIX веке Чистопрудный бульвар стал популярным местом среди москвичей и не только. В доме №9 c осени 1826 года по весну 1827 жил польский поэт Адам Мицкевич. Возможно, в тот период его посетил Александр Пушкин. Достоверно известно, что Пушкин побывал на бульваре в 1831 году — вскоре после свадьбы поэт и его супруга Наталья Гончарова посетили дом Пашковых. Тогда гости прокатились на внушительных санях хозяина, которые вмещали около 12 человек.
К середине 1850-х, как пишет историк Сытин, на бульваре от Мясницких до Покровских ворот по правой, четной, стороне стояло восемь дворов, по левой — 17. Те, что по четной, просторные с каменными домами, занимали Почтамт, казенная запасная аптека, Приказ общественного презрения и церковь Троицы на Грязях. На левой стороне в одноэтажных домах с небольшими дворами жили дворяне, чиновники и купцы.
На Чистопрудном бульваре в доме № 21 поселился писатель Н.Д. Телешов. Там до 1904 года проходил салон «Среда», где встречались ученые, писатели, артисты и художники. В книге «Записки писателя» И.Д. Телешов рассказывает, какие адреса-прозвища получали участники салона:
«Писателю Н.Н. Златовратскому дали “адрес”-имя — “Старые Триумфальные ворота”, позже — “Патриаршие пруды”, театральный критик С.С. Голоушев (Сергей Глаголь) — “Брехов переулок”, Е.П. Гославский за безмолвие во время споров — “Большая Молчановка”. А.М. Горький — “Хитровка”, Ф.И. Шаляпин — “Разгуляй”, Иван Бунин за свою худобу и острословие — “Живодерка”. Кроткий И.А. Белоусов имел прозвище “Пречистенка”».
В 1910-х на Чистых прудах построили круглое здание, где устроили панораму Бородинского сражения. Художником стал Ф.А. Рубо, один из основоположников панорамной живописи в России. В 1914-м началась Первая мировая война, на следующий год панораму разобрали и вывезли из Москвы.
Чистопрудный бульвар в советские годы
С приходом советской власти проезды Чистопрудного бульвара застраивались многоэтажными домами, а улицы асфальтировались. Бульвар стал признанным местом отдыха москвичей.
Гуляющих привлекали не только пышные аллеи, но и возможности досуга: на бульваре открылся кинотеатр «Колизей». Дом № 6 по бульвару заняло Министерство просвещения РСФСР, дом № 23 — библиотека и читальня имени Ф.М. Достоевского.
В двухэтажном каменном доме № 8 в 1843-1870 годах находилось правление IV округа путей сообщения и публичных зданий, ведавшее разрешением всех построек в Москве, а затем здесь долгое время располагалась Военная типография. В 1956 году были надстроены четыре этажа, и в доме разместились редакции «Московской правды» и «Вечерней Москвы».
Станция метро «Кировская» появилась в 1935 году, архитекторами стали Н.Д. Колли, С.Г. Андриевский и Л.П. Шухарева. В 1960 году берега пруда укрепили камнем, а через шесть лет — бетоном.
Театр Современник
Адрес: Чистопрудный бульвар, 19, стр. 1
На страничке сайта театра сказано: «Современник — сердце Чистопрудного бульвара с 65-летней историей и мхатовскими корнями». Театр возник под началом Олега Ефремова. В середине 1950-х вокруг актера начал складываться кружок преданных учеников — среди них были Галина Волчек, Игорь Кваша, Людмила Иванова, Евгения Евстигнеева и Олег Табаков. Единомышленники много времени проводили за беседами и пришли к выводу, что во МХАТе мало внимания уделяли современным драматургам:
«Новый театр ставит целью свободное творческое усвоение наследие К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и посильнее его развитие — на своей самостоятельной дороге».
Планы стали осуществлять. По предложению Ефремова, первой поставили пьесу Виктора Розова «Вечно живые», которпя позже ляжет в основу фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Репетировали актеры по ночам, а к утру расходились по театрам, в которых работали. Премьера прошла тоже ночью, ее зрителями стали студенты МГУ и МАИ. Собрался полный зал, артисты играли до 4 утра. Игорь Кваша вспоминал, как зрители оценили спектакль и какое напутствие давали актерам:
«Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало».
После премьеры никакой сцены Современнику не выделили. Первые спектакли проходили или на сцене школы-студии, или на сцене МХАТа. В 1958 году Студия молодых актеров стала называться «Современник». Напряжение между труппами росло и достигло пика к 1960-м: тогда Современник на сцене МХАТа сыграл неоднозначный спектакль «Голый король».
В 1961 году Современник получил собственное здание на площади Маяковского, а в 1965-м — статус «театра». В здание у Чистых прудов труппа переехал к 1974 году. В первое время на новой сцене ставили спектакли по современным произведениям. Известными стали «Фантазии Фарятьева» актрисы Лилии Толмачевой.
Каток на Чистых прудах — еще один символ бульвара. Коньки в России появились при Петре I. Как и многие другие новшества, коньки он завез из Голландии, где научился кататься сам. По одной из версий, император не только завез зимнюю потеху, но и придумал прикреплять лезвия к обуви. В XVIII веке небольшие катки заливали в усадьбах знати для увеселения гостей как в Москве, так и в Петербурге.
Первый общественный каток появился в середине XIX столетия — каток на Петровке. На Чистые пруды москвичей зазывали «покататься на коньках на столичный и европейский манер». Здесь организовывали чайную, а в праздничные дни ставили театрализованные представления. В 1913 году на Чистых прудах прошли любительские соревнования по новому виду спорта — хоккею.
Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Адрес: Чистопрудный бул., 14, стр. 3
Если прогуливаться от Покровских ворот до вестибюля станции «Чистые пруды», то в самом начале прогулки бросится в глаза бирюзовое здание с белыми узорами. Доходный дом появился на бульваре в начале XX века, архитектором стал Л. Кравецкий, инженером — П. Микини.
Барельефы фантастических животных, птиц и растительных узоров выполнены художественной артелью «Мурава» по эскизам художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова. Принято считать, что образцами животных и деревьев стали барельефы Дмитриевского собора во Владимире, при этом образцы пересмотрены с учетом эстетики XX века, та как читается гротескная прорисовка.
Планировалось, что здание станет доходным домом при храме Святой Троицы на Грязех, часть квартир будет на время передана нуждающимся прихожанам, часть — сдана в наем. В доме поселился и художник Вашков. До 1920-х годов на первом этаже располагалась кондитерская. С приходом советской власти первые этажи отошли магазинам, а верхние остались жилыми помещениями. В 1945 году надстроили три этажа, но при перестройке были утрачены балконы на втором этаже и часть барельефов.
Питейный дом