Гуляем по Москве: Камергерский переулок
Камергерский переулок лежит между Тверской улицей и Большой Дмитровкой. История переулка настолько театральна, что в советские годы при переименовании улиц он получил название «Проезд Художественного театра». Time Out рассказывает, как менялся переулок, где жил профессор Пуф и на какие здания стоит обратить внимание во время очередной прогулки.
Первые упоминания о Камергерском переулке относятся к XVI веку. Тогда между нынешним Камергерским и параллельным ему Георгиевским переулками появился Георгиевский женский монастырь. Его главный вход был обращен к исчезнувшей небольшой улочке, которая вела от монастыря до Тверской улицы.
На углу проезда с Большой Дмитровкой в XVII веке был двор Собакиных — родственников Марфы Васильевны Собакиной, третьей жены Ивана IV Грозного. Позже двор перешел к Стрешневым — родственникам жены царя Михаила Федоровича. Недалеко от двора Собакиных стоял дом окольничего* князя Степана Львова, на углу Тверской — дом окольничего князя Григория Ромодановского. Перед его домом была каменная церковь Спаса Преображения. По названию церкви переулок именовался Спасским. Позже на улице появлялись дворы Милославских и Федора Ромодановского — сподвижника Петра I.
В середине XVIII века дом Льва Милославского перешел к его дочери Софье Бахметевой. Один из домов принадлежал камергеру князю Сергею Михайловицу Голицыну, который владел домом вплоть до XIX века. Считается, что по чину Голицына переулок и получил название «Камергерский».
В 1773 году на Тверской и в окрестностях случился пожар. Сгорели дома и в Спасском переулке. На месте сгоревших построек появились новые: каменные дома построили князь Долгоруков, князь Одоевский, Стрешневы. Князь Голицын после пожара на прежних местах построил конюшню и деревянный амбар. Постепенно улица расширялась — сначала за счет земель снесенной в 1789 году Церкви Спаса, позже за счет двора Петра Ивановича Одоевского.
Во времена Отечественной войны, когда в Москве случился пожар, многие дома на улице сгорели, после чего по обе стороны улицы появлялись новые постройки. Петр Одоевский построил каменный дом с двумя флигелями по бокам, с портиком и колоннами. Парадные ворота славились по всему переулку.
В Камергерском переулке появились как жилые дома, так и магазины. Например, на углу Тверской открылся «Санкт-Петербургский магазин бриллиантовых вещей». Владелицей дома была госпожа Софья Самарина, мать довольно известного славянофила Юрия Самарина.
В 1826 году князь Одоевский ушел из жизни и дом перешел к его племяннице Варваре Ланской. В середине 1840-х годов в журнальных статьях появился любопытный персонаж — профессор Пуф, «доктор энциклопедии и прочих наук». Вскоре выяснилось, что что под псевдонимом скрывался Владимир Одоевский — племянник Варвары Ланской, известный писатель и журналист. В 1844-1845 годах на последней полосе «Записок для хозяев» (приложение к «Литературной газете») публиковались его лекции о «кухонном искусстве», причем профессор броско рекламировал себя:
«Кто не знает доктора Пуфа? Кто не имеет ко мне доверенности? Кто не читал моих сочинений? Какое невежество! Кто раскаивался, прочитав мои бессмертные творенья? У кого блюдо не удалось по моим рецептам?».
Тогда в оборот вошло слово английское слово «пуф», которое означает «раздувать», «рекламировать», «надувать».
Вместе с поэтом Вильгельмом Кюхельбекером Одоевский издавал литературный альманах «Мнемозина». В нем печатались Александр Грибоедов, Петр Вяземский и Евгений Баратынский, а однажды вышел отрывок из «Бахчисарайского фонтана» Александра Пушкина.
В 1851 году дом Ланской купил некий Сергей Александрович Корсаков. Как пишет историк Сытин, он был сыном Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, чей дом считался прототипом дома Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума». Господин Корсаков жил расточительно, дом постепенно разрушался и утрачивал парадный вид. Портик и колонны сняли, в нижних этажах и флигелях пробили двери: там хозяин хотел устроить лавки. Однако в результате дом пришлось продать, так как владелец влез в долги. Дом на аукционе купили купцы Степанов и Лианозов.
Во второй половине XIX века «дворянские гнезда» беднели, а вот купеческие богатели. К концу столетия торговцы выкупали дома на центральных улицах Москвы и строили доходные дома, лавки и мелкие магазинчики. В Камергерском переулке несколько домов перешло к купцам Хлудову и Шаблыкину.
Георгий Лианозов, который вскоре стал единственным владельцем здания, решил организовать в нем театр и сдавать пространство антрепренерам. В 1882 году открылся «Русский драматический театр», который вскоре перешел к Федору Адамовичу Коршу. В 1885 году для здания было выстроено здание в Богословском переулке, помощь в строительстве оказал любитель театра Алексей Бахрушин.
Примерно в это же время в доме начал принимать гостей частный оперный театр Саввы Мамонтова, а 1902 году дом Лианозова арендовал Московский Художественный театр — и труппа переехала с Каретного ряда в Камергерский переулок. Перестройкой здания занимался архитектор-модернист Федор Шехтель. В том же году, в конце октября, состоялось открытие театра.
В 1920-е годы в переулке работало кафе «Десятая муза». В нем бывали Владимир Маяковский, Сергей Есенин и Валерий Брюсов. В 1930-е улица Горького (Тверская) сильно поменяла облик: она была расширена, а по обеим сторонам выросли массивные дома. Поменялся и внешний вид Камергерского переулка, который к тому моменту стал переулком Художественного театра.
Московский Художественный театр имени А.П. Чехова
Адрес: Камергерский переулок, 3, стр. 1
Московский Художественный театр сегодня располагается в здании в стиле модерн авторства Шехтеля, но так было не всегда. Идея создать театр появилась у Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в 1897-м после 18-часовой встречи в ресторане «Славянский базар». В следующем году открылся Художественно-общедоступный театр: основателям хотелось, чтобы даже малообеспеченные москвичи могли купить билеты.
Со временем стало ясно, что общедоступным театр сделать невозможно: Московская государственная дума отказала в выдаче государственной субсидии, из-за чего цены на билеты выросли. Театр пришлось переименовывать: в 1901 году он стал Московским Художественным. В 1902 году труппа переехала в Камергерский переулок. Новое здание в стиле модерн Федор Шехтель выполнил в зеленоватом цвете, двери и рамы — в коричневых тонах, стены украсил растительным узором. Внутри здания было электрическое освещение, в зрительном зале — поворотный круг.
На сцене ставили спектакли как по произведениям классиков (Пушкин, Грибоедов, Островский), так и по текстам современников (Чехов, Андреев, Горький). В 1919 году Московский Художественный театр стал академическим, а в 1932-м получил посвящение Горькому и стал МХАТ СССР имени Максима Горького.
В советское время поменялся репертуар: театр сотрудничал с молодыми авторами: Л. Леоновым, В. Катаевым и М. Булгаковым. В 1926 году поставили произведение последнего «Дни Турбиных» — спектакль стал одним из самых посещаемых.
Может возникнуть справедливый вопрос: почему сегодня МХАТ им. М. Горького располагается не в Камергерском переулке, а в здании на Тверском бульваре, 22. С 1970 годов в театре начался кризис, который закончился расколом. Коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы — под руководством Олега Ефремова (МХАТ имени А.П. Чехова в Камергерском переулке) и Татьяны Дорониной (МХАТ имени М. Горького на Тверском бульваре). В 2004 году при Олеге Табакове театр в Камергерском вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр.
Музей МХАТ
Адрес: Камергерский переулок, 3А
Московский Художественный театр появился в 1898 году, в 1919-м стал академическим. А уже в 1923 году по предложению Станиславского организовали театральный музей, который поначалу располагался в помещении МХАТ в проезде Художественного театра. Коллекция располагалась под сценой и насчитывала 275 предметов. После войны, в 1947 году, музей переехал в отдельное здание.
Постоянная экспозиция музея занимает второй этажа театра, вход на Малую сцену. По возможности загляните на второй этаж: здесь вы узнаете об истории театра с момента основания, увидите кабинет Немировича-Данченко, артистические уборные Станиславского и Олега Ефремова. В «Зеленом фойе» время от времени проходят тематические выставки. Собрание музея сегодня превышает 330 000 предметов. Среди них — всевозможные документы, макеты, живопись, графика, театральные костюмы, программы и афиши, личные вещи актеров.
Дом писательского кооператива
Адрес: Камергерский переулок, 2
В 1930-х на Тверской появились массивные дома. Одно из зданий архитектора Мордвинова скрыло семиэтажный дом №2 в Камергерском переулке — а дом этот примечателен своей историей.
Автором проекта был Сергей Егорович Чернышев. Здание в стиле конструктивизм выросло в переулке к 1932 году, и его заняли сотрудники рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Крестьянская газета».
Дом Чернышева строился с учетом Генерального плана: по Камергерскому и Газетному переулкам должна была пройти трасса, часть дублера Бульварного кольца. Дом Чернышева же закреплял ширину будущей дороги.
Здание Чернышева поделено на две части. В той стороне, что выходит окнами на переулок, были двухкомнатные квартиры. Часть дома, выходящую во двор, заняли четырехкомнатные квартиры с просторными кухнями, ванными и длинными коридорами. С учетом прежней застройки жители этой части дома могли видеть из окон Тверскую улицу.
Почти сразу после заселения жилой дом Чернышева получил название Дом писателей, или «Дом писательского кооператива». Здесь находились квартиры более 40 писателей, поэтов и литераторов, в том числе А. Платонова, В. Вишневского, Ю. Олеши, И. Уткина, А. Малышкина и многих других.
Придворный чин и должность в Русском государстве в XIII — начале XVIII веков.