Гуляем по Москве: Малая Бронная
Малая Бронная — одна из центральных улиц Москвы, по которым приятно прогуляться и зимой, и летом. Она начинается у Тверского бульвара и тянется до Садовой-Кудринской улицы. Time Out рассказывает, как Малая Бронная получила свое название, где селились студенты в конце XIX века и где бывали художник Врубель и композитор Римский-Корсаков.
Малая Бронная в XVI-XVIII веках
К XVI веку в Москве сложилась система слобод — отдельных поселений, жители которых освобождались от налогов и повинностей. Между Малой Никитской и Тверской лежала Бронная ремесленная слобода. Поначалу ей ведал Приказ Большого дворца, позже — Оружейная палата. Здесь жили бронники — мастера по изготовлению луков и стрел, копий и брони для войска. В 60-е годы того столетия при Иване Грозном на тех землях поселились мастера сабельных дел и ювелиры.
К 30-м годам XVII века в слободе стояло чуть более ста дворов, небольших и узких с деревянными постройками и огородом. Слобода простиралась от Тверского бульвара до Спиридоньевского переулка.
До переулка доходила и Малая Бронная, называвшаяся Воскресенской по церкви Воскресения. Улица упиралась во дворы патриаршей Козьей слободы, ныне район Патриарших прудов.
К началу XVIII века постройки на Малой Бронной были деревянными, в том числе церковь Воскресения. В большой пожар 1737 года улица почти полностью выгорела. В 60-е годы улицу продлили до Земляного вала и основали новые дворы.
Малая Бронная в XIX веке: время перемен
В XIX веке улицу ждали большие изменения. В 1812 году Москву вновь застал пожар, который не обошел и вновь отстроенную из дерева Малую Бронную. Выстояла только церковь Воскресенья: к тому времени она уже была каменной. После войны московские улочки стали восстанавливать: Малая Бронная удлинилась и протянулась до Ермолаевского переулка, соседние дворы объединяли — их количество сократилось до 15. Владельцами дворов были в основном служилые люди, духовенство и мещане.
В 1830-е все еще оставались пустыри — не застроенные после войны земли. Историк Сытин вспоминает о «Путеводителе по Москве» 1831 года, где сказано:
«[у Патриаршего пруда] год тому назад были развалины и пустыри; пруд был запущен и, словом, неприятно было ходить по сему месту. Ныне старанием Комиссии для строения все здесь расчищено, пруд приведен в хорошее состояние, и, может быть, место сие сделается приятным для окрестных жителей гулянием».
Со временем количество дворов увеличилось: к 1850-м годам на Малой Бронной по нечетной стороне их стояло 11, по четной в два раза больше — 22. Здания оставались деревянными, а единственным каменным строением был дом №15 — детская больница Воспитательного дома. Здания из камня стали появляться здесь во второй половине XIX века.
К концу XIX века улица уже была застроена малоэтажными каменными домами. Детская больница переехала на Садовую-Кудринскую улицу, а на Малой Бронной открылось Арбатское городское четырехклассное училище. На месте двора больницы барон Гирш построил трехэтажные корпуса с небольшими квартирками, которые сдавали в наем. Дом №18 заняло Московское окружное пробирное управление: оно занималось определением качеством и количеством благородных металлов в рудах и слитках и наложением клейм (проб) на изделия.
Малая Бронная: рубеж веков и советское время
На рубеже XIX—XX веков комнатки домов на Малой Бронной занимали в основном студенты. Они нередко собирались на углу Тверского бульвара и Малой Бронной в трактире Романова. Кроме того, на улице располагались студенческий клуб, столовая и помещение «Общества вспомоществования недостаточным студентам Московского университета».
Тогда же в доме на Малой Бронной останавливался писатель В.Г. Короленко — он предпочитал гостить у своей сестры М.Г. Лошкаревой в доме №32, где нередко писал рассказы. На углу Малой и Большой Бронной жил художник Г.Г. Мясоедов — один из представителей реалистической школы. Первая квартира поэта В.В. Маяковского тоже была недалеко от Малой Бронной — в доме №12 по Спиридоньевском переулку.
В советское время улица активно застраивалась внушительными каменными домами. Церковь Воскресения на Малой Бронной была разрушена, и на ее месте появилась школа. Вокруг дома Пробирного управления выросли шестиэтажные жилые здания. На углу Спиридоньевского переулка вместо дровяного склада и малоэтажных жилых домов к 1934 году появились многоэтажные жилые корпуса Товарищества московских служащих. По Спиридоньевскому переулку построили жилые корпуса Министерства нефтяной промышленности.
Жилой дом Госстраха
Адрес: ул. Малая Бронная, 21/13
Моисей Гинзбург — советский архитектор-авангардист, один из теоретиков конструктивизма — приехал в Москву в 1921 году, а в 1923-м стал профессором ВХУТЕМАСа. В те же годы вышла его книга «Ритм в архитектуре», поэтому Гинзбурга стала воспринимать как теоретика архитектуры.
В 1925 году вместе с Александром Весниным он создал Объединение современных архитекторов (ОСА), которое начало выпускать журнал «Современная архитектура». В нем архитектор публиковал свои программные теоретические статьи. Одним из первых реализованных проектов Моисея Гинзбурга стал жилой дом Госстраха на Малой Бронной — угловой дом появился на улице в 1926 году.
Проект отличает не только экстерьер, но и внутренняя структура: планировка необычно продумана и рациональна. Тогда жилищный вопрос стоял остро, а архитектор предложил решение по оптимизации пространства.
В доме на Малой Бронной были не только квартиры, но и общежитие, терраса для прогулок и магазин на первом этаже. В этом смысле дом Госстраха стал экспериментальной площадкой.
Каждый этаж дома вмещал четыре уникальные квартиры с оригинальной конфигурацией и продуманным интерьером. В квартирах встречались двустворчатые двери — на случай, если понадобится делать ремонт, а также обширные передние. Разнообразие квартир выдают уличные фасады, особенно угол здания, который выходит на пересечение Малой Бронной со Спиридоньевским переулком.
Романовка
Адрес: ул. Малая Бронная, 2/7
На углу Тверского бульвара и Малой Бронной стоит дом в голубых и белых тонах, о котором известно с XVIII века. Тогда его владельцем был некий полковник В.В. Грушецкий.
Позже земля перешла к Голицыным — при них по проекту архитектора М.Ф. Казакова был построен главный дом. В годы Отечественной войны усадьба сгорела, а позже была восстановлена. В конце XIX века архитектор Загорский объединил флигели и надстроил здание. Тогда же москвичи стали называть его Романовкой, по фамилии владельца.
В конце 1890-х годов в доме открылся музыкальный салон. К нему по Малой Бронной пристроили зал для концертов и театральных спектаклей. Гостями были артисты частной оперы С.И. Мамонтова, композитор Н.А. Римский-Корсаков, художники М.А. Врубель и К.А. Коровин.
Пока строили здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, труппа репетировала на Малой Бронной.
В первые советские годы здание занимали Государственный еврейский театр, театр Сатиры и с 1962 года — Московский драматический театр на Малой Бронной.
Театр на Малой Бронной
Адрес: ул. Малая Бронная, 4
Театр на Малой Бронной возник в 1945 году. К тому моменту сложился новый творческий коллектив — Московский драматический театр под руководством режиссера Сергея Майорова. Первым домом театра стало здание на Спартаковской улице, а премьерным спектаклем — «Золотой обруч» по пьесе Мариенгофа.
В первые 11 лет на сцене поставили 45 премьер. Большой успех случился в 1958 году, когда главным режиссером стал Андрей Гончаров. Его дебютной постановкой на этой сцене стала пьеса «Вид с моста» Артура Миллера. Здание на Малой Бронной, 4 театр занял в 1962 году. В 1965 году главным режиссером был назначен В.К. Монюков. Он оставался педагогом Школы-студии при МХАТ им. Чехова и спустя пару лет ушел из театра на Малой Бронной, поставив лишь спектакль по пьесе В. Раздольского «Беспокойный юбиляр».
Расцвет случился с приходом на позицию штатного режиссера Анатолия Эфроса. Он привел в театр актеров-единомышленников: Льва Дурова, Геннадия Сайфулина, Ольгу Яковлеву и Льва Круглого. Сотворчество Дунаева, главного режиссера, и Эфроса продлилось до 1984-го. В те годы Эфрос поставил «Женитьбу» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева, «Дон Жуан» Мольера, «Отелло» и «Ромео и Джульетту» Шекспира.
В 1980-е режиссеры сменяли друг друга, а в 1990-е театр остался без главного режиссера. В начале 2000-х театр возглавил народный артист СССР Лев Дуров. Его сменил Сергей Голомазов.
В 2019-м художественным руководителем-режиссером стал Константин Богомолов. В 2020 году в связи с ремонтом здания на Малой Бронной театр переехал во «Дворец на Яузе» по адресу Площадь Журавлева, 1.