Гуляем по Москве: Никольская улица
Никольская — одна из самых узнаваемых улиц Москвы. В старинных домиках когда-то были букинистические лавки, аптеки, конторы фабрикантов, а за стенами церквей — монастырские школы. Сегодня постройки заняли магазинчики и всевозможные кафе, а улицу украсили сотни гирлянд. Time Out рассказывает, как менялась Никольская, почему ее называли «улицей просвещения» и на какие дома стоит обратить особое внимание во время следующей прогулки.
Никольская: монастыри и первая типография
История Никольской улицы ведет свой отсчет с XIII века — тогда по ней проходила дорога из Москвы в Ростов Великий, Суздаль и Владимир. В конце столетия здесь появился Богоявленский монастырь, еще через одно — монастырь Николы Старого, от которого улица и получила свое название. В XIV-XVI веках Никольская заканчивалась не Лубянской площадью, а переходила в Сретенку, поэтому в тот период улицу именовали то Никольской, то Сретенской.
Одной из центральных улиц Москвы Никольская стала при Иване IV Грозном, когда тот распорядился выстроить Печатный двор рядом с Никольским монастырем. В 1564 году типография напечатала первую книгу на Руси — «Апостол», а первым книгопечатником стал Иван Федоров, которому помогал Петр Мстиславец.
В середине XVI века в Москве работала Анонимная типография. Считается, что руководил ею датчанин Ганс Мессингейм, а Иван Федоров помогал ему.
В 1560-х в Москве было принято решение закрыть Анонимную типографию и основать Печатный двор, непременно государственный. В послесловии к «Апостолу» указали, что это царский проект. Второй книгой, напечатанной Федоровым, стал «Часовник».
Постепенно Никольскую застроили деревянными домами. Земли у Воскресенских ворот были отданы под Земский двор — он ведал сбором, как бы сейчас казали, налогов, и судом. По Годуновскому чертежу (1605 год) на этом месте были «городские судилища», по Сигизмундову (1610) — земский приказ и канцелярии.
«От Неглиненских [Воскресенских] ворот к востоку с внутренней стороны Китайской стены был навес для хранения железных ядер, занимавший и 10 печур в стене. За ядерным навесом шел у стены навес Земского двора, а под тот навес… сделана труба в нижний бой… можно человеку пройти. Труба отводила в Неглинную сточные воды из Китай-города и так разрушила нижнее отверстие в стене, что здесь образовался «лаз», сокращавший путь с улицы к реке Неглинной», — пишет москвовед Сытин.
Никольская: улица просвещения
В XVII веке на Никольской при монастырях открывались деревянные школы. Школу при Заиконоспасском монастыре возглавил Симеон Полоцкий. Там учили латыни — международному языку, поэтому выпускники могли служить в Посольском приказе. Учеников набирали из молодых подьячих разных приказов. Одним из них стал Семен Агафоникович Медведев. «Им же польза верные люди наслаждала, Незлобие же, тихость, кротость удивляла; В нем же вера, надежда, любы пребываше», — вот так писал Медведев об учителе Симеоне Полоцком в виршах*.
В 1680 году открылась школа при Печатном дворе. Греческий и латынь там преподавал иеромонах Тимофей, который долгое в время жил в Палестине на Афоне (Греция), а помогал ему грек Мануил. В первый год греческому в школе учились 30 человек, в 1685 году их уже было 56, в 1686 году — 66. Более 160 человек изучали славянский язык.
Как изменилась школа:
Первое сентября. Эволюция московского образования от XVII века до наших дней
Школы при монастырях и Печатном дворе стали прообразом Славяно-греко-латинской академии — первой высшей школы в Москве, основанной в считают 1687 году.
Предполагалось, что Академия будет давать общее знание: там учили средневековой схоластике, грамматике, философии «разумительной, естественной и нравной, даже до богословия». На греческом и славянском языках ученики постигали риторику и диалектику, логику и физику, грамматику и пиитику (наука стихосложения) читали на греческом.
В Академии на Никольской училась московская знать — например, сыновья Ю.М. Одоевского и сын князя Б.А. Голицына. Сословных ограничений не было, именно поэтому учащимся Академии смог стать Михаил Ломоносов.
В XVI-XVII веках Никольская, одна из немногих улиц Москвы, была замощена бревнами и покрыта досками. Здесь выросли двора бояр Салтыковых, Шереметевых, князей Воротынских, Хованских. В XVIII столетии Никольская стала парадной улицей, по которой цари торжественно въезжали в Кремль. Новый статус привлек новых жильцов: одним из самых крупных дворов был двор князей Черкасских. Ближе к середине XVIII века дом купили Шереметьевы, а в начале XIX века его выкупил книготорговец Глазунов.
Никольская в XIX веке: книжные лавки, фешенебельные гостиницы и судьбоносные встречи
На протяжении XIX века Никольская оставалась «улицей просвещения», только теперь там появлялись не школы, а книжные лавки. Литературой торговали Свешников и Базунов, а при лавке Глазунова была открыта еще и библиотека для чтения. В книжном Глазунова бывали Александр Пушкин и литературный критик Виссарион Белинский. Как пишет москвовед Сытин, на Никольской и Новой площади было 26 из 31 книжных лавок по всей Москве.
«Типичными из букинистов здесь были Платон Львович Байков и Афанасий Афанасьевич Астапов. Лавочка Байкова находилась ближе к Никольской и, будучи темной, освещалась и днем коптившей керосиновой лампой, висевшей на потолке… Лавочка Астапова находилась ближе к Проломным воротам, а сам он жил рядом с лавочкой в миниатюрном помещении, которое так было заставлено полками с книгами, что в нем едва можно было повернуться», — писал коллекционер Петр Щукин о книжной лавке на Никольской.
Торговля на Никольской не ограничивалась книгами — ко второй половине XIX века она стала одной из главных «деловых» улиц в городе. Здесь располагались конторы фабрикантов, гостиницы (Калязинское подворье) и рестораны. Некий Пороховщиков открыл на Никольской чрезвычайно модную по тем временам гостиницу «Славянский базар», где останавливались писатель Глеб Успенский, композиторы Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков.
«Фешенебельный “Славянский базар” с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах. Ход из номеров был прямо в ресторан, через коридор отдельных кабинетов. Сватайся и женись», — писал журналист и писатель Владимир Гиляровский.
Ресторан «Славянский базар» на первом этаже прославился не менее гостиницы. О нем писал Иван Тургенев, не раз упоминал в рассказах Антон Чехов. Наконец, в ресторане встретились Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко и обсудили создание Художественного общедоступного театра, будущего МХТ.
Никольская: cоветское время
С приходом советской власти улицы в Москве стали активно переименовывать: Большая Никитская стала улицей Герцена, Покровка — улицей Чернышевского, а Никольская получила громкое имя «Улица 25 октября» в честь Октябрьской социалистической революции.
«В память того, что артиллерийским обстрелом с этой улицы были разбиты Никольские ворота и Красной гвардии была открыта дорога в Кремль», — говорил советский историк Сытин.
Улица сильно поменялась в XX веке. В 1930-е годы прокладывали метро и на Никольской разобрали часть зданий по нечетной стороне. Освободившуюся землю использовали под расширение Театрального проезда и строительство площади перед входом в метро.
Московский печатный двор
Адрес: Никольская улица, д. 15, стр. 1
На Никольской сложно не обратить внимание на бело-бирюзовое здание, украшенное лепниной. На этом месте при Иване Грозном в XVI веке построили Московский печатный двор. В 1564 году Типография выпустила первую датированную печатную книгу — «Апостол», в 1703 году — первую периодическую газету «Ведомости» по указу Петра I.
Здание типографии XVI века не сохранилось — в начале XIX века его пришлось разобрать из-за ветхости. Новое здание спроектировали архитекторы Бакарев и Мироновский. Оно выполнено в псевдоготическом стиле: стрельчатые готические окна и башенки, витые колонны, замысловатый орнамент. Как будете на Никольской, присмотритесь к фасаду: на нем можно разглядеть льва и единорога — геральдические символы власти. Новое здание передали Святейшему синоду, и до 1917 года там находилась передовая Московская синодальная типография.
Фото: wikimedia
Аптека Феррейна
Адрес: Никольская улица, д. 21
В конце Никольской по нечетной стороне стоит дом в стиле неоренессанс (обратная сторона здания стилизована под средневековый замок с башенкой). Здание с просторными окнами и высокими колоннами занимала аптека Феррейна, которую выдают статуи богини здоровья Гигиеи.
Роскошное здание было построено в 1890-е по проекту Адольфа Эрихсона. Заказчиком был московский аптекарь Владимир Феррейн. Аптека была передовой: лекарства изготавливали по особой технологии, работникам выплачивали премии, создавали рекламные кампании. Например, когда потребовалось продать лекарства на медвежьем жире, у Никольского фонтана на Лубянской площади появился живой медведь, которого водили туда на водопой.
Интерьеры аптеки были роскошными и продуманными. На первом этаже под потолком висела хрустальная люстра, прилавки были выполнены из красного дерева. На втором этаже располагался рецептурный отдел, на третьем — столовая для сотрудников, на четвертом — отдел хранения лекарственного сырья и хозяйственные помещения. Лекарственные травы в аптеку на Никольской и другие лавки «Товарищества В.К. Феррейна» привозили из Крыма и семейной усадьбы Феррейнов в Бутове.
Третьяковский проезд
Оказывается, имя купцов Третьяковых носят не только галерея и станция метро, но и проезд, соединяющий улицу Никольскую с Театральным проездом.
Считается, что в конце XIX века на Никольской застрял обоз и движение на улице встало. В затор попал и Павел Третьяков. После этого случая братья Третьяковы решили проложить проезд, чтобы соединить две магистрали. Арку спроектировал архитектор Каминский, родственник Третьяковых.
В проезде построили дома для магазинчиков. Окна сделали большими, почти в пол, стены выложили кирпичом. Здесь можно было найти чайный магазин Василия Куликова, часовые и ювелирные магазины Виктора Габю, парфюмерный «Брокар и Ралле» и, наконец, любимый аристократами магазин «Феникс»: в нем можно было приобрести мебель в стиле модерн.
Духовные и светские стихи.