Гуляем по Москве: Пятницкая улица | Город | Time Out

Гуляем по Москве: Пятницкая улица

Ксения Попова   23 марта 2022
8 мин
Гуляем по Москве: Пятницкая улица
Фото: wikimedia

Пятницкая улица лежит в Замоскворечье: начинается у Чугунного моста, а заканчивается у Серпуховской площади. Некогда здесь стояли стрелецкие домики, которые сменили купеческие и дворянские дворы. Time Out рассказывает, как жила Пятницкая в допетровские времена, в каком доме родился драматург Островский и где останавливался Лев Толстой.


Пятницкая в XV-XVII веках: торговая дорога и слободы

Пятницкая улица у церкви Параскевы Пятницы, 1931. Фото: legion-media.ru

Улица получила название по храму Параскевы Пятницы, который стоял на месте вестибюля станции Новокузнецкая. Деревянную постройку возвели в XVI веке, а немногим ранее, на рубеже XV и XVI столетий, появились первые упоминания об улице. К тому времени обустраивались земли за пределами Кремля, в том числе в Замоскворечье.

В старину Пятницкая улица начиналась у Москворецкого моста и завершалась у Климентовского переулка, за которым начиналось всполье, и далее через поле шла торговая дорога до Рязани. Вдоль Пятницкой то и дело строились дворы торговых людей, лавки, харчевни и всевозможные кузницы. В Черниговском переулке между Ордынкой и Пятницкой стоял Ивановский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи возвели к 1514 году, архитектором стал мастер итальянского происхождения Алевиз.

В начале XVII века, во времена Смуты, случилась польско-шведская интервенция. В 1611 году у Климентовского острожка были отбиты атаки поляков, стремящихся попасть в Кремль.

С приходом к власти бояр Романовых сложились слободы. С восточной стороны Пятницкая улица соседствовала с дворцовой Овчинной слободой, с западной — с Кадашевской, с южной — со Стрелецкой. Первые выделывали овчину, кадаши занимались ткацким делом, стрельцы входили в стрелецкое войско. К концу века соседями жителей Пятницкой стали монетчики — мастера Денежного двора. Здесь же жили стрельцы приказа Матвея Вишнякова.


Пятницкая в XVIII-XIX веках: классицистические домики и барочные церкви

«Пятницкая улица в Москве после отступления французской армии», 1812. Фото: legion-media.ru

С приходом к власти Петра I стрелецкое войско расформировали, дворы приобрели купцы, часто китайгородские, и жители торговых слобод. Новые зажиточные дома скрывались за массивными заборами и густыми садами.

К концу XVIII века через Водоотводный канал проложили деревян­ный Высоко-Пятницкий мост, который в 1840-х заменил Чугунный мост инженера П.Я. Девитте. В XVIII-XIX веках купеческие домики чередовались с дворянскими в стиле классицизм или ампир екатерининских и александровских времен. Как и на Большую Ордынку, сюда приглашали работать Осипа Бове — одного из известнейших архитекторов XIX века.

На Пятницкой издревле с дворянскими и купеческими дворами соседствовали религиозные постройки. В XVIII веке восстановили церковь Кли­мента на углу Климентовского переулка, приделав колокольню и трапезную. Архитектором стал А.П. Евлашев — ученик Растрелли, который продолжал дело мастера и работал в стиле барокко. Церковь получилась богатой, с декоративными деталями и барочными изгибами. Церковь Троицы в Вишняках — еще один памятник Пятницкой улицы — построили в 1822-1824 годах по проекту архитектора А.Г. Гри­горьева.

В 1823-м в Голиковском переулке в деревянном двухэтажном доме родился Александр Островский — драматург, создатель репертуара Малого театра и пьес о жизни в Замоскворечье. Из-за этого его называли Колумбом Замоскворечья.

Церковь Кли­мента. Фото: wikimedia

Пятницкая и переулки: литературные адреса

Очерк Островского «Записки замоскворецкого жителя» вышел в 1847 года в газете «Московский городской листок». Имя автор не указал. В «Записки…» вошли два рассказа: «К читателям» и «Иван Ерофеич». Вот как Островский писал о таинственной стране Замоскворечье:

«Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. Итак, имя и положение этой стороны нам были известны; все же остальное, как я сказал, покрыто было непроницаемой завесой. Остановится ли путник на высоте кремлевской, привлеченный неописанной красотой Москвы — и он глядит на Замоскворечье, как на волшебный мир, населенный сказочными героями тысячи и одной ночи».

В 1850-х на Пятницкой жил Лев Николаевич Толстой, вернувшись с Крымской войны. В 1898 году в домике №6 родился советский поэт В.И. Лебедев-Кумач.

В начале XX века c появлением на улицах Замоскворечья доходных домов и ростом купеческого капитала на Пятницкой появилась типография И.Д. Сытина. В 1905 году рабочие фабрики приняли участие в революционных событиях, а типография стала опорным пунктом большевиков в Замоскворечье. Ее рабочим удалось выпустить номера «Известий Московского Совета рабочих депутатов». За десятилетие до этого Владимир Ленин бывал в Большом Овчинниковском переулке, в квартире некого Винокурова — участника марксистской группировки.

Типография товарищества Ивана Сытина. Фото: wikimedia

Пятницкая: от советских времен до наших дней

В советское время некоторые религиозные постройки Замоскворечья снесли: например, в 1943 году на месте церкви Параскевы Пятницы построили вестибюль станции метро Новокузнецкая. Станцию спроектировали архитекторы Н.А. Быкова и И.Г. Таранов, проект вестибюля предложили В.Г. Гельфрейх и И.Е. Рожин.

До 2014 года по Пятницкой улице проходило четыре полосы с односторонним движением. После реконструкции их осталось две, зато появилась велосипедная дорожка от Садового кольца до Климентовского переулка. Пешеходную зону расширили, фасады зданий отреставрировали, дворики и садики обустроили.


Фото: wikimedia

Торговый дом Гальперина

Адрес: ул. Пятницкая, 13, с. 1

Есть на Пятницкой улице трехэтажное здание в зеленом цвете. Это один из самых известных доходных домов Замоскворечья — доходный дом Гальперина, построенный к 1908-1909 годам. Архитектором стал Федор Шехтель — мастер, работавший в стиле модерн. В честь него дом нередко называли «изумрудом Шехтеля»: здание облицовано зеленой керамической плиткой, или «кабанчиком».

Забавное название плитки пошло от технологии производства: заготовка с двух сторон покрывалась глазурью для легкости транспортировки, при этом на торцевых сторонах оставались два сквозных отверстия. Последние как раз и напоминали свиной пятачок. При ударе киркой заготовка раскалывалась на две плитки: шероховатая поверхность крепче схватывалась с раствором при укладке.

Заказчик дома Илья Гальперин был известным меховщиком, поэтому цокольный этаж здания занял меховой салон, а центральный вход обрамили витринные окна. Помимо мехового магазинчика Гальперина, в доме открылся магазин галантерейных товаров Николая Алексеевича Крестовникова.

На фасаде здания заметны три белые горизонтальные тяги. Они, будто карнизы, расположились на фасаде, разделяя этажи. По замыслу архитектора здание должны были украсить готические элементы, но этого не случилось: только над крышей вписаны готические шпили-фиалы. После реконструкции здание надстроили мансардным этажом, убрали аттики, отчего шехтелевский замысел отчасти рассеялся.


Фото: сайт центра

Толстовский центр на Пятницкой

Адрес: ул. Пятницкая, 12

В Москве не один Толстовский центр. Первый — на Пречистенке, второй — на улице Льва Толстого, третий — на Пятницкой. Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве появился в 1911 году, через год после смерти писателя. Инициатором выступило Толстовское общество.

В создании музея приняли участие поэт В.Я. Брюсов и покровитель театра А.А. Бахрушин, писатели И.А. Бунин и М. Горький и художник И.Е. Репин, создатели театра и театральной школы К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, а также жена и дети Льва Толстого.

Здание на Пятницкой — памятник архитектуры конца XVIII века, чья история связана с писателем. Молодой Лев Толстой снимал квартиру на Пятницкой по возвращении с Крымской войны, здесь же работал над «Казаками», рассказами «Погибший» и «Три смерти». В Замоскворечье Лев Николаевич сблизился с драматургом А.Н. Островским и поэтом А.А. Фетом. Считается, что Толстого на Пятницкой посещали Салтыков-Щедрин и братья Аксаковы.


Дом П.А. Смирнова

Адрес: ул. Пятницкая, 71/5, с. 2

Петра Арсеньевича Смирнова называли «водочным королем» России. Водкой в те времена называли алкогольную настойку на кореньях, травах и ягодах. Петр Арсеньевич поставлял алкогольную продукцию и ко Двору Его Императорского Величества, и ко двору Великого князя Сергея Александровича, и даже шведскому королю.

В начале XIX века крестьяне Смирновы носили фамилию Алексеевы. После получения вольной и переезда из Ярославской губернии отец Петра Смирнова, Арсений Алексеев, получил право сменить фамилию. В Москве отец и дядя занимались производством вина, а Петр им помогал. В 1860 году Петр Арсеньевич работал приказчиком в винном магазинчике оотца.

Через некоторое время Смирнов-младший открыл собственный водочный завод у «Чугунного моста». Дом на Овчинниковской набережной Петр Смирнов приобрел у купца Морковкина в 1867 году: в его подвалах можно было выдерживать вина, а на дворе хранить продукцию.

Смирнов поселился на Пятницкой, рядом с заводом, чтобы не спускать глаза с производства. Спустя почти десятилетие предприниматель перестроил здание по проекту архитектора Н.А. Гейнца. Тогда вход украсило чугунное крыльцо-навес с двуглавыми орлами. Производство Смирнова росло настолько быстро, что к концу века торговые обороты доходили аж до 19 млн — немалой по тем временам суммы.