Гуляем по Москве: Театральный проезд
Театральный проезд лежит между двумя площадями — Лубянской и Театральной. Его современная история началась в XIX веке, когда реку Неглинную заковали в трубу, а на одноименной площади появились Большой и Малый театры. Time Out рассказывает, что было на месте проезда в допетровскую эпоху, где находится Дом Островского и как «Метрополь» стал главной гостиницей Москвы.
Театральный проезд в допетровские времена
В XV веке на месте Театрального проезда проходила улица, которую у нынешней Театральной площади пресекала река Неглинная, и лежал деревянный Петровский мост, названный по улице Петровке. В XVI-XVII веках проезд находился немного севернее: по южной стороне проходил земляной вал, позже — кирпичная стена Китай-города. Ров у крепостной стены доходил до 17 метров в ширину и до 8,5 метров в глубину. В конце XV века нечетную сторону проезда между современными Театральным проездом, Пушечной и Неглинной улицами и Рождественкой занял Пушечный двор.
Последующие три столетия земли от Рождественской улицы до Лубянской площади были все еще не застроены. Их именовали Пушечной площадью, часть которой в конце XVII века занял Пушкарский приказ и загородил проезд к Китайгородской стене. Тогда-то, как пишет историк Сытин, вероятно, и были заложены Троицкие ворота Китай-города.
Театральный проезд: исчезновение и возрождение
В XVIII веке проезд исчез, как и Пушечный двор — к тому времени он уже не изготовлял оружие и стоял как склад для старого военного снаряжения. По велению Петра I в начале столетия ров засыпали, а на его месте возвели земляные бастионы. Проезд вернулся на карту города только в начале XIX века: в 1819-1823 годах, во времена реконструкции Москвы после войны 1812-го, бастионы снесли, а реку Неглинку заковали в подземную трубу. Земли бывшего Пушечного двора разровняли, разделили на кварталы и на льготных условиях отдали знатным семьям под застройку.
В 1822 году между улицами Неглинной и Рождественской появились двухэтажные дома грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей. К 1830-м на ныне Театральной площади уже стояли Большой и Малый театры, а улица уже стала Театральным проездом.
В конце 30-х — начале 40-х годов по заказу купца Челышева на четной стороне Театрального проезда построили дом, внутри двора — бани. Напротив Рождественки, в стене Китай-города, разместились лавки букинистов.
Во второй половине XIX века дворяне беднели, а купцы наращивали капитал. Последние выкупали дома на центральных улицах Москвы, застраивали особняками пустующие земли, строили доходные дома, лавки и магазинчики. Почти все здания в Театральном проезде перешли в руки купцов — поэтому и двухэтажные дома грузинских царевичей приобрел купец Хлудов. Он надстроил их двумя дополнительными этажами, а во дворе к 1890 году устроил Центральные бани.
К XX веку недалеко от Театрального проезда на Петровке и Кузнецком мосту выстроили пассажи — галереи с торговыми помещениями. Появился пассаж и на нынешней Любянской площади, из-за чего получил соответствующее название.
На рубеже веков Петербургское акционерное общество основало «Метрополь». Гостиницу в стиле модерн проектировала группа архитекторов: И.Ф. Валькот, Адольф Эриксон, Л.И. Кекушев и В. Весневский. Интерьеры планировали С.П. Голейзовский и И.В. Жолтовский.
Театральный проезд в советское время
В советское время Театральный проезд расширили. В 1934 году памятник первопечатнику Ивану Федорову перенесли к Третьяковскому проезду и установили на возвышенном участке Китай-города. А в послевоенные годы по обе стороны высадили деревья.
В 1961 году Театральный проезд, Охотный ряд и улицу Моховую объединили в проспект имени Карла Маркса. Памятник философу к тому времени уже стоял на площади через дорогу от Большого театра. Современное название проезда вернулось только в 1990-х.
Днем основания Большого театра считается 28 марта 1776 года — в тот день Екатерина II подписала хозяину частного театра Петру Урусову привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений». Князь должен был за пять лет построить каменный театр, да «с таким внешним убранством, чтобы он городу мог служить украшением».
В компаньоны Урусов взял обрусевшего англичанина Майкла Медокса — не только инженера и механика, но и театрального антрепренера. Уже на следующий год они купили дом на Петровке. Театр, получивший название Петровский, выстроили за пять месяцев по проекту архитектора Христиана Розберга. Он открылся в 1781 году, в его репертуаре были русская и итальянская комическая опера и балет.
В 1805 году здание Петровского театра сгорело, и артисты остались без сцены. По счастливому стечению обстоятельств труппа перешла под юрисдикцию Дирекции Императорских театров и обрела статус императорской. В 1808 году зодчий Карл Росси выстроил для московских артистов театр «наподобие греческого храма». Здание было деревянным, поэтому при входе наполеоновский армии в Москву сгорело одним из первых.
После войны труппа играла в залах то на Знаменке, то на Моховой. В 1819 году решили строить новое здание. Дорогостоящий проект Андрея Михайлова подкорректировал и улучшил архитектор Осип Бове. Открытие Большого Петровского театра — название отражало его размеры по сравнению с предыдущим зданием — состоялось в 1825 году. В XIX веке в театре складывалась школа московского балета, проходили премьеры опер.
Очередное несчастье ждало здание в 1853 году, когда его вновь застал пожар. За три дня огонь уничтожил все, от декораций и костюмов до нот. В 1855 году по проекту Альберта Кавоса Императорский Большой театр начали реконструировать и вновь открыли спустя полтора года. Значительными событиями того времени стали постановка «Дон Кихота» и балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
В первое время после революции решения о сохранении и закрытии театра сменяли друг друга. В итоге его оставили, репертуар модернизировали, а немногим позже стали возвращаться к традициям.
Метрополь
Адрес: Театральный проезд, 2
По замыслу Саввы Мамонтова «Метрополь» должен был стать «театром с гостиницей». На тот момент у мецената уже была частная опера на Большой Дмитровке, и «Савва Великолепный» решил выстроить «культурно-досуговый центр» в центре Москвы, создать напротив Большого театра «дворец искусств» с оперным залом, гранд-отелем и рестораном.
На конкурсе проектов выиграли Николай Шевяков и Лев Кекушев, но Мамонтов благоволил англичанину Вильяму Валькотту, который занял четвертое место. Вскоре после начала строительства Мамонтова обвинили в недобросовестном расходовании средств из государственного бюджета. Суд его оправдал, но активы, в том числе стройку, пришлось продать.
Новые владельцы были более прагматичными и от грандиозной идеи Саввы Мамонтова отказались, а ведущими архитекторами стали те самые Кекушев и Шевяков. На месте задуманного оперного зала появился атриум-ресторан со стеклянной крышей авторства Шухова. Майоликовые панно по эскизам Врубеля решили оставить, несмотря на недовольство властей и граждан — принцесса Греза, склонившаяся над умирающим рыцарем-трубадуром, вызывала ужас у городских обывателей.
«Метрополь» открылся в 1905 году: 220 номеров, оснащенные электричеством, телефонной связью, и почти в каждом — индивидуальная ванна. За люкс постояльцы отдавали 40 рублей за ночь, за самый дешевый номер — 2,5 рубля, соразмерно цене обеда в ресторане. В начале века в «Метрополе» размещались книгоиздательство «Скорпион» и редакция журнала «Весы».
В 1914 году один из этажей отдали под госпиталь. В первые годы советской власти гостиница стала общежитием для молодой советской элиты. Ордера на проживание получали люди искусства: Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Осип Мандельштам. Нередко бывал в ресторане Сергей Есенин — поэт даже открыл в «Метрополе» литературное кафе «Калоша». В 1930-1940-х годах в гостиницу поселили вернувшихся из эмиграции Сергея Прокофьева и Александра Вертинского.
К концу 1920-х «Метрополь» стал отелем для иностранных гостей — в номерах жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих и Марчелло Мастроянни. Удивительно, что до 1960-х в гостинице уживались два типа постояльцев: иностранцы и советские граждане.
История Малого театра началась в XIX веке — здание на Театральной площади появилось в 1824-1825 годах. Архитектор О.И. Бове перестроил дом купца Варгина, и у драматического театра появился свой «дом». Поначалу «малый» писали с маленькой буквы: оно обозначало лишь размер здания, а не название.
«…В следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет…» — писали в «Московских ведомостях».
В 1820-х годах на сцене ставили как легкие комедии и водевили, так и спектакли по «Руслану и Людмиле», «Бахчисарайскому фонтану» и «Цыганам». В 1830 году в премьерном спектакле «Горе от ума» был представлен первый акт — цензура разрешила поставить только выбранные места, но на следующий год зрители увидели уже все четыре акта. В спектакле сыграли маститые актеры: Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Впоследствии на этой сцене ставили «Ревизора», «Женитьбу» и «Игроков» Н.В. Гоголя, а также «Холостяка» и «Нахлебника» И.С. Тургенева.
Становление театра сложилось с приходом Александра Николаевича Островского. Драматург не только писал пьесы для постановки в Малом, но и читал их актерам, обсуждал роли и участвовал в репетициях. Еще при жизни драматурга театр получил второе имя — Дом Островского. Сегодня об этом напоминает не только репертуар театра, но и памятник автору «Бесприданницы» перед зданием.