Гуляем по Москве: улица Петровка
Улица Петровка проходит от Театральной площади до Среднего Каретного переулка. Некогда на ее месте была дорога от монастыря к Кремлю, а к XIX веку Петровка стала одним из главных торговых мест города. Time Out рассказывает, где находилась студия известного фотографа Опитца, чем привлекал публику театр Корша и когда на улице появилось неоготическое здание ЦУМа.
Петровка: церкви и слободы
Улица Петровка получила название по одноименному монастырю, который появился на «Высоком» месте, на берегу реки Неглинной, в XIV веке. Поначалу улица была пустынной дорогой от монастыря к Кремлю и не заканчивалась у Театральной площади, а, пересекая ее, шла к Охотному ряду и через Манежную площадь вела к Троицким воротам.
Постепенно Петровка укорачивалась: в XVI веке она уже заканчивалась у Манежной площади, в конце XVIII века — у Охотного ряда, а спустя несколько десятилетий доходила только до Петровской — ныне Театральной — площади.
В XVI-XVII веках к Петровке примыкали слободы: по правую сторону лежали «пушечная» и «кузнецкая», далее поселились ткачи, которые изготавливали столешники — скатерти. Тогда там стояли церковь Воскресения Словущего с домиками причта и приходская церковь Рождества Богородицы.
Петровка — улица знатная, улица торговая
До середины XVIII столетия западная сторона улицы была плотно застроена домами. В отличие от восточной: здесь дома стояли беспорядочно, совсем не плотно, и к тому же же она выходила к реке Неглинной, которая нередко затапливала земли. На плане Москвы 1739 года между Петровкой и современной Неглинной улицей проходил только Крапивенский переулок, а на противоположной стороне виднелись Кузнецкий мост, Копьевский, Дмитровский, Столешников и Петровский переулки.
Со временем Петровку заселила знать, и к середине XVIII века на улице появились дворы князей Лобанова-Ростовского, Сибирского и Щербатова. В конце столетия на углу Петровки и тогда еще Кузнецкого переулка построили каменный дом по заказу сибирского генерал-губернатора И.В. Якоби. Автором проекта предположительно стал В.И. Баженов.
В XIX веке во времена реконструкции города реку Неглинную заковали в трубу. Петровка начала интенсивно застраиваться. В 1820-х годах генерал Татищев возвел пассаж с лавками на Кузнецком мосту с выходом на Петровку, в 1840-х князь Голицын застроил переулок между пассажем и Малым театром еще одной галереей. Спустя еще 40 лет ближе к Малому театру устроили Александровский пассаж.
В XIX веке Петровка превратилась в одну из главных торговых улиц. Владельцами магазинов в основном были иностранцы. Москвичи приезжали сюда за предметами роскоши и одеждой, заходили в галантерейные, ювелирные и книжные магазинчики.
В 1830-х на Петровке жил П.Я. Чаадаев — тот самый, который написал «Философические письма», в здании №4 по Рахмановскому переулку — критик В.Г. Белинский, а в доме №19 уже в начале XX века поселился А.П. Чехов. На этот адрес поступали поздравительные письма в день празднования 25-летия литературной деятельности писателя. На Петровке, 25 находилось ателье Опитца, фотографа XIX века. В Москве его клиентам были писатели и музыканты, артисты и художники, министры и военачальники. Нередко заказывал портеры у Опитца Антон Чехов.
Петровка на рубеже XIX-XX веков
В 1885 году недалеко от Петровки, в Богословском переулке, открылся театр Корша. Меценатом стал покровитель театров А.А. Бахрушин. Так появилось здание в псевдорусском стиле с нарядным фасадом и электрическим освещением в залах и фойе. На сцене ставили в основном комедии с любовной интригой. Поначалу театр ругали за «грубый фарс и пошловатые пьески». Однако репертуар привлек зрителей, театр приобрел популярность — и вскоре в нем начали ставить спектакли по произведениям Г. Ибсена, Э. Ростана и У. Шекспира. Позже на сцене театра Корша появлялись постановки по Толстому, Чехову и Андрееву.
Изобретением Корша стало введение в репертуар «утренников»: в них были задействованы те же актеры, что и в вечерних, но цены на билеты были ниже. Так театру удалось привлечь студентов, гимназистов и мелких чиновников.
На Петровских линиях стоял дом дворянина Титова. В саду двора для гостей был открыт ресторан с видом на Неглинную улицу. В конце века владение выкупил Якунчиков и встроил два ряда многоэтажных домов с магазинами, квартирами и гостиницей. При этом проезд между домами от Петровки до Неглинной не закрыли воротами — он остался общедоступным.
В 1909 году по проекту архитектора Романа Клейна на углу Петровки построили универсальный магазин для фирмы «Мюр и Мерилиз» — современный Центральный универмаг.
Петровка в советские годы
В конце 1920-х годов в Столешниках снесли церковь Рождества Богородицы. В 1950 году «потери» на Петровке продолжились: разрушили целый квартал домов между Кузнецким мостом и Дмитровским переулком. Часть ушла на расширение улицы, остальную землю отдали под сквер. На углу с Дмитровским переулком построили школу. Вместо исторических зданий на Петровке появились административные центры. До конца XX века тротуар между Кузнецким Мостом и Столешниковым переулком пустовал, сегодня же на его месте стоит торговый центр «Берлинский дом».
А в 1930-х годах на Петровке установили первый светофор в Москве: он появился на пересечении с Кузнецким Мостом.
Дом виноторговцев Депре
Адрес: ул. Петровка, 8/11
«Вино, разумеется, берется на Петровке, у Депре», — писал Александр Герцен в книге «Былое и думы». Если горожане дореволюционной Москвы хотели купить вино или ликер у продавцов-иностранцев, то непременно шли в магазинчик «К.Ф. Депре».
Его история началась в начале XIX века: Филипп Депре попал в Россию вместе с наполеоновской армией, остался после войны, женился и создал виноторговый дом. Его супруга была владелицей дома на Петровке — в нем-то и открылся первый магазин. В конце 1890-х дом товарищества «К.Ф. Депре» было решено перестроить. Архитектором нового здания на Петровке стал Роман Клейн, и к 1898 году на этом месте появился доходный дом в стиле эклектика. Дом украшает эркер, а его символом стал барельеф мужчины, несущего большую гроздь винограда.
Первый этаж занял «Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре». В нишах над окнами расположились фирменные вывески из камня с позолоченными буквами, под магазином появились винные подвалы, а верхние этажи сдавались в наем под квартиры.
Усадьба Воронцовых-Раевских
Адрес: ул. Петровка, 12, 14, 16
Есть на Петровке внушительная усадьба, которую сложно не заметить во время прогулки. В 1740-х годах усадьба перешла от одного знатного рода другому, когда граф Иван Илларионович Воронцов взял в жены Марию Волынскую. В конце века имение решили поделить, и новым владельцем усадьбы на Петровке стал петербургский купец Н.В. Де-Форж, а в 1808 году — надворная советница М.А. Раевская.
В начале XIX века на участке был выстроен двухэтажный дом с портиком и двумя флигелями. Ансамбль включил постройки времен Воронцовых. В годы Отечественной войны усадьба почти не пострадала. В начале 1840-х Раевская поделила усадьбу между детьми, через 30 лет здание перешло к Московскому городскому кредитному обществу и использовалось как концертный зал.
В советское время здание занимали и Музей социальной гигиены, и радиокомитет, и различные наркоматы и министерства. В начале 1950-х годов дом перестроили — и в нем разместилось Министерство пищевой промышленности РСФСР. В последующие годы здание заселяли и покидали самые разные организации, пока там не обосновалась Генеральная прокуратура.
ЦУМ
Адрес: ул. Петровка, 2
Сегодня ЦУМ, как говорит о себе центральный универсальный магазин, «крупнейший department store в Европе», где встретишь коллекции крупнейших брендов: Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Chopard, Rolex и так далее.
История магазина на Петровке началась в 1885 году, когда «Мюр и Мерилиз» открылся в Москве и получил название по фамилиям основателей — шотландцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. До открытия магазина они торговали в Петербурге английским кружевом и тканями из Британской империи.
Поначалу в московском «Мюре и Мерилизе» продавали женские шляпки и всевозможную галантерею. Одно время магазин даже выпускал каталоги товаров для покупателей и рассылал их бесплатно по почте всем желающим. В ноябре 1900 года случился пожар — и огонь уничтожил трехэтажное здание. В декабре магазин открылся в доме Хомякова, а на старом месте начали возводить семиэтажный универмаг в стиле неоготики по проекту архитектора Романа Клейна, автора здания ГМИИ имени А.С. Пушкина. При строительстве здания использовались железобетонные конструкции, в основе была та же технология, что и при строительстве первых американских небоскребов. В августе 1908-го на Петровке, 2 открылся «Универсальный магазин Торгово-промышленного товарищества “Мюр и Мерилиз”».
С приходом советской власти магазин национализировали. В 1922 году здание на Петровке занял Мосторг — крупнейший универмаг в стране. Тогда основными покупателям стали рабочие: они покупали товары по лимитированным книжкам. В 1933 году магазин сменил имя и стал ЦУМом.