Гуляем по Москве: улица Волхонка | Город | Time Out

Гуляем по Москве: улица Волхонка

Ксения Попова   26 января 2022
8 мин
Гуляем по Москве: улица Волхонка
Фото: Depositphotos

Волхонка лежит между двумя площадями: Боровицкой и Пречистенскими Воротами. Некогда улица была частью дороги к Новодевичьему монастырю. В начале XX века на месте Колымажного двора открылся Музей изящных искусств, ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина, который хранит ценности и собирает бесконечные очереди. Time Out рассказывает, где стоял двор Малюты Скуратова и как название улицы связано с Волконскими.


Три названия одной улицы

В XVII-XVIII веках Волхонка была частью Пречистенки. Последняя до XVII столетия называлась Чертольской — она проходила по землям, где ручей Черторый впадал в Москву-реку. В XIV веке здесь построили Алексеевский женский монастырь. А известность улица получила только к XVI веку с появлением государевых «больших конюшен» — Конюшенного, или Колымажного, двора.

Во времена Ивана Грозного на улице Чертольской строили дворы опричники. Считается, что недалеко от Волхонки жил и Малюта Скуратов — один из руководителей опричников. До XX века историки не могли понять, что дом «вельможного палача» стоял в Чертолье. Тогда при сносе церквей Похвалы Богородицы и Всех святых нашли плиту с надписью «похоронен убитый в 1570 году в Ливонской войне спо­движник Ивана Грозного Малюта Скуратов». В те времена умерших хоронили на кладбищах при приходской церкви.

Карл Рабус «Алексеевский монастырь», 1838

Чертольская улица сменила название на Пречистенку при Алексее Михайловиче. В 50-е годы XVII века царь пожелал заменить не лучшее название дороги, ведущей к Новодевичему монастырю, на другое, в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской.

К концу века построили Большой Каменный мост через Москву-реку. Он оживил передвижение москвичей в сторону Пречистенки, и в начале улицы у церкви Иоанна Предтечи появился небольшой рынок, где торговали чем угодно. В народе торговое место окрестили «ленивым торжком», а улицу — Ленивкой.

Близость к центру сделала улицу еще более привлекательной для знати: Шаховских, Долгоруковых, Голицыных, Волкон­ских. В конце столетия в деревянном дворце за Колымажном двором даже останавливалась императрица Екатерина II. В конце XVIII века у Пречистенских ворот в доме Волконских открылся кабак «Волхонка». Он так полюбился москвичам, что вскоре и улицу переименовали в Волхонку.


Волхонка в XIX-XX веках: музеи, тюрьма и дом Пастернака

Важное событие случилось в XIX веке, когда на Волхонке построили Храм Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Храм у Москвы-реки начали строить в конце 1830-х, а завершили только к 1888-му. Знаковым событием 1860-х стало открытие музея общественного пользования в доме Голицына (дом № 14), или Голицынский музей. В его коллекцию входили и картины, и всевозможные древности, и книги. Музей просуществовал около 20 лет. В 1886-м его продали с аукциона, а часть коллекции переехала в Петербург и обосновалась в Эрмитаже.

Обычным делом для старой Москвы были тюрьмы в центре города. На Волхонке в конюшнях и каретных сараях Колымажного двора находилась одна из них, пересыльная, с которой связана деятельность филантропа Ф.П. Гааза.

Ф.А. Клагес «Внутренний вид храма Христа Спасителя», 1883

Федор Петрович Гааз был полковым лекарем во времена Отечественной войны, исследовал минеральные воды на Кавказе, помогал малоимущим, ссыльным и заключенным. Он способствовал появлению больниц при тюрьмах и создавал школы для детей заключенных, за что его называли святым доктором. В романе Федора Достоевского «Идиот» врач стал прообразом «действительного статского советника», который «таскался по острогам и по преступникам».

Неизвестный художник «Московский дворик близ Волхонки», конец 1830-х

О тюрьме на Колымажном дворе писал в «Воспоминаниях» некий П.А. Моисеенко, сидевший тюрьме в 1878 году:

«Что такое Колымажный двор? Вы теперь и представить себе не можете. Строение одноэтажное, низкое (бывшие ко­нюшни), окна маленькие, внутри все застроено нарами, на нарах и под нарами размещается народ, то есть арестанты. Тюремная аристократия: каторжане, бродяги, лишенцы — за­нимали лучшие места на нарах; из них выбирались старосты. Шпана, то есть высылаемые за бесписьменность и проч., ва­лялись под нарами и назначались убирать помещение, выно­сить параши. Духота и вонь нестерпимые, паразиты всех ви­дов — все это терзало душу и звало к мщению».

В конце XIX века на месте Колымажного двора начали строить Музей изящных искусств по проекту архитектора Р.И. Клейна. Торжественное открытие состоялось в 1912 году.

В 1910-х на Волхонке получил казенную квартиру преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества Леонид Пастернак. Вместе с ним в доме жили жена и дети: две дочери и два сына, один из них — поэт Борис Пастернак.

«К началу сентября Пастернаки поселились в квартире № 9, во втором этаже не существующего теперь двухэтажного дома, ограничивавшего с улицы старинную городскую усадьбу князей Голицыных, именовавшуюся в целом — Волхонка, дом 14, или Княжий двор. В том же здании, за углом в Малый Знаменский переулок, была мастерская Василия Сурикова и нечто вроде гостиницы или меблированных комнат», — так о жизни на Волхонке писал Евгений Борисович, сын Бориса Пастернака.

Волхонка — родная улица и для семьи Михалковых. На протяжении XIX века в их домах на Волхонке жили артистка Малого театра Н.А. Никулина и автор проекта храма Христа Спасителя архитектор К.А. Тон, а в 60-х годах в их владениях находились книжный магазин и публичная библиотека-читальня Ушакова. В 1911 году на Волхонке появился доходный дом Михалковых, построенный по проекту архитектора И.И. Кондакова.


Волхонка: советское время

Бассейн «Москва». Фото: wikimedia

В советское время улица Волхонка стала одной из немногих, чье название не поменяли. Старинные дома заняли советские учреждения. Например, в доме №14, где останавливалась Екатерина II, разместились Коммуни­стическая академия, а позже — институты Ака­демии наук СССР.

В 1932 году снесли Храм Христа Спасителя. На его месте планировали построить Дворец Советов, но реализовать замысел не удалось, поэтому вскоре здест открылся бассейн «Москва». На самой улице в годы советской практически ничего не построили, и Волхонка осталась символом старой, малоэтажной Москвы.


Фото: wikimedia

ГМИИ имени А.С. Пушкина (Пушкинский музей)

Адрес: ул. Волхонка, 12

ГМИИ имени А.С. Пушкина — пожалуй, самое примечательное здание на Волхонке, утопленное, словно усадьба, в глубь улицы. Строительство Музея изящных искусств Московского университета началось в 1898 году, автором проекта стал молодой архитектор Р.И. Клейн.

Идея создать музей изобразительных искусств появлялась еще в первой половине XIX века. Зинаида Волконская, хозяйка литературного салона на Тверской улице и автор исторических сочинений, предлагала создать университетский «эстетический» музей античной скульптуры. Однако музей начали строить только в конце XIX века по инициативе Ивана Владимирович Цветаева — профессора кафедры теории и истории искусства в Московском университете, доктора римской словесности.

«Этот скульптурный Музей, в таком виде и в таких размерах, будет первым примером в России, создаваемым по образцу лучших европейских и американских музеев гипсовых слепков. До сих пор музея такого рода, столь полного и систематического, в России не было», — писал Цветаев меценату Нечаеву-Мальцову в 1897 году.

В 1912 году музей открылся, и его первым директором стал Иван Владимирович. Имя А.С. Пушкина музей получил только в 1937-м.


Фото: Александр Иванов, um.mos.ru

Дом, где жил художник Тропинин

Адрес: ул. Волхонка, 11

В доме №11 по улице Волхонке жил художник Василий Тропинин. Небольшое здание купца Зимулина было построено в 1811 году. Тропинин заселился в домик на Волхонке в 1825-м и прожил там семь лет, пока не сменил его на флигель по соседству с прежней мастерской (Волхонка, 9). В доме №11 Тропинин снимал кухню и четыре комнаты на верхнем этаже.

В начале творческого пути художник Василий Тропинин был крепостным. За хорошую службу его отец получил вольную в конце XVIII века, которая, однако, не распространялась на детей. Василий Тропинин с детства много рисовал, и тогда дворянин Морков — ему принадлежало имение, где жили Тропинины — отправил мальчика в Петербург учиться кондитерскому делу. В столице будущему портретисту удавалось посещать Императорскую Академию художеств. В Москве Тропинин побывал в 1812 году, в 1818-м уехал в Кукавку. Через три года он возвратился в Москву, а еще через два получил вольную от Моркова.


Фото: wikimedia

Отдел личных коллекций — часть ГМИИ им. А.С. Пушкина. Идею основать подобный музей поддержала директор ГМИИ И.А. Антонова в 1985 году. Автором замысла стал искусствовед и литературовед И.С. Зильберштейн — он и передал свою коллекцию музею. Открылся музей в 1994 году на Волхонке, 14, а в 2005-м занял отреставрированное здание на Волхонке, 10. Отдел хранит и экспонирует более 40 коллекций и наследий художников, которые были преданы почти 80 дарителями.

Сегодня в музейное собрание входит более 8 тысяч единиц хранения произведений русского и западноевропейского искусства XV-XXI веков, включая живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство и художественную фотографию. Экспозиция музея составлена так, что посетители могут познакомиться и с историей коллекции, и с ее создателем. На сайте добавлена информация, что постоянная выставка в Отделе личных коллекций закрыта до 2023 года, так что перед посещением музея надежнее почитать обновления на сайте.