Гуляем по Москве: улица Волхонка
Волхонка лежит между двумя площадями: Боровицкой и Пречистенскими Воротами. Некогда улица была частью дороги к Новодевичьему монастырю. В начале XX века на месте Колымажного двора открылся Музей изящных искусств, ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина, который хранит ценности и собирает бесконечные очереди. Time Out рассказывает, где стоял двор Малюты Скуратова и как название улицы связано с Волконскими.
Три названия одной улицы
В XVII-XVIII веках Волхонка была частью Пречистенки. Последняя до XVII столетия называлась Чертольской — она проходила по землям, где ручей Черторый впадал в Москву-реку. В XIV веке здесь построили Алексеевский женский монастырь. А известность улица получила только к XVI веку с появлением государевых «больших конюшен» — Конюшенного, или Колымажного, двора.
Во времена Ивана Грозного на улице Чертольской строили дворы опричники. Считается, что недалеко от Волхонки жил и Малюта Скуратов — один из руководителей опричников. До XX века историки не могли понять, что дом «вельможного палача» стоял в Чертолье. Тогда при сносе церквей Похвалы Богородицы и Всех святых нашли плиту с надписью «похоронен убитый в 1570 году в Ливонской войне сподвижник Ивана Грозного Малюта Скуратов». В те времена умерших хоронили на кладбищах при приходской церкви.
Чертольская улица сменила название на Пречистенку при Алексее Михайловиче. В 50-е годы XVII века царь пожелал заменить не лучшее название дороги, ведущей к Новодевичему монастырю, на другое, в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской.
К концу века построили Большой Каменный мост через Москву-реку. Он оживил передвижение москвичей в сторону Пречистенки, и в начале улицы у церкви Иоанна Предтечи появился небольшой рынок, где торговали чем угодно. В народе торговое место окрестили «ленивым торжком», а улицу — Ленивкой.
Близость к центру сделала улицу еще более привлекательной для знати: Шаховских, Долгоруковых, Голицыных, Волконских. В конце столетия в деревянном дворце за Колымажном двором даже останавливалась императрица Екатерина II. В конце XVIII века у Пречистенских ворот в доме Волконских открылся кабак «Волхонка». Он так полюбился москвичам, что вскоре и улицу переименовали в Волхонку.
Волхонка в XIX-XX веках: музеи, тюрьма и дом Пастернака
Важное событие случилось в XIX веке, когда на Волхонке построили Храм Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Храм у Москвы-реки начали строить в конце 1830-х, а завершили только к 1888-му. Знаковым событием 1860-х стало открытие музея общественного пользования в доме Голицына (дом № 14), или Голицынский музей. В его коллекцию входили и картины, и всевозможные древности, и книги. Музей просуществовал около 20 лет. В 1886-м его продали с аукциона, а часть коллекции переехала в Петербург и обосновалась в Эрмитаже.
Обычным делом для старой Москвы были тюрьмы в центре города. На Волхонке в конюшнях и каретных сараях Колымажного двора находилась одна из них, пересыльная, с которой связана деятельность филантропа Ф.П. Гааза.
Федор Петрович Гааз был полковым лекарем во времена Отечественной войны, исследовал минеральные воды на Кавказе, помогал малоимущим, ссыльным и заключенным. Он способствовал появлению больниц при тюрьмах и создавал школы для детей заключенных, за что его называли святым доктором. В романе Федора Достоевского «Идиот» врач стал прообразом «действительного статского советника», который «таскался по острогам и по преступникам».
О тюрьме на Колымажном дворе писал в «Воспоминаниях» некий П.А. Моисеенко, сидевший тюрьме в 1878 году:
«Что такое Колымажный двор? Вы теперь и представить себе не можете. Строение одноэтажное, низкое (бывшие конюшни), окна маленькие, внутри все застроено нарами, на нарах и под нарами размещается народ, то есть арестанты. Тюремная аристократия: каторжане, бродяги, лишенцы — занимали лучшие места на нарах; из них выбирались старосты. Шпана, то есть высылаемые за бесписьменность и проч., валялись под нарами и назначались убирать помещение, выносить параши. Духота и вонь нестерпимые, паразиты всех видов — все это терзало душу и звало к мщению».
В конце XIX века на месте Колымажного двора начали строить Музей изящных искусств по проекту архитектора Р.И. Клейна. Торжественное открытие состоялось в 1912 году.
В 1910-х на Волхонке получил казенную квартиру преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества Леонид Пастернак. Вместе с ним в доме жили жена и дети: две дочери и два сына, один из них — поэт Борис Пастернак.
«К началу сентября Пастернаки поселились в квартире № 9, во втором этаже не существующего теперь двухэтажного дома, ограничивавшего с улицы старинную городскую усадьбу князей Голицыных, именовавшуюся в целом — Волхонка, дом 14, или Княжий двор. В том же здании, за углом в Малый Знаменский переулок, была мастерская Василия Сурикова и нечто вроде гостиницы или меблированных комнат», — так о жизни на Волхонке писал Евгений Борисович, сын Бориса Пастернака.
Волхонка — родная улица и для семьи Михалковых. На протяжении XIX века в их домах на Волхонке жили артистка Малого театра Н.А. Никулина и автор проекта храма Христа Спасителя архитектор К.А. Тон, а в 60-х годах в их владениях находились книжный магазин и публичная библиотека-читальня Ушакова. В 1911 году на Волхонке появился доходный дом Михалковых, построенный по проекту архитектора И.И. Кондакова.
Волхонка: советское время
В советское время улица Волхонка стала одной из немногих, чье название не поменяли. Старинные дома заняли советские учреждения. Например, в доме №14, где останавливалась Екатерина II, разместились Коммунистическая академия, а позже — институты Академии наук СССР.
В 1932 году снесли Храм Христа Спасителя. На его месте планировали построить Дворец Советов, но реализовать замысел не удалось, поэтому вскоре здест открылся бассейн «Москва». На самой улице в годы советской практически ничего не построили, и Волхонка осталась символом старой, малоэтажной Москвы.
ГМИИ имени А.С. Пушкина (Пушкинский музей)
Адрес: ул. Волхонка, 12
ГМИИ имени А.С. Пушкина — пожалуй, самое примечательное здание на Волхонке, утопленное, словно усадьба, в глубь улицы. Строительство Музея изящных искусств Московского университета началось в 1898 году, автором проекта стал молодой архитектор Р.И. Клейн.
Идея создать музей изобразительных искусств появлялась еще в первой половине XIX века. Зинаида Волконская, хозяйка литературного салона на Тверской улице и автор исторических сочинений, предлагала создать университетский «эстетический» музей античной скульптуры. Однако музей начали строить только в конце XIX века по инициативе Ивана Владимирович Цветаева — профессора кафедры теории и истории искусства в Московском университете, доктора римской словесности.
«Этот скульптурный Музей, в таком виде и в таких размерах, будет первым примером в России, создаваемым по образцу лучших европейских и американских музеев гипсовых слепков. До сих пор музея такого рода, столь полного и систематического, в России не было», — писал Цветаев меценату Нечаеву-Мальцову в 1897 году.
В 1912 году музей открылся, и его первым директором стал Иван Владимирович. Имя А.С. Пушкина музей получил только в 1937-м.
Дом, где жил художник Тропинин
Адрес: ул. Волхонка, 11
В доме №11 по улице Волхонке жил художник Василий Тропинин. Небольшое здание купца Зимулина было построено в 1811 году. Тропинин заселился в домик на Волхонке в 1825-м и прожил там семь лет, пока не сменил его на флигель по соседству с прежней мастерской (Волхонка, 9). В доме №11 Тропинин снимал кухню и четыре комнаты на верхнем этаже.
В начале творческого пути художник Василий Тропинин был крепостным. За хорошую службу его отец получил вольную в конце XVIII века, которая, однако, не распространялась на детей. Василий Тропинин с детства много рисовал, и тогда дворянин Морков — ему принадлежало имение, где жили Тропинины — отправил мальчика в Петербург учиться кондитерскому делу. В столице будущему портретисту удавалось посещать Императорскую Академию художеств. В Москве Тропинин побывал в 1812 году, в 1818-м уехал в Кукавку. Через три года он возвратился в Москву, а еще через два получил вольную от Моркова.
Отдел личных коллекций
Адрес: ул. Волхонка, 10
Отдел личных коллекций — часть ГМИИ им. А.С. Пушкина. Идею основать подобный музей поддержала директор ГМИИ И.А. Антонова в 1985 году. Автором замысла стал искусствовед и литературовед И.С. Зильберштейн — он и передал свою коллекцию музею. Открылся музей в 1994 году на Волхонке, 14, а в 2005-м занял отреставрированное здание на Волхонке, 10. Отдел хранит и экспонирует более 40 коллекций и наследий художников, которые были преданы почти 80 дарителями.
Сегодня в музейное собрание входит более 8 тысяч единиц хранения произведений русского и западноевропейского искусства XV-XXI веков, включая живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство и художественную фотографию. Экспозиция музея составлена так, что посетители могут познакомиться и с историей коллекции, и с ее создателем. На сайте добавлена информация, что постоянная выставка в Отделе личных коллекций закрыта до 2023 года, так что перед посещением музея надежнее почитать обновления на сайте.