Имена московского метро: станция «Бабушкинская»
Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена. На этот раз речь пойдет о «Бабушкинской» и советском полярном летчике Михаиле Бабушкине.
О станции
Была открыта 29 сентября 1978 года.
Станция глубиной всего 10 метров — первый «односвод», сооруженный открытым методом из сборного железобетона. Эта технология к тому времени была отработана на строительстве харьковского метрополитена.
Архитекторы: В.И. Клоков, Л.Н. Попов
В конце марта 2020 года станция временно поменяла название на «ДомаБабушкинская» — это был своего рода призыв пенсионеров к самоизоляции на начальной стадии пандемии COVID-19.
Отделка и декор. Оформление станции пришлось на период неоднозначного отношения к чрезмерному украшательству. Проявить креативность и обозначить отношение объекта к покорению Арктики получилось только у народного художника Мосейчука. Он соорудил две неоднозначные композиции из основы, напоминающей скрепленные между собой вентиляционные трубы. Из центральной трубы южного выхода стремится бороздить просторы Вселенной стилизованный самолет-биплан. Северный же выход озаряет конструкция-близнец, но с крылом посередине, принадлежащим, как выяснилось, летучему кораблю. В остальном оформление стандартно-лаконичное: светлый мрамор на стенах, серый с черным гранит на полу. Эллиптический свод «изрезан» пазами для светильников.
Почему «Бабушкинская»
Станция расположена на территории бывшего подмосковного города Бабушкин, который в 1960 году вошел в состав столицы и со временем стал одноименным районом Москвы. Его назвали в честь полярного летчика Михаила Бабушкина, который родился и вырос в этих местах.
Личность за названием
Корреспондент Time Out провел опрос среди посетителей пиццерии, расположенной неподалеку от станции, и выяснил, что им известно о личности Михаила Сергеевича Бабушкина.
- 40% традиционно предположили, что это «какой-то революционер». Революционер Иван Бабушкин действительно был энтузиастом борьбы с царизмом.
- 40% перечислили все известные им профессии, не забыв упомянуть губернатора Астрахани.
- 20% — это были представители разных поколений — либо были наслышаны о существовании улицы Летчика Бабушкина, либо отлично знали, что речь идет о прославленном покорителе Арктики, и даже перечислили несколько фактов из его биографии.
Отрадно, что некоторые респонденты слышали о Бабушкине и знают, в какой области ему удалось себя проявить. Однако когда мы формулировали вопрос по-другому и спрашивали, почему станция называется «Бабушкинской», то получали совсем другие ответы. Коллективный разум выдавал историю о легендарных московских бабушках, которыми столица неистово дорожит, именуя в их честь районы и станции метро.
Предлагаем ознакомиться с шестью фактами из жизни человека, чье имя носит станция — ведь Михаил Сергеевич знаменит не только заслугами перед родиной, но и сам был целеустремленной и разносторонней личностью.
Факт 1: подарил имя не только станции метро
Кроме станции метро, бывшего города, района и московской улицы, в честь Бабушкина были названы улицы в 12 городах СССР, три переулка, парк культуры, кинотеатр, мыс на Земле Франца Иосифа, мыс и гора в Магаданской области и целых два острова — в архипелаге Новая Земля и в Антарктиде. Интересно, что столичные улицы Печорская, Ленская, Енисейская, Верхоянская, а также проезды Чукотский, Анадырский и Олонецкий носят название локаций, над которыми летал отважный летчик.
Факт 2: воплотил в жизнь обещание авторов пролетарского гимна «кто был ничем, тот станет всем»
Стоит признать, что Октябрьская революция действительно дала шанс сотням тысяч мальчишек и девчонок из простых семей — они получили возможность достичь карьерных вершин в разных областях науки, производства и техники.
Михаил Бабушкин еще в первой половине XX века осуществил так называемую «американскую мечту», то есть прошел путь от деревенского мальчишки до высококлассного летчика-героя. Именно его экипаж впервые в истории посадил самолет на дрейфующую льдину.
Михаил был одним из восьми детей лесного сторожа. Семья проживала в деревне Бордино (будущий город Бабушкин), затем — в Перово и Лосиноостровске, в имении служащего Мосгордумы Рихтера. Николай Рихтер был владельцем автомобиля и разрешал подростку Михаилу ремонтировать свою чудо-технику. За первыми знаниями юный герой бегал в школу деревни с оптимистическим названием Раево, сегодня это улица Вешних Вод. По окончании учебы Бабушкин устроился в бакалейную лавку развивающегося дачного поселка возле станции Лосиноостровская: убирался, помогал приказчикам, занимался доставкой продуктов. Работал за еду, так как ученикам оплата не полагалась.
Тем не менее любознательный юноша завел полезные знакомства. Один из дачников даже пристроил его в телефонно-телеграфные мастерские Северной железной дороги — правда, опять «мальчиком» на восьмимесячное обучение. После 11-часового трудового дня Михаил спешил в Москву на трехчасовые вечерние технические курсы, где осваивал двигатели внутреннего сгорания. Знания пригодились для последующей работы, интересной и познавательной: молодой автомеханик разъезжал по стране и устанавливал платежеспособным организациям и гражданам элитные двигатели «Бенц».
Конечно, дерзкий и талантливый парень мечтал о небе. В 1910 году на окраине Ходынского поля открылся первый аэродром. Бабушкин сделал попытку приблизиться к воздухоплавателям — и попросился слесарем и испытателем новых моделей, но был лишь осмеян офицерами из дворянских семей.
Свой шанс Михаил Сергеевич получил с началом Первой мировой войны: стране требовались летчики, поначалу для связи и разведки, и поступил приказ набирать штат из «низов». Бабушкин уговорил направить его из передвижной артиллерийской мастерской в Гатчинскую военную авиашколу.
Факт 3: «теплое местечко» инструктора не соответствовало его амбициям и целеустремленности
К обучению лиц низшего сословия относились без лишних сантиментов. Ребят сделали бесплатной обслугой для офицеров-летчиков: они полностью готовили аэропланы к полету, производили починку и полное обслуживание — но в итоге это и стало лучшей школой для молодых авиаторов. Четверых лучших курсантов оставили инструктировать новых мечтателей. В их число, разумеется, вошел и Бабушкин.
В Гражданскую войну Михаил вместе со школой колесил по Украине, Уралу и Дальнему Востоку, попал в плен, участвовал в партизанской борьбе. В это тревожное время он пережил тяжелое ранение, серьезно переболел тифом и отстоял целостность парка самолетов перед белогвардейскими офицерами. По возвращении в Москву Бабушкин узнал о передаче школы в другое управление. В обязательной при отбытии с каждого места работы характеристике из Владивостока было указано, что сильно пожилой летчик Бабушкин, которому было на тот момент 32 года, давно «вылетался», поэтому рекомендовано демобилизовать инструктора за ненадобностью.
И тут Михаил Сергеевич принял судьбоносное решение о переходе в гражданский воздушный флот. С тех пор он занимался аэрофотосъемкой над огромными лесными массивами без посадочной площадки, на пиковой скорости при минус 30 градусах рассекал просторы русского Севера, отыскивая лежбища тюленей на льдах Белого моря, и сообщал координаты местным охотникам. Кстати, сама идея ледовых разведок и первая ее реализация принадлежат именно Бабушкину.
Факт 4: первым в истории приземлился на дрейфующую льдину
В конце мая 1928 года дирижабль генерала Умберто Нобиле потерпел крушение в Арктике. Часть людей пропала без вести, а энергичный генерал — с ним остались девять членов экипажа — покрасил палатку в красный цвет, распорядился неутомимо посылать сигнал SOS с уцелевшего радиооборудования и стал ждать содействия европейской общественности. Для помощи пострадавшим были организованы спасательные команды разных стран, в том числе из СССР.
Операция была очень опасной: корабли могли продвигаться лишь по полосе битого льда. Соответственно, они останавливались на расстоянии в несколько сотен километров от места крушения, а летающая техника не могла добраться до лагеря и обратно в арктических метеоусловиях, хотя попытки предпринимались. Именно в этой спасательной операции погиб великий норвежский исследователь и путешественник Руаль Амундсен.
Советский Союз послал на помощь итальянцам два грандиозных ледокола: «Красин» и «Малыгин» с самолетами на борту. Экипаж дирижабля удалось спасти «Красину». Однако Бабушкин, производивший поиски с «Малыгина» на своем одномоторном Ю-13, установил беспрецедентный рекорд, приземлившись на дрейфующую льдину и взлетев с нее 15 раз. Об этом впоследствии с восторгом писала вся мировая пресса — ранее ученые утверждали, что летом посадка на льдину невозможна. За этот подвиг Бабушкин был награжден орденом Красного Знамени.
Факт 5: принял участие во всех основных спасательных полярных экспедициях того времени
В начале 30-х годов весь Советский Союз следил за передвижениями знаменитого парохода «Челюскин». На новом самолете-амфибии Ш-2 Бабушкин проводил ледяную разведку для судна, перевозил по необходимости капитана Воронина и руководителя экспедиции Отто Шмидта. После того как пароход был раздавлен льдами, спасать высадившихся на льдину людей призвали лучших летчиков-добровольцев.
В тяжелейших погодных условиях практически невозможно было выполнять полеты. За полтора месяца ожидания помощи на льдине Бабушкин умудрился самостоятельно починить свой самолет и почти одновременно с окончанием эвакуации перелететь с бортмехаником Г. Валавиным в чукотское становище Ванкарем.
Михаил Сергеевич успел поучаствовать в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко», в первой в мире посадке самолета на Северный полюс, за что получил звание Героя Советского Союза, а также поискать самолет пропавшего без вести летчика Сигизмунда Леваневского.
Факт 6: до последнего сопротивлялся своей судьбе
Именно упорные поиски экипажа Леваневского стали последней строкой в биографии великого летчика. При жестком приземлении на остров Гукера он сломал обе ноги, но выжил. Это обстоятельство вынудило аэронавта передать управление машиной неопытному пилоту Я.Д. Мошковскому.
После взлета с промежуточного аэродрома на остров Ягодник загорелся один из двигателей. При посадке на воду Северной Двины Бабушкин сломал еще и ребра, но вновь выжил. Один из пассажиров был сильным пловцом и стал поочередно вытаскивать людей на берег. Бабушкин считался командиром судна и, страдая от страшной боли, приказал переправлять себя последним. Он оставался на самолете с доктором, не умеющим плавать. При переправе доктор запаниковал, вцепился в своего спасателя и пошел на дно вместе с ним. Самолет стал тонуть, Михаил Сергеевич принял решение спасаться самостоятельно — и это со сломанными ногами и ребрами.
Удивительно, но этот невероятный человек смог плыть, пока его не заметили местные рыбаки. Они вытащили его, уже потерявшего сознание, и стали делать искусственное дыхание и массаж сердца, что категорически запрещено при сломанных ребрах. Легкое порвалось — и Бабушкин умер от кровотечения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Михаил Сергеевич был женат, у них с Марией Семеновной родились трое детей. Двое сыновей пошли в летчики и погибли в Великую Отечественную войну. Буквально перед смертью Бабушкин получил квартиру в знаменитом Доме на набережной. Сегодня там проживает его внучка Елена Станиславовна Бабушкина.
Так что же отвечать на вопрос, кто такой Михаил Бабушкин?
- Сын подмосковного лесника;
- Автомеханик, мечтавший о небе;
- Инструктор воздухоплавания;
- Партизан Гражданской войны;
- Советский полярный летчик;
- Человек, придумавший разведку тюленьих лежбищ;
- Участник мероприятий по спасению экипажа генерала Нобиле;
- Первый летчик, совершивший несколько посадок и взлетов на дрейфующей льдине;
- Один из героев-«челюскинцев»;
- Член высокоширотной экспедиции парохода «Садко»;
- Второй пилот при первой в мире посадке воздушного судна на Северный полюс;
- Герой Советского Союза.
Если вас спросят, в честь кого названа станция Бабушкинская и кем был Михаил Сергеевич Бабушкин, выбирайте любую заслугу из списка. Не ошибетесь!