Интервью с актрисой Дарьей Жовнер — о «Блондинке», актерских трансформациях и роли мечты
Расскажи о «Блондинке», о чем этот фильм и почему его стоит обязательно посмотреть?
С моей стороны было бы нескромно утверждать, что наш фильм нужно смотреть всем и непременно, забросив все дела. Хотя я считаю «Блондинку» талантливым и умным кино о молодой необычной женщине, которая ищет себя. Это мои общие женские слова, а режиссер Павел Мирзоев как-то раз на съемках высказался конкретнее: сказал, что «наш фильм поможет девушкам осознать, что нестрашно и даже нужно бросать своих м***ков, которые их не ценят». Вот отличная рекомендация, и особо приятно, что мужская.
Фильм на самом деле много о чем. О том, можно ли подменить человека своей выдумкой, «придумать» его, и чем это может обернуться. Об опасности полностью раствориться в другом, подчинить ему свою жизнь. О чувстве внутренней свободы и о том, есть ли у него границы, за которыми ты, слушая только свое сердце, можешь перестать слышать любящих тебя людей. В общем, похоже, ты прав: «Блондинку» надо смотреть обязательно (смеется).
Твоя Ира — живая, немного наивная, открытая миру. А еще она любит кататься на велосипеде. Чем ты вдохновлялась для этого образа?
Ну на велосипеды сейчас если не вся городская молодежь села, то очень многие: выходи на улицу и начинай вдохновляться. Правда, не зимой (смеется). А почему тебя Ирин велосипед удивил?
Просто я, когда смотрел фильм, вспоминал про Амели и Нину из «Карнавала». Они тоже любительницы покататься — Нина, правда, на роликах — и тоже ищут счастье в большом городе.
Ой, я очень люблю и «Карнавал», и «Амели». Но «Амели» все же про другую, не мою жизнь. А «Карнавал» — это здесь, это про меня. Я все это знаю: окончить школу, страстно мечтать о театральном, ничего вокруг не замечать, сослепу влюбиться в балбеса…
Как думаешь, твоя Ира похожа на Нину из «Карнавала»?
Важное отличие: Ире не семнадцать. Ей скоро тридцать, она взрослый человек. Считается, в этом возрасте ты должен крепко стоять на ногах, а не жить иллюзиями, должен понимать, что жизнь, в том числе, состоит из компромиссов. Но Ира в свои почти тридцать вот такая, и ничего с собой поделать не может. В этом ее особенность, но в этом и ее драма. Можно понять ее маму, которая, желая дочке добра, советует ей перестать наконец порхать по жизни.
Много ли общего у тебя с Ирой?
Порхаю ли я? (Смеется.) Лет десять назад — да, была точь-в-точь как Ира: боготворила театр, похожим образом относилась к чувствам и к жизни. Сейчас, конечно, уже не так категорична: не скажу «не хочу к Михалкову» или «не снимаюсь в сериалах». Но в Ире живет уверенность, что все обязательно будет хорошо, даже если сейчас все плохо, и мне это очень близко. Она не огрубела внутри и продолжает верить в волшебство.
Ты тоже веришь?
А как же без этого?
Мама Иры дает ей неожиданный совет: «Чтобы добиться успеха, стань блондинкой». У тебя когда-нибудь были мысли перекраситься, бросить все, что-то резко поменять вокруг себя?
Мне кажется, такое со многими случается. Когда ничего не получается, и ты думаешь: «Все брошу, уеду в деревню, заведу себе козу, начну вязать». Но это минут на десять, потом берешь себя в руки. А вообще изменения, пусть даже внешние и не такие резкие, бывают нужны. Они помогают внутренне перестроиться. Некоторые девушки после расставания, например, меняют прически. Кстати, я раньше хотела быть рыжей и красилась. Получалось, честно говоря, ужасно (смеется).
А в блондинку не пробовала перекраситься?
Никогда. Даже мысли не возникало. Спасибо нашему фильму за то, что позволил мне увидеть себя блондинкой. Хотя другой цвет волос — это не такое уж сильное изменение. Другое дело — картины, в которых герой полностью физически преображается. Например, набирает вес или худеет. Но это, скорее, не наша история, а голливудская.
А как же подвиг Саши Бортич для фильма «Я худею»?
Повезло Саше, крутой челлендж. Мне такого еще не предлагали. На сегодня — пока что только в блондинку перекраситься (смеется).
Ты сейчас живешь в Москве, а родилась в Петербурге, и съемки картины как раз проходили в твоем родном городе. Приятно было вернуться туда на съемочной площадке?
Очень! Съемки в «Блондинке» воскресили множество воспоминаний, и возникало особое чувство: по этим улицам я гуляла девчонкой, а сейчас иду по ним совсем другим человеком, при этом занимаюсь любимым делом. Красота! Как будто мечты стали реальностью: съемки, моя героиня служит театру, им руководит Женя Цыганов — и все это происходит в городе моего детства!
Ты же, наверное, в юности видела Евгения Цыганова в «Прогулке», «Питер FM». В нулевых он стал лицом Петербурга.
Мне было тогда неважно, стал он лицом или нет, просто я после «Питер FМ» была в него влюблена, как и все мои ровесницы поголовно. И вдруг он мой партнер, мы вместе работаем… Это невероятно! Точно так же и с Димой Лысенковым: когда трудилась реквизитором в Театре Ленсовета, то и вообразить не могла, что когда-нибудь встречусь с этим прекрасным актером на равных на съемочной площадке.
К слову, о театре. Насколько мне известно, ребята с вашего мхатовского курса после выпуска организовали собственную труппу. Возникали ли мысли присоединиться к ним?
Нет. Все-таки театр «Северная почта» из «Блондинки» не похож на «Июльансамбль» моих однокурсников во главе с нашим мастером Виктором Рыжаковым. Но в моей жизни до Школы-студии была своя «Северная почта». В Петербурге есть ТЮТ, Театр юношеского творчества. Он был основан много лет назад в Ленинграде, в нем даже Лев Абрамович Додин в детстве занимался. Там дети делают все: играют в спектаклях, работают осветителями, гримерами, костюмерами. Я ходила в ТЮТ с самого детства, у меня много друзей оттуда.
Вернемся к началу твоей карьеры в кино. После «Тесноты» ты признавалась, что боишься стать заложницей одной роли. Спустя шесть лет удалось преодолеть этот страх?
Да, конечно. Просто тогда я наслушалась историй о том, что так бывает, и очень этого испугалась.
Даже Джонни Депп боялся стать заложником образа Джека Воробья, хотя он был защищен большим количеством других звездных ролей.
Если как Джонни Депп, то я согласна быть в заложницах (смеется). Мне, кстати, в институте часто говорили, что я похожа на Деппа.
Почему?
Понятия не имею! Видимо, находили какие-то общие черты.
После успеха «Тесноты» ты будто сознательно ушла в тень, спряталась. Это был побег от нахлынувшей на тебя славы?
Никакая особая слава на меня не хлынула. Было внимание, к которому я оказалась не очень готова. Тогда я просто не знала, что за успех нужно хвататься и им пользоваться, потому что на следующий день появляются другие молодые актрисы, и все внимание переходит уже к ним.
Сегодня ты бы не упустила момент?
Сегодня я понимаю, что успех открывает перед тобой двери и возможности. Правда, не могу сказать, что сразу после «Тесноты» мне стали предлагать роли одна необычней и интересней другой. Но все впереди, я верю.
Есть ли роли, которые ты бы хотела сыграть?
Мечтаю сыграть в фильме вроде «Ла-Ла Ленда» — в мощной небытовой истории, где смело смешаны жанры и актер должен уметь все: петь, танцевать, играть драму, комедию, мелодраму.
Не предлагают пока?
Увы.
Зато у нас сейчас в кино сказочный бум. Как насчет роли в сказке?
С удовольствием! Только в настоящей сказке! Здорово было бы Бабу Ягу сыграть. Или русалку, но острохарактерную. А еще очень хочется сыграть в приключенческом кино о Диком Западе: салуны, лошади, перестрелки, вот это все.
Посоветуй, пожалуйста, нашим читателям какой-нибудь фильм, спектакль или книгу, которые запали тебе в душу.
Из книг — «Источник» Айн Рэнд. Прекрасный роман для тех, кто ищет себя. Еще советую посетить спектакли выпускных курсов. У ребят, которые сегодня еще студенты, а завтра станут артистами, горят глаза, они выкладываются на все сто, веря в свое будущее. Смотрю на них и радуюсь.