Иракские флешбэки: рецензия на военную драму «Под огнем» | Кино | Time Out

Иракские флешбэки: рецензия на военную драму «Под огнем»

Мария Ракитина   10 апреля 2025
4 мин
Иракские флешбэки: рецензия на военную драму «Под огнем»
Фото: архив пресс-службы
10 апреля в прокат выходит драма Алекса Гарленда и Рэя Мендосы «Под огнем» о войне в Ираке. Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, почему фильм, основанный на реальных событиях и снятый с документальной точностью, оставляет смешанные чувства.

Ирак, 2006 год. Взвод «морских котиков» ВМС США выполняет разведывательную миссию на территории противника. Однако операция идет не по плану, и морпехи оказываются в окружении вооруженных повстанцев — не все выберутся из осады живыми и невредимыми.

Военная драма «Под огнем» (в оригинале Warfare) — совместный проект режиссера Алекса Гарленда («Аннигиляция») и ветерана войны в Ираке Рэя Мендосы, чьи воспоминания и легли в основу фильма. Авторы картины, документирующей боевые действия через оптику «морских котиков», не впервые работают сообща. Гарленд уже консультировался с Мендосой на съемках «Падения империи» (2024). Фильм о журналистах, запечатлевших распад Соединенных Штатов на фотоаппараты, был важным гуманистическим высказыванием, но не имел ничего общего с действительностью, чего нельзя сказать о «Под огнем». 

Новая работа Гарленда и Мендосы рассказывает об операции американских морпехов в иракской провинции Рамади в режиме реального времени. Информация о событиях 2006 года подается с точки зрения американской армии, так что сомнения в объективности режиссерского взгляда все же возникают. В то же время иракская сторона — разведчики, гражданские лица, инсургенты — все остаются на периферии. Хотя Гарленд и Мендоса отказываются от героизации военных и отправляют их в адское пекло, аполитичный настрой авторов все же настораживает. 

Массовые преступления США в Ираке, в 2010 году обнародованные сайтом WikiLeaks, не попадают в кадр. Разговоров о реальных обстоятельствах присутствия американских бойцов на Ближнем Востоке Гарленд и Мендоса тоже тщательно избегают. Их скорее интересует гуманистическая сторона: параноидальные состояния и физические мучения спецназовцев, оказавшихся в осаде. Утомительные сцены наблюдения за жителями иракской провинции через прицел, бесконечные отжимания и переговоры военных по рации прерываются лишь шумом истребителей ВВС США и затяжным столкновением бойцов с вооруженными повстанцами, в котором обязательно страдают первые. 

Разорванные животы, перебитые ноги, кровавые полосы и разбросанные части тел на земле, нечеловеческие крики раненых бойцов, которым не помогает даже морфий, — вот оно, лицо войны. Примечательно, что отвага мужчин едва ли воспевается: они по большей части пребывают в растерянности, если не в ужасе, словно не понимают, как и зачем оказались в горячей точке. Обычно в военных драмах и боевиках выделяются хотя бы несколько запоминающихся образов. По крайней мере, так было в «Апокалипсисе сегодня» или «Рожденном четвертого июля». В «Под огнем» размытые черты героев, их позывные собираются в единый портрет, изуродованный автоматными очередями и взрывами. 

Хаотичные звуки сливаются в гул военного конфликта, в котором сложно что-либо разобрать. Но с эффектом присутствия у лишенного музыкального сопровождения фильма Гарленда и Мендосы все в порядке: действие реалистично, а напряжение не отпускает ни на секунду. На роли американских морпехов создатели выбрали звезд популярных сериалов — Джозефа Куинна («Очень странные дела»), Уилла Поултера («Медведь»), Космо Джарвиса («Сегун»), Кита Коннора («Трепет сердца») и Чарльза Мелтона («Ривердэйл»), чьи улыбки из открывающей сцены чуть позже стирает коллективное отчаяние. Самого Рэя Мендосу, офицера-связиста, играет Д’Фарао Ун-А-Тай («Псы резервации»).

Тема боевого братства красной линией проходит через весь фильм: однополчане сменяют друг друга на посту, не бросают в беде, вытаскивают из мясорубки. Однако, в отличие от героев «Цельнометаллической оболочки» Кубрика, американские военные в Ираке на экране не творят зверств. Они просто открывают ответный огонь по «врагу» и вовремя уходят, оставляя без крова семью мирных жителей. Никакой рефлексии, только констатация фактов. При всей пугающей натуралистичности «Под огнем» в итоге оставляет в сомнениях: какова мораль сей басни и на чьей стороне авторы? Благодарности в титрах, адресованные сослуживцам Рэя Мендосы, чьи воспоминания тоже использованы в фильме, кажется, дают исчерпывающий ответ. 

Оценка Time Out: 6 из 10