Исследование Fix Price и Ромир: более 90% россиян считают работу кассира важной
38% покупателей находятся в добрых отношениях с персоналом магазинов, которые посещают наиболее часто. Несмотря на активное внедрение касс самообслуживания, бОльшая часть покупателей не готовы отказаться от услуг кассиров: 48% предпочтут совершать покупки на традиционной кассе, 34% ― на кассе самообслуживания.
Специально ко Дню работников торговли сеть магазинов фиксированных цен Fix Price и исследовательский холдинг Ромир провели опрос среди женщин и мужчин России в возрасте от 18 до 64 лет на тему отношения людей к труду продавцов-кассиров. Респондентов спрашивали о том, что они думают о профессии продавцов-кассиров, какие качества считают для них наиболее важными и верят ли они, что кассы самообслуживания со временем сделают их профессию ненужной.
Исследование показало, что 73% россиян считают работу кассиров и продавцов «важной» или «очень важной», еще 19% ― «скорее важной». 70% согласились с тем, что продавцы-кассиры выполняют социально значимую работу, 80% ответили, что эта работа достойна уважения. С утверждением, что труд продавцов-кассиров достаточно легкий и его может выполнять каждый, согласились лишь 6%.
Интересно, что многих покупателей с продавцами-кассирами связывают теплые приятельские отношения. Так, две трети (67%) признались, что знают работников привычных для них магазинов в лицо, каждый десятый хотел бы узнать их получше: чем они увлекаются и как проводят свое свободное время. 38% отметили, что находятся в добрых отношениях с персоналом магазинов, которые посещают наиболее часто.
Говоря о важных для выполнения работы продавца-кассира качествах, покупатели наиболее часто выделяли доброжелательность (81%), терпеливость (72%), стрессоустойчивость (67%), внимательность (64%), тактичность (62%) и порядочность (54%).
Антон Максименко, директор по персоналу Fix Price, прокомментировал: «Сеть Fix Price охватывает более 5 тысяч магазинов в России и за рубежом, и их число растет с каждым днем. За первое полугодие 2022 года мы создали более 1700 новых рабочих мест в наших магазинах по всей России. Исследование показало, что 58% покупателей согласны с тем, что персонал магазинов мотивирует совершать больше покупок. Как работодатель мы создаем благоприятные условия для развития наших линейных сотрудников: например, проводим регулярное обучение, вводим программы лояльности и системы мотивации, предоставляем сервисы медобслуживания».
Что касается будущего профессии продавца-кассира, то немногим больше половины россиян (52%) верят, что в ближайшие 10 лет труд кассира будет заменен технологиями ― кассами самообслуживания (КСО), а среди молодежи (18-24 лет) доля таких людей составляет 66%. Однако 48% придерживаются противоположного мнения и не верят, что кассы самообслуживания вытеснят работу продавцов-кассиров. В качестве причин называли неудобство для покупателей при пользовании КСО (67%) и тот факт, что компании и государство захотят избежать роста безработицы (36%).
В настоящее же время, выбирая между оплатой на кассе самообслуживания и кассе с кассиром, 48% россиян предпочтут кассу с кассиром, а 34% ― КСО. При этом чем моложе человек, тем больше вероятности, что он оплатит товар на КСО: среди респондентов в возрасте 18-24 лет кассу с кассиром выберут 23%, а КСО ― 56,6%. Причины, почему покупатель предпочитает оплату у кассира, — это привычка (59%) и скорость обслуживания (13%).
Опрос также показал, что в конфликты с продавцами за последний год вступали лишь 20% опрошенных. В большинстве случаев их причиной послужили грубость со стороны персонала (47%), просроченный или некачественный товар (28%) и финансовые ошибки при выдаче сдачи (27%). При этом 20% из конфликтовавших респондентов чувствовали вину после конфликта.
Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами Ромир: «Несмотря на тренд на цифровизацию, который мы наблюдаем сейчас во всех сферах общества, личный контакт остается одной из ключевых ценностей для человека. Поэтому среди россиян преобладает число тех, кто предпочитает обслуживаться на кассах, непосредственно взаимодействуя с кассиром, даже учитывая неоспоримые удобства касс самообслуживания. Таким образом, кассир выступает связующим звеном во взаимодействии сети и покупателя».