Исследование «СберМаркетинга»: 40% россиян хотят участвовать в объединяющих проектах, чтобы реже испытывать чувство одиночества
Тренд на растущее ощущение одиночества наблюдается в разных странах мира, включая Японию, Европу и, в частности, Россию. Тенденция характерна для развитых стран в целом. При этом одиночество имеет множество проявлений: снижение количества и качества социальных связей, малое количество социальных взаимодействий, разобщение, ориентацию только на собственные интересы.
Цель исследования состояла в определении уровня одиночества россиян на основе ощущений, а также выявлении отличий между одинокими людьми и теми, кто не испытывает одиночества.
Более половины населения страны (59%) хотя бы иногда чувствуют себя одинокими. Основные причины: нежелание впускать кого-либо в свою зону комфорта (38%), отсутствие друзей (37%) или супруга/партнера (35%) и недостаток времени на общение с близкими (35%). Это показывает, что проблема заключается не только в отсутствии социальных связей, но и в ускоряющемся темпе жизни.
Жизненные установки людей, часто испытывающих одиночество, и тех, кто редко чувствует себя одиноким, различаются. Респонденты, которые ощущают себя частью большого общества или считают, что семья приносит больше плюсов, чем стресса, реже чувствуют себя одинокими. Напротив, интроверты, люди, которые считают, что их семья берет от них больше, чем дает, или социофобы чаще испытывают одиночество.
Исследование также оценивало связь между наличием смягчающих факторов, таких как домашние питомцы, чтение книг, религиозностью, хобби, и уровнем ощущения одиночества. Перечисленные факторы действительно помогают не чувствовать себя одиноким, но они не являются панацеей.
Любые проекты, позволяющие людям почувствовать себя частью чего-то большого и целого, могут существенно снизить уровень одиночества. В качестве примеров таких объединяющих инициатив россияне в опросе назвали фуд-корты с национальной едой, одежда с российскими топонимами, блюда быстрого приготовления различных кухонь народов России.
Эксперты «СберМаркетинга» назвали несколько удачных примеров объединяющих проектов. Среди них: выставка «Россия» с экспозицией из 89 российских регионов, цикл мультипликационных фильмов по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов» и проект «Культурная мозаика малых городов», в рамках которого проводятся гастрономические, музыкальные и ландшафтные фестивали, театральные гастроли, пешеходные экскурсии, образовательные программы, выставки и мастер-классы.
«Мы наблюдаем нарастающее одиночество и фиксируем потребность людей в объединении. В ответ российские производители товаров повседневного спроса могут придумывать новые маркетинговые ходы и коммуникационные сообщения, которые будут предлагать совместные действия. Такие предложения будут вызывать не только положительный отклик, но и дают возможность производителям выделиться на фоне конкурентов», — отмечает Евгений Решетников, коммерческий директор СберМаркетинг.
Методология
Исследование было проведено в мае 2024 года на репрезентативной выборке, соответствующей полу и возрасту населения России старше 18 лет. Метод исследования — опрос, в котором респондентам необходимо было оценить, как часто они испытывают чувство одиночества. В опросе приняли участие 600 респондентов. На основе ответов участники были разделены на две группы: те, кто чувствует себя одинокими несколько раз в год и реже, и те, кто испытывает одиночество несколько раз в месяц и чаще.