Тиражи времени: История периодики СССР и 90-х
Содержание
- Типология советской периодики
- О чем и для кого писали в СССР
- Как изменилась периодика в 90-е
- О чем и для кого писали в 90-е
- Периодика СССР, 90-х и современные медиаресурсы
Типология советской периодики
Советская периодическая печать состояла из газет и журналов и была – задолго до появления интернета – настоящей «четвертой властью». Главными функциями периодики были информирование населения и формирование мнений через идеологическую обработку. Газеты отличались в основном оперативностью подачи информации и относительно небольшими по объему публикациями, в первую очередь новостными, в общем, предваряли ленту новостей Яндекса. Журналы же предлагали читателю обзорные, проблемные и аналитические статьи.
Существуют и другие критерии для систематизации периодических изданий:
- Издатель (СМИ правительственные, политических партий, общественных организаций, научных учреждений, частные, учебных заведений, промышленных предприятий);
- Периодичность (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные);
- Территория (центральные, областные, районные, городские);
- Тематика (общественно-политические, юмористические, спортивные, научные, художественно-публицистические, научно-популярные, управленческие и другие);
- Уровень цензуры (официальные, самиздат);
- Аудитория (общие, профессиональные, детские, молодежные, женские).
Советский период охватывает довольно большой временной пласт, и многие явления медиасреды менялись постепенно: одни жанры выходили на первый план, другие отступали в тень. Например, репортажный жанр получил широкое распространение в военное время, когда истории с фронта стали появляться на полосах газет. В последние годы советской власти активно развивался журнальный самиздат, а после распада Союза появилось множество независимых журналистов и демократических периодических изданий.
После войны главенствующую роль взяли на себя статьи и материалы идеологической направленности: они старались вдохновлять и мотивировать, показывать успехи советского человека. При этом в обществе оставался запрос на издания о быте и мирной жизни, просветительские и научно-популярные тексты.
О чем и для кого писали в СССР
Если коротко, то писали обо всем и для всех. Вот далеко не полный список газет и журналов по направлениям.
- Детские журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист», «Юный техник»;
- Молодежные журналы: «Юность», «Ровесник», «Сельская молодежь», «Пионерская правда»;
- Журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка»;
- Литературно-художественные: «Огонек», «Знамя», «Октябрь», «Литературная газета»;
- Научно-популярные: «Знание – сила», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Вокруг света»;
- По интересам: «Филателия СССР», «Советский экран», «За рулем»;
- Юмористические: «Крокодил», «Перец»;
- Научные: «Вопросы истории», «Вопросы философии», «Вопросы экономики»;
- Антирелигиозные: «Атеист», «Антирелигиозник», «Безбожник», «Безбожник у станка»;
- Самиздат: «Хроника текущих событий», «Политический дневник», «Общественные проблемы», «Вече».
Детям предлагали не только развлекательные издания с картинками, рассказами, настольными играми, ребусами и загадками, но и журналы о науке и технике. Не обходилось без идеологического подтекста и воспитательных элементов. В то же время во многих из них печатали произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Бориса Заходера – признанных классиков детской литературы.
Самиздат отражал издательскую деятельность оппозиции. Одной из ярких его особенностей была четкая взаимосвязь между конкретной личностью, которая начинала выпуск издания, и продолжительностью жизни этого самого издания. Если оппозиционера арестовывали или каким-либо другим образом препятствовали его работе, то газета или журнал прекращали свое существование. Исключением стал бюллетень правозащитников «Хроника текущих событий».
В «Хронике» фиксировались нарушения прав человека в стране, освещались акции протеста, создание правозащитных и других оппозиционных организаций и групп. Журнал просуществовал в СССР целых 15 лет и выходил при этом регулярно.
Интересным и специфическим явлением были собственные издания заводов, учебных заведений, партийных и комсомольских организаций, которые пришли на смену стенгазетам. Отличались они в первую очередь редакционным составом: в них трудились сами рабочие, студенты и служащие. Сейчас благодаря сохранившимся экземплярам можно многое узнать о жизни различных социальных групп советского общества.
Как изменилась периодика в 90-е
Распад СССР обозначил конец монополии государства на печатное слово. Новый век принес с собой новые газеты, журналы и имена.
Появление независимых изданий стало символом этих перемен. Они боролись за свободу слова, обсуждали непростые темы, привлекали внимание к существующим проблемам. Печать стала зеркалом жизни, отражающим все ее сложности и противоречия. Свобода слова и открытость общества – две ключевые особенности периодики того времени.
О чем и для кого писали в 90-е
В те годы общая картина быстро и значительно изменилась, общие тиражи общероссийских газет и журналов уменьшились в двадцать раз. Для изданий существовало несколько путей:
- Изменение тиражей. Так, например, тираж научно-популярного издания «Наука и жизнь» с трех миллионов упал до нескольких тысяч.
- Изменение периодичности. Ежедневные газеты превращались в еженедельные, а еженедельные – в ежемесячные.
- Изменение названий и форматов.
Одни издания закрывались, другие открывались, третьи меняли направленность и подстраивались под новую реальность. Вместо антирелигиозных изданий возникали журналы религиозной философии для взрослых и детей. «С нами Бог», «Путь православия», «Русский паломник», «Мир Библии» и другие издания Православной церкви получили широкое распространение. Другие конфессии тоже не отставали – свои журналы начали издавать мусульмане, буддисты, старообрядцы, баптисты, пятидесятники и еврейские общины.
Продолжали выходить профессиональные и отраслевые журналы, например, «Физика в школе», «Геохимия», «Искусство кино». Был запрос на журналы о моде, повседневности и жизни звезд, хобби и увлечениях.
Особое место заняли «журналы для всех». Они были рассчитаны на максимально широкую аудиторию и писали о быте, экологии, общегуманитарных вопросах и так далее. Среди подобных изданий особенно выделился городской тип журнала, например, «Ленинградская панорама», «Моя Москва», «Столица», «ММ (Москоу мэгэзин)».
Среди популярных журналов 90-х можно отметить:
- Общественно-политические;
- Литературно-художественные («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда», «Юность», «Аврора»);
- Научно-технические и научно-гуманитарные («Вопросы истории», «Архитектура и строительство России»);
- Научно-популярные («Здоровье», «Квант»);
- Развлекательные («Домовой», «Попкорн»);
- Специализированные («Театр», «Искусство кино»);
- Детские («Веселые картинки»);
- Женские («Лиза», «Караван историй»).
Периодика СССР, 90-х и современные медиаресурсы
Сегодня периодика во многом перешла из офлайна в онлайн и обзавелась новыми форматами и способами взаимодействия с аудиторией. Онлайн-издания заводят официальные аккаунты в соцсетях и предлагают читателям либо короткие и быстрые новости, либо ссылки на более проработанные статьи.
В XXI веке все привыкли, что информация устаревает практически мгновенно. Если не подписаться на каналы, журналистов, блогеров, лидеров мнений и не заглядывать в телефон каждые полчаса, можно упустить все тренды. Те, кто когда-то создавал «Правду» и «Коммерсантъ», не поняли бы это предложение, но в свое время оба издания были практически революционными.
Вместо журнала «Театр» появились подкасты о театре, вместо печатного «Коммерсанта» – экономические блоги, а место карикатур заняли мемы и сгенерированные нейросетями картинки.
Газеты и журналы тем не менее продолжают выходить. Среди них встречаются издания на общественно-политические и экономические темы, lifestyle и глянцевые журналы, журналы прикладной направленности, например, о кулинарии, моде или дизайне, нишевые издания, посвященные различным хобби, желтая пресса и газеты, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, например, Metro.
Фокус периодики сместился с передачи новостей на более вдумчивые аналитические разборы и авторские колонки, а максимально быстрое получение информации онлайн сейчас доступно каждому. И, хотя 280 символов содержат не так много данных и аналитики, как статья в газете, люди предпочитают получать самые свежие данные оперативно и буквально на расстоянии вытянутой руки.
*Twitter заблокирован на территории РФ