Тиражи времени: История периодики СССР и 90-х | Город | Time Out

Тиражи времени: История периодики СССР и 90-х

Наталья Степанова   7 июня 2023
7 мин
Тиражи времени: История периодики СССР и 90-х
Pile of Russian fashion magazines Vogue, Elle. Фото: legion-media.ru
Когда профессор Преображенский советовал не читать по утрам советских газет, вряд ли он мог представить мир, в котором их место частично занял Twitter*, завтрак без скроллинга ленты уже кажется чем-то необычным, а аромат свежей газеты утром заменили звуки уведомлений в чатах и Telegram-каналах. Задолго до соцсетей, 6 июня 1922 года, в СССР было основано Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит. Time Out вспоминает особенности советской периодической печати, любимые журналы 90-х и сравнивает периодику с современными источниками информации.

Содержание


Типология советской периодики

Фото: Национальная электронная детская библиотека

Советская периодическая печать состояла из газет и журналов и была – задолго до появления интернета – настоящей «четвертой властью». Главными функциями периодики были информирование населения и формирование мнений через идеологическую обработку. Газеты отличались в основном оперативностью подачи информации и относительно небольшими по объему публикациями, в первую очередь новостными, в общем, предваряли ленту новостей Яндекса. Журналы же предлагали читателю обзорные, проблемные и аналитические статьи.

Существуют и другие критерии для систематизации периодических изданий:

  • Издатель (СМИ правительственные, политических партий, общественных организаций, научных учреждений, частные, учебных заведений, промышленных предприятий);
  • Периодичность (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные);
  • Территория (центральные, областные, районные, городские);
  • Тематика (общественно-политические, юмористические, спортивные, научные, художественно-публицистические, научно-популярные, управленческие и другие);
  • Уровень цензуры (официальные, самиздат);
  • Аудитория (общие, профессиональные, детские, молодежные, женские).

Советский период охватывает довольно большой временной пласт, и многие явления медиасреды менялись постепенно: одни жанры выходили на первый план, другие отступали в тень. Например, репортажный жанр получил широкое распространение в военное время, когда истории с фронта стали появляться на полосах газет. В последние годы советской власти активно развивался журнальный самиздат, а после распада Союза появилось множество независимых журналистов и демократических периодических изданий.

После войны главенствующую роль взяли на себя статьи и материалы идеологической направленности: они старались вдохновлять и мотивировать, показывать успехи советского человека. При этом в обществе оставался запрос на издания о быте и мирной жизни, просветительские и научно-популярные тексты.

Фото Энциклопедия Санкт-Петербурга

О чем и для кого писали в СССР

Фото с сайта Литературной газеты

Если коротко, то писали обо всем и для всех. Вот далеко не полный список газет и журналов по направлениям.

  • Детские журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист», «Юный техник»;
  • Молодежные журналы: «Юность», «Ровесник», «Сельская молодежь», «Пионерская правда»;
  • Журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка»;
  • Литературно-художественные: «Огонек», «Знамя», «Октябрь», «Литературная газета»;
  • Научно-популярные: «Знание – сила», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Вокруг света»;
  • По интересам: «Филателия СССР», «Советский экран», «За рулем»;
  • Юмористические: «Крокодил», «Перец»;
  • Научные: «Вопросы истории», «Вопросы философии», «Вопросы экономики»;
  • Антирелигиозные: «Атеист», «Антирелигиозник», «Безбожник», «Безбожник у станка»;
  • Самиздат: «Хроника текущих событий», «Политический дневник», «Общественные проблемы», «Вече».

Детям предлагали не только развлекательные издания с картинками, рассказами, настольными играми, ребусами и загадками, но и журналы о науке и технике. Не обходилось без идеологического подтекста и воспитательных элементов. В то же время во многих из них печатали произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Бориса Заходера – признанных классиков детской литературы.

Фото: Национальная электронная детская библиотека

Самиздат отражал издательскую деятельность оппозиции. Одной из ярких его особенностей была четкая взаимосвязь между конкретной личностью, которая начинала выпуск издания, и продолжительностью жизни этого самого издания. Если оппозиционера арестовывали или каким-либо другим образом препятствовали его работе, то газета или журнал прекращали свое существование. Исключением стал бюллетень правозащитников «Хроника текущих событий».

В «Хронике» фиксировались нарушения прав человека в стране, освещались акции протеста, создание правозащитных и других оппозиционных организаций и групп. Журнал просуществовал в СССР целых 15 лет и выходил при этом регулярно.

Фото Википедия
Фото Википедия

Интересным и специфическим явлением были собственные издания заводов, учебных заведений, партийных и комсомольских организаций, которые пришли на смену стенгазетам. Отличались они в первую очередь редакционным составом: в них трудились сами рабочие, студенты и служащие. Сейчас благодаря сохранившимся экземплярам можно многое узнать о жизни различных социальных групп советского общества.


Как изменилась периодика в 90-е

Распад СССР обозначил конец монополии государства на печатное слово. Новый век принес с собой новые газеты, журналы и имена.

Появление независимых изданий стало символом этих перемен. Они боролись за свободу слова, обсуждали непростые темы, привлекали внимание к существующим проблемам. Печать стала зеркалом жизни, отражающим все ее сложности и противоречия. Свобода слова и открытость общества – две ключевые особенности периодики того времени.


О чем и для кого писали в 90-е

В те годы общая картина быстро и значительно изменилась, общие тиражи общероссийских газет и журналов уменьшились в двадцать раз. Для изданий существовало несколько путей:

  • Изменение тиражей. Так, например, тираж научно-популярного издания «Наука и жизнь» с трех миллионов упал до нескольких тысяч.
  • Изменение периодичности. Ежедневные газеты превращались в еженедельные, а еженедельные – в ежемесячные.
  • Изменение названий и форматов.

Одни издания закрывались, другие открывались, третьи меняли направленность и подстраивались под новую реальность. Вместо антирелигиозных изданий возникали журналы религиозной философии для взрослых и детей. «С нами Бог», «Путь православия», «Русский паломник», «Мир Библии» и другие издания Православной церкви получили широкое распространение. Другие конфессии тоже не отставали – свои журналы начали издавать мусульмане, буддисты, старообрядцы, баптисты, пятидесятники и еврейские общины.

Продолжали выходить профессиональные и отраслевые журналы, например, «Физика в школе», «Геохимия», «Искусство кино». Был запрос на журналы о моде, повседневности и жизни звезд, хобби и увлечениях. 

Особое место заняли «журналы для всех». Они были рассчитаны на максимально широкую аудиторию и писали о быте, экологии, общегуманитарных вопросах и так далее. Среди подобных изданий особенно выделился городской тип журнала, например, «Ленинградская панорама», «Моя Москва», «Столица», «ММ (Москоу мэгэзин)».

Фото с сайта журнала

Среди популярных журналов 90-х можно отметить:

  • Общественно-политические;
  • Литературно-художественные («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда», «Юность», «Аврора»);
  • Научно-технические и научно-гуманитарные («Вопросы истории», «Архитектура и строительство России»);
  • Научно-популярные («Здоровье», «Квант»);
  • Развлекательные («Домовой», «Попкорн»);
  • Специализированные («Театр», «Искусство кино»);
  • Детские («Веселые картинки»);
  • Женские («Лиза», «Караван историй»).

Периодика СССР, 90-х и современные медиаресурсы

Сегодня периодика во многом перешла из офлайна в онлайн и обзавелась новыми форматами и способами взаимодействия с аудиторией. Онлайн-издания заводят официальные аккаунты в соцсетях и предлагают читателям либо короткие и быстрые новости, либо ссылки на более проработанные статьи.

В XXI веке все привыкли, что информация устаревает практически мгновенно. Если не подписаться на каналы, журналистов, блогеров, лидеров мнений и не заглядывать в телефон каждые полчаса, можно упустить все тренды. Те, кто когда-то создавал «Правду» и «Коммерсантъ», не поняли бы это предложение, но в свое время оба издания были практически революционными.

Вместо журнала «Театр» появились подкасты о театре, вместо печатного «Коммерсанта» – экономические блоги, а место карикатур заняли мемы и сгенерированные нейросетями картинки.

Газеты и журналы тем не менее продолжают выходить. Среди них встречаются издания на общественно-политические и экономические темы, lifestyle и глянцевые журналы, журналы прикладной направленности, например, о кулинарии, моде или дизайне, нишевые издания, посвященные различным хобби, желтая пресса и газеты, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, например, Metro.

Фокус периодики сместился с передачи новостей на более вдумчивые аналитические разборы и авторские колонки, а максимально быстрое получение информации онлайн сейчас доступно каждому. И, хотя 280 символов содержат не так много данных и аналитики, как статья в газете, люди предпочитают получать самые свежие данные оперативно и буквально на расстоянии вытянутой руки.

*Twitter заблокирован на территории РФ