Из Москвы на выходные. Мелихово, Абрамцево и Истра
Планируя поездку, мы задумываемся о путешествии необычном и обязательно далеком. При этом забываем, что всегда можно провести выходные недалеко от Москвы — надо только знать где. Time Out рассказывает о трех атмосферных местах в Подмосковье, куда можно отправиться на ближайший уикенд на машине или общественном транспорте.
Мелихово
На машине: 1 ч — 1 ч 40 минут
Общественным транспортом: от метро Лесопарковая на автобусе 365к до остановки «Школа №2», далее — на маршрутке 25 до «Мелихово»
История чеховского Мелихово начинается в 1892 году. Годом ранее Антон Чехов писал известному в то время издателю Алексею Суворину:
«Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке с мангусом <…> а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита — это не жизнь…».
В начале 1880-х, будучи студентом медицинского факультета Московского университета, Чехов печатался в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и помогал в городских больницах Истры и Звенигорода. В 1890 году писатель отправился через всю Россию на каторжный Сахалин. На острове Чехов провел «три [месяца] плюс два дня». Домой писатель возвращался на пароходе «Петербург» через Владивосток, Гонконг, Сингапур, Цейлон (ныне — Шри-Ланка), Константинополь и Одессу. С Цейлона Чехов и привез трех мангустов — Сволочь, Виктора Крылова и Омутову (такие имена зверям дал сам писатель). Вскоре у Чехова остается лишь один зверек — мангуст Сволочь. О нем и идет речь в письме Суворину.
В первую поездку в усадьбу Антон Павлович увидел главный домик, ветхий сарай, курятник, коровник и деревянные постройки с соломенными крышами. Главный дом был очень скромный, без мезонина, с низкими потолками и насчитывал менее 12 комнат. Усадьба Мелихово и сегодня не напоминает аристократическое поместье. В доме нет парадной лестницы, колоннад или анфилад.
Мезонин — надстройка над средней частью дома
В Мелихово Чеховы селятся семьей. В доме круглый год жили отец и мать писателя, сестра Мария приезжала в выходные и праздничные дни. Нередко занимали свои комнаты братья писателя — Михаил, Иван и Александр.
Сестра Мария Павловна часто занималась живописью на пленэре, а ее работы хвалили Исаак Левитан и Валентин Серов — гости писателя. Сам же Чехов написал в Мелихове «Палату № 6», «Черного монаха», «Студента», «Ионыча», «Человека в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Остров Сахалин», «Дядю Ваню» и «Чайку».
Флигель
Строительство флигеля связано с гостеприимством писателя. В Мелихове часто бывали гости, а вот разместить их было негде.
Тогда был построен флигель с двумя комнатами: в одной стояла кровать, в другой — письменный стол. Изначально в домике селили гостей, позже во флигель переехал Антон Павлович. Здесь он работал над «Чайкой». Чехов-врач нередко помогал крестьянам, которым нездоровилось. Летом, когда писатель принимал больных, над флигелем поднимали красный флажок.
Сад
«Если бы не литература, я мог бы стать садовником», — говорил Чехов.
Недалеко от главного дома был разбит огород, где выращивали спаржу, баклажаны, томаты, капусту, артишоки, дыни, арбузы. Эти растения были тогда популярные во Франции, и Чехов называет мелиховский огород «Югом Франции».
«Поспели стручковый перец, кукуруза, томаты, поспевают дыни и даже арбузы — не в парнике, а на открытом грунте», — делился Чехов садоводческими успехами в письме к издателю Лейкину.
Особо писатель любил цветы. В усадьбе ранней весной зацветали крокусы и тюльпаны, немногим позже — сирень, летом — пионы и розы, осенью — астры и мальва. Пышное цветение отзывается в пьесах и рассказах Чехова. В «Чайке» находим «запах гелиотропа», в «Доме с мезонином» — сладко пахнущую резеду и олеандру.
Мелиховская школа
По инициативе Чехова в Мелихове было построено три школы.
Их делали наподобие барских домов с большими окнами, просторными, при этом уютным помещениями. В Мелиховской школе восстановлена обстановка класса, комната учительницы обставлена деревянной мебелью, украшенной кружевными салфетками. Школа находится поодаль от усадьбы.
Абрамцево
На машине: 1 ч — 1 ч 30 минут
Общественным транспортом: от Ярославского вокзала до станции «Абрамцево» и далее пешком/ до станции «Хотьково» и далее на автобусе 55 или маршрутке 55к
В северо-восточной части Подмосковья расположилось Абрамцево — усадьба Аксаковых и Мамонтовых.
До него добираться своим ходом удобнее, чем до Мелихова. Достаточно сесть на электричку ярославского направления и не более 20 минут пройтись по пешеходной тропе до усадьбы.
Первые упоминания об Абрамцеве появились в XVI веке. Тогда его называли Обрамково, немного позже — Абрамково. Правда, известность усадьба получила в XIX веке — в 1843 году ее купил С.Т. Аксаков.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в дворянской семье в Уфе. По приезде в Петербург молодой Аксаков сблизился с участниками литературного общества «Беседа любителей русского». Это, можно сказать, прообраз кружка славянофилов. Долгое время Аксаков лишь наездом бывал в Москве и Петербурге. В 1826 году он переехал с семьей в Москву и завязал знакомство со славянофилами — братьями Киреевскими и Хомяковым. При Аксакове в Абрамцеве бывали писатели Гоголь и Тургенев, актер Щепкин, историк Погодин. Здесь Аксаков складывается как писатель и создает знакомую всем с детства сказку «Аленький цветочек».
Усадьба принадлежала Аксаковым менее 30 лет. В 1870 году ее продали купцу Савве Мамонтову. Абрамцево предприниматель принял в упадшем состоянии. Мамонтовы взялись за восстановление усадебного дома, заново отстроили кухню и людскую (помещение для слуг в барском доме). На месте фруктового сада возвели теплицу и две оранжереи. Летом хозяева и гости усадьбы лакомились домашней клубникой и персиками.
Мамонтовы были меценатами — с их появлением в округе строятся первая больница и школа для крестьян. При учебном заведении даже открывают столярную мастерскую, чтобы сельская молодежь не уходила на заработки в город. К сожалению, эти постройки были разрушены и не сохранились до нашего времени.
В усадьбе бывали гости, некоторые оставались на все лето. Если при Аксакове в Абрамцеве частыми гостями были литераторы, то при Мамонтове — архитекторы, актеры и художники.
Место, где была написана «Девочка с персиками»
Предприниматель был знаком с Репиным, Васнецовым, Серовым, Поленовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем. Творческое содружество мастеров, гостивших в Абрамцеве, получило название «Мамонтовский художественный кружок».
Художник Репин здесь написал картину «Не ждали», Васнецов — «Аленушку» и «Богатыри», Серов — «Девочку с персиками», Нестеров — «Видение отроку Варфоломею».
«Были мы у Мамонтовых и, несмотря на скверную погоду, время провели чудесно! Я склонен думать, что Абрамцево — лучшая в мире дача; это просто идеал!..» — писал Репин историку искусств Прахову в Петербург.
Усадебный дом
Усадебный дом — самое старое здание усадьбы.
В этом домике по приглашению Аксакова останавливался Николай Гоголь. При Мамонтовых дом отремонтировали. В экспозиции музея представлены вещи Аксаковых и Мамонтовых, а также участников Мамонтовского кружка.
Мастерская
Для художников была построена мастерская. Домик сделан в псевдорусском стиле.
В архитектуре читаются мотивы народного творчества: мастерская украшена орнаментом, заимствованным из народных вышивок. Здесь работали Васнецов и Репин, в жилых комнатах останавливался Серов. Сегодня в мастерской представлена керамика Врубеля: декоративные вазы, изразцы и керамические композиции художника.
«Я, со всей семьей, живу вот уже более месяца в Абрамцеве у Мамонтовых; живется очень легко, хорошо и не скучно. Воздух чудесный, удовольствия всякие, телесные и душевные, вволю, сколько душе угодно; а главное, вблизи есть деревни, где крестьяне, начиная с ребят и кончая стариками и старухами, не дичатся меня и позируют охотно; так что я к картинам некоторым понаделал уже этюдов и рисунков», — писал Репин.
Река Воря
Абрамцево удивляет сказочными домиками, атмосферой творчества и потрясающими видами.
Если отойдете от главного дома вглубь усадьбы и пройдетесь по тропинке, то выйдете к Воре. Вдоль реки установлены скамейки, с которых обычно раздается запах кофе из термоса и свежих бутербродов. С берега открывается удивительный вид на реку и противоположный берег, где расположился лес.
Новый Иерусалим
На машине: 1 ч до музея «Новый Иерусалим»
Общественным транспортом: на электричке рижского направления до станции «Истра», далее — на автобусе 32, 33 или пешком
Путь до Ново-Иерусалимского монастыря — одно удовольствие. Предпочтение стоит отдать электричке: в северо-западном направлении они комфортные, а вид из окна — чудесный. От станции «Истра» до Ново-Иерусалимского монастыря идет тропа паломников. Везде установлены указатели, поэтому сбиться с пути почти невозможно. Сруз подумайте о покупке билета в обратный конец: кассы в Истре могут закрыться непривычно рано.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, при освещении собора присутствовал царь Алексей Михайлович. На реке Истре были воссозданы иерусалимские святые места.
Локация была выбрана не случайно: река Истра очертаниями берегов и шириной напоминает реку Иордан. Центральное строение комплекса — Воскресенский собор — задумывался как подобие Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В центре собора находится часовня. Во времена Елизаветы Петровны он был украшен барочной лепниной, а архитектурными работами руководил Франческо Растрелли.
Музейно-выставочный комплекс. Испанское искусство и русский импрессионизм
В 15 минутах от монастыря открыт «Новый Иерусалим» — один из крупнейших музейных комплексов в стране. Экспозиция поделена на постоянную и временную: основная рассказывает о церковном и светском искусстве XVI-начала XX веков и об истории Ново-Иерусалимского монастыря.
Залы с историческими костюмами и древними книгами в окладах соседствуют с живописью Айвазовского и Саврасова. Музей активно использует цифровые технологии: мультимедийные экраны и аудиоматериалы — часть современной экспозиции.
Если хотите посетить музей, то билеты нужно покупать заранее на сайте. В июле для посетителей открыты временные выставки «Скрытые пространства» испанского художника Мануэля Баллестера и «Константин Горбатов. Приближая красоту». Работы живописца Горбатова поделены на три раздела. Первый посвящен России, второй знакомит с пейзажами Капри и Венеции, Палестины и Севильи, третий включает в себя произведения разных этапов жизни художника.