Непоседа из прекрасного далека: как Алису Селезневу изображают в кино и мультфильмах
В детство со сверхсветовой скоростью
XXII век, космические пираты, летающие коровы, экспедиция до Альдебарана с гигантским тортом, робо-эпидемия, цветы-зеркала и черепашки-шпионы. Можно еще долго перечислять чудаковатые фантасмагорические образы, которыми насыщен мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты» (1981), но легче будет просто включить музыку великого Александра Зацепина из начальных титров. Скорее всего, эмоции из детства вспомнятся и без всяких слов.
Посреди всего этого инопланетного хаоса живет маленькая светловолосая девочка с большими глазами и примерно таким же по размеру желанием все потрогать и везде побегать. Это добросердечное воплощение искренности, чувствительности и оптимизма по имени Алиса — настоящая «тургеневская девушка» или, лучше сказать, «булычевская девочка». Сколько бы ни случалось космических неприятностей, как бы часто пираты ни пытались загнать путешественников в ловушку, юная непоседа скажет одно: «Не горюйте, выберемся». А если и не скажет, то просто сделает робкий шажок назад и спрячется за ногой отца — проблемы автоматически исчезнут.
Если кто-то вдруг захочет создать бестиарий инопланетных животных по книгам об Алисе, «Тайна третьей планеты», без всяких сомнений, станет главным источником вдохновения во время такого занятия. Фауна здесь — настоящее буйство красок и полет фантазии в одном флаконе. Чего стоит только «тигрокрыс с планеты Пенелопа, питающийся быками». В принципе, этой фразы будет вполне достаточно, чтобы описать животный мир мультфильма, но лучше один раз показать, чем долго рассказывать.
А пока Алиса обнимается с полуроботом-полуслизняком Громозекой, у которого большое влечение к валерьянке и нос как воздушный шарик, в голову в очередной раз приходит мысль о том, как бы изящно все эти образы смотрелись в фильме Дэвида Линча. Кстати, о Громозеке. Голоса у него — известнее некуда: в СССР героя озвучил Василий «Карлсон» Ливанов, а, например, в Италии — сам Адриано Челентано.
«Тайна третьей планеты» сразу после выхода стала культурным феноменом, который сделал приключения Алисы популярными не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Именно поэтому озвучить какого-либо героя этого мультика было как минимум престижно. Например, Алиса в США получила голос Кирстен Данст, профессор Селезнев во Франции заговорил как Жан Рено, а в Великобритании директор КосмоЗоо стал известен бархатным тембром Робби Уильямса. Иными словами, в звездных приключениях на борту корабля «Пегас» принял участие не менее звездный состав актеров озвучки.
Заканчивается этот мульт-детектив так же воодушевляюще и по-наивному радостно, как и начинался. Добро в лице Алисы и ее команды авантюристов сидит в корабле, а зубастое зло — в клетке. Милое 45-минутное путешествие в детство завершается словами «Алиса, ты настоящий друг». И не поспоришь: девочка-проказница из будущего на протяжении уже полувека становится верным другом для детей со всей планеты.
Алиса в стране фанатов
Именно благодаря этой дружбе и появилась на свет одна из самых известных картин об Алисе — «Гостья из будущего» (1984). Работа над пятисерийной лентой началась после того, как режиссер Павел Арсенов во время творческой встречи с детьми задал им вопрос: «Какой фильм вы мне посоветуете снять?». Практически все юные любители кино тогда произнесли вслух название книги Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Читать об удивительных космических приключениях — это, конечно, замечательно, но хочется и посмотреть на любимых героев своими глазами. Арсенов смог по-настоящему порадовать фанатов Алисы историей, которая теперь уже стала культовой.
По сути, «гостья из будущего» в лице двенадцатилетней Наташи Гусевой — самый узнаваемый и любимый народом кинообраз Алисы Селезневой, даже несмотря на очевидные расхождения с оригиналом. У Булычева девочка светловолосая, высокая, атлетичная и чуть ли не гиперактивная — в этом смысле художники «Тайны третьей планеты» максимально приблизились к канону. В фильме Арсенова же Алиса — маленькая, хрупкая, спокойная шатенка. Зато лицо исполнительницы роли будто перенесено с иллюстрации Евгения Мигунова, которого Булычев считал своим соавтором.
Разумеется, спустя годы картина больше кажется не кружащим голову путешествием на далекие планеты, а отчаянной попыткой кинематографистов найти подходящие декорации и хоть как-то перенести богатый фэнтезийный мир Булычева на экран. Возможно, правильнее будет вновь надеть розовые очки и без всякого снобизма опять попереживать за убегающего от пиратов Кольку, посмеяться над странноватым роботом Вертером и послушать «Прекрасное далеко», провожая домой прекрасную Алису.
Невыносимая тяжесть разгромной критики
Спустя 3 года вышел еще один фильм Арсенова о приключениях Алисы, получивший название «Лиловый шар» (1987). На этот раз обошлось без деления ленты на серии, дешевых декораций и причудливых экспериментов от операторов. По непонятным причинам некоторые сцены «Гостьи из будущего» снимались с пола и с вечно переворачивающейся камерой — эффект, конечно, головокружительный, только не совсем ясно, зачем он нужен. Нелепости и слабости из прошлого фильма Арсенова не только не перекочевали в «Лиловый шар», но и заменились изящными чертами качественной космической оперы. Почти что «Звездные войны».
Пробирающийся сквозь тьму корабль «Пегас», вторжение инопланетной расы, таинственный «Черный странник», война между всеми людьми и захват Земли. Звучит, конечно, пострашнее, чем сюжет прошлых картин в нашей подборке, но оттого лента и выделяется на фоне остальных экранизаций книг Булычева. Тем не менее «Лиловый шар» не обрел такую же популярность, как «Гостья из будущего». Зрители раскритиковали второй фильм Арсенова об Алисе за сюжетную линию с Бабой Ягой (во вселенной Булычева бывает и такое) и другими сказочными персонажами и назвали его слабым сиквелом. Только вот никакой это не сиквел.
Да, режиссером обеих лент выступил один человек, Алису и там, и там сыграла Наташа Гусева и даже шесть актеров, снявшихся в «Гостье из будущего», получили роли в «Лиловом шаре». Но космическая опера Арсенова о спасении Земли от инопланетных захватчиков не задумывалась как продолжение истории о Кольке, пиратах и Алисе, бегающей по Москве 80-х.
Со времен «Гостьи из будущего» в образе Алисы мало что поменялось: она осталась все такой же невинной и искренней. Однако в «Лиловом шаре» и без того смелая девочка становится совершенно отчаянным храбрецом: и в Эпоху Легенд (то есть в гости к Бабке Ежке) она готова отправиться в одиночку, и на шаттл инопланетян пробраться в шапке-невидимке, и за свирепым гигантским птенцом проследить. Лишь бы все были счастливы. Это желание появляется у Алисы еще в самом начале фильма и остается с ней до последнего кадра.
Искусство ржавого кинопроизводства
Чем дальше, тем неизвестнее: если первую картину в нашем списке готовы были озвучивать мировые звезды, вторую любили по большей части только советские дети, третью, мягко говоря, не многие восприняли всерьез, то четвертую, «Остров ржавого генерала» (1988), обошел стороной даже Кир Булычев. Помимо грубой работы постановщика и декораторов, писатель отметил полное непопадание с кастингом: «На роль Алисы выбрали сухую, добропорядочную девочку, которая не вызывала в юном зрителе эмоционального интереса. И фильм провалился. Никто его не знает, хотя его трижды показывали по телевизору».
Алису из «Острова ржавого генерала» и ее книжную версию связывает, наверное, только имя: в фильме девочка уже отрастила вполне длинные волосы и растеряла всякую тягу к приключениям. Остается только нехотя есть манную кашу, лежать на пляже и выжимать рапунцелевские косы после купания.
Возможно, если бы героиню Кати назвали каким-нибудь другим именем и не связывали происходящее с приключениями Алисы, фильм даже обрел бы своего зрителя. Все-таки схватку больших страшных роботов с Бабой Ягой, предлагающей погадать железякам на будущее, не часто увидишь. Но фанатам Алисы, знакомым с произведениями Булычева и первыми экранизациями, было непривычно видеть совершенно новый образ персонажа. Иными словами, народная любовь к Наташе Гусевой сыграла большую роль в непринятии зрителями «Острова ржавого генерала».
Забытое приключение
Самыми удачными экранизациями произведений об Алисе по понятным причинам кажутся именно мультфильмы. Рисовать или лепить из пластилина всяких булычевских пришельцев, конечно, разумнее, чем обставлять съемочную площадку дешевыми декорациями и пускать в кадр людей, переодетых в нелепые костюмы. Тем более если дело доходит до текстов вроде «Конца Атлантиды» и «Узников “Ямагири-мару”», место действия которых не слишком легко перенести на экран.
Вот и режиссер Алексей Соловьев, понаблюдав за не совсем удачным опытом двух последних экранизаций, решает вернуть приключения Алисы в мультипликационное русло и создает кукольную картину «Узники “Ямагири-мару”» (1988). Кажется, что эта лента — одна из самых правильных и достоверных киноверсий книг об Алисе с точки зрения следования булычевским канонам. Сходство работы Соловьева с первоисточником запредельное, только это никак не помогло обрести мультфильму хоть какую-нибудь известность.
Вторая Мировая война, Япония «спешит разделить планету вместе с Гитлером», американские подводные лодки топят японские корабли, на борту которых находятся танки, взрывчатка, нефть. Не самое позитивное начало для детского мультика, учитывая, что все эти кадры документальные, а не кукольные. Спустя около 150 лет два проказника — Алиса и ее друг Пашка Гераскин — решают отправиться на «кладбище затонувших кораблей», чтобы найти там сокровища. Уже по завязке понятно, что маленькие непоседы найдут не сокровища, а опасные приключения и неодобрение от взрослых.
Но это не останавливает гиперактивную Алису, которая смеется даже при падении с батискафа в океан к акулам и драке со страшными осьминогами-мутантами. Героиня здесь — эталонная, ровно такая, какой ее задумал Булычев. Есть лишь одно отличие от книжной версии: в мультфильме у Алисы рыжие волосы, а не светлые, как должно быть. Но этой маленькой несостыковке есть объяснение: желтый цвет волос, как в «Тайне третьей планеты», просто сливался бы с комбинезоном героини.
Нефть с затонувших кораблей сделала морских обитателей свирепыми мутантами. Между Пашкой и одним профессором завязывается такой разговор о пострадавших животных:
Пашка: Всех их перебить!
Профессор: Разве они виноваты? Война кончилась много лет назад, но продолжает убивать.
И тут детская история о необыкновенном путешествии на дно океана осознанно приобретает убедительный антивоенный характер. Вряд ли есть смысл долго говорить о пацифисткой идее мультфильма: можно просто прочитать текст песни Журбина и Голубева, которая начинает играть в конце картины.
Пир во время чумы
До премьеры следующей экранизации, «Дня рождения Алисы» (2009), Булычев не дожил из-за онкологии. Новая картина во вселенной Алисы стала первым рисованным мультфильмом со времен «Тайны третьей планеты» и одной из самых продуманных экранизаций произведений писателя. Режиссер ленты Сергей Серегин устроил настоящий праздник имениннице. Жаль только, что Кир Булычев не смог его посетить.
Алиса здесь, как сказал в фильме кот ученый, — «космическая хулиганка». Если в «Тайне третьей планеты» она казалась просто непоседой, которая время от времени прячется за храбрым папой, в «Острове ржавого генерала», например, вообще сонной и будто не понимающей, что происходит, то в «Дне рождения» девочка — натурально супергерой. По сюжету юная авантюристка должна в свой день рождения излечить миллиард человек от чумы. Алиса Селезнева спасала планеты и сражалась с космической нечистью еще задолго до всяких Мстителей, Лиг Справедливости и андреасяновских Защитников.
Раз художники вдохновлялись рисовкой «Тайны третьей планеты», многие атрибуты мультфильма 1981 года перешли и в «День рождения Алисы». Главный их них, конечно, — абсолютно неистовое смешение красок и креатива при создании флоры и фауны Москвы будущего. В каком-то смысле Сергей Серегин и его команда даже обогнали «Тайну третьей планеты» по яркости и необычности изображения всякой живности. А может, не только «Тайну», но и все прочие экранизации.
Алиса знает, что ее любят
Мультики про Алису были и рисованные, и кукольные — до полной коллекции не хватало только пластилиновых и сделанных в компьютерной графике. До пластилина так никто и не добрался, зато 3D-версия приключений Алисы на свет все же появилась. Мультсериал с нестандартным названием «Алиса знает, что делать!» (2013) — одна из самых противоречивых экранизаций булычевских произведений. С одной стороны, технически эта работа выстроена максимально грамотно и даже в какой-то степени эстетично, с другой — создается впечатление, что сериал не имеет никакого отношения к книгам Булычева.
Пока веснушчатая девочка с голым животом называет всех вокруг «тормозами», кричит на одноклассников, толкается, пакостит и агрессирует на пустом месте, в голове появляется лишь мысль о том, что это какая-то немного неправильная Алиса. Не та искренняя добрячка и альтруистка, которую любят миллионы детей и взрослых. Дальше становится ясно, что наглость и раздражительность вызвана желанием Алисы хоть немного побыть с вечно работающими родителями. Такую дерзость Булычев, конечно, героине никогда не приписывал.
Рано или поздно агрессивные и даже неприятные поступки этой Алисы уходят на второй план и заменяются привычной для зрителей фразой «Все будет хорошо». Фразой, которую произносили все прошлые Алисы: и любимая многими Алиса Наташи Гусевой, и нестандартная и непонятая Алиса Кати Прижбиляк из «Острова ржавого генерала», и вечно смеющаяся кукольная Алиса. Можно сколько угодно сравнивать между собой кинообразы юной непоседы, но главным останется одно: для каждого поколения есть своя, особенная Алиса.