Как хрусталь из тренда стал классикой декора | Город | Time Out

Как хрусталь из тренда стал классикой декора

Екатерина Сахарова   2 ноября 2023
5 мин
Как хрусталь из тренда стал классикой декора
Без хрустальных бокалов все чаще не обходится ни одна вечеринка, а сахарницы и вазы стали стильным украшением стола. Time Out выяснил, за чем именно охотятся любители хрусталя и какие новые предметы из этого вида стекла придают эстетики сервировке.

В СССР хрусталь был признаком достатка — все хотели им обладать, при этом к дорогим сервизам относились бережно: фужеры, бокалы и кувшины из сервантов доставали только по праздникам. Вот уже несколько лет как хрусталь переживает второе рождение. 

Например, Гусевской хрустальный завод сотрудничает со многими компаниями: для коллекций модного дома Ульяны Сергеенко созданы миниатюрные элементы, а вместе с основателем флористической компании «Собран в саду» Антоном Шурановым мастера разработали серию эксклюзивных ваз. В портфолио также коллаборации с галереей Sample для проекта «Яндекс Ремесла» и с Пушкинским музеем и Московским Кремлем по изготовлению специальных сувениров.

«Люди стали уделять больше внимания пространству, которое их окружает. Стремясь наполнить его красотой, они подбирают сервиз для выходного дня или посуду для ежедневного использования, отдавая предпочтение изделиям ручной работы», — говорит Елена Усенко, гендиректор Торгового Дома «Гусевской хрустальный завод».

Большим спросом пользуются рюмки, фужеры, бокалы, вазы. Ассортимент завода включает около трех тысяч наименований и постоянно пополняется. Среди новинок — наборы для ванной комнаты: диффузоры, шкатулки, подсвечники с ароматическими свечами. 

В последнее время у завода все чаще заказывают крупные предметы интерьера, например, вазы высотой до полутора метров. Цветовые предпочтения сместились от густых, насыщенных оттенков к легким, акварельным. Самыми популярными стали лавандовый и бирюзовый.

Дизайн изделий тоже меняется: сложные узоры сменились лаконичными рисунками, благодаря чему хрусталь вписывается в современные интерьеры. В числе бестселлеров вазы из коллекции «Кора» и декоративные лошадки — результат сотрудничества с Игорем Томским, профессором Санкт-Петербургской академии имени Штиглица.

Хрустальный звон вдохновил одних достать из сервантов старую посуду и пользоваться ею, а других — создать свой бизнес-проект. 

Автор Telegram-канала mia_casa_bella, Елена Гордеева, большая любительница винтажа рассказывает:

«У меня всегда было много разных бокалов, которые я любила использовать в сервировке. Гости сами выбирали себе фужеры по своему вкусу. Все это разнообразие на столе смотрелось очень красиво. А потом одна моя приятельница-дизайнер рассказала, что, оказывается, в Советском Союзе были выдающиеся художники, создававшие настоящие шедевры из стекла и хрусталя. Когда я увидела вазы, бокалы, кувшины, то была просто потрясена — это были работы уровня европейских мастеров». 

Елену так вдохновили работы художников Ленинградского завода художественного стекла и Гусевского завода, что она начала ездить по блошиным рынкам. Покупая различные предметы, в какой-то момент она поняла, что винтажный хрусталь может стать бизнесом. 

«Тут очень пригодились мои знания и любовь к фотографии. Оказывается, фотографировать стекло — сплошное удовольствие плюс потрясающий результат!»

Сейчас у Елены уже есть свои поставщики — компании, которые занимаются вывозом старья из квартир. 

«Иногда я покупаю что-то на барахолках — в Измайлово или Подрезково. Стоимость вещи зависит от года, автора, дизайна и целостности. Стекло со сколами полностью теряет свою ценность, но если вещь редкая и авторская, то можно закрыть глаза на небольшие дефекты, — делится девушка. — Что касается стоимости, то цена на бокал начинается от тысячи рублей и может достигать десяти тысяч. Про закупку говорить сложно — нет ни статистики, ни правил. Иногда повезет найти вещь за 300 рублей, реальная цена которой в десятки раз выше. Знаменитые вещи типа бокалов из Олимпийской серии Верина никто дешево не продаст».

По словам Гордеевой, люди, которые только начинают знакомиться с хрусталем, предпочитают цветное стекло. Уже потом они выбирают направление и начинают ценить бесцветный хрусталь. 

«Очень популярен немецкий хрусталь — он всегда был в дефиците. А советские авторы ценятся коллекционерами. Востребовано французское и чехословацкое интерьерное стекло в стиле ар-деко, но оно редко встречается и потому дорого», — говорит Елена.

Анастасия Ежова, создательница бренда свечей в винтажном хрустале Palais de Cristal тоже неравнодушна к винтажу: она носит бабушкины блузки из 50-х и дедушкины пиджаки из 60-х, любит свечи и хрусталь.  

«Я решила соединить две любимых вещи и дать конфетницам и салатницам новую жизнь. Когда эта идея пришла мне в голову, я купила пакет первого попавшегося воска, фитили и залила свои собственные формы. Оказалось, что это выглядит просто фантастически красиво. Уже потом я начала экспериментировать с восками, фитилями, ароматами», — рассказывает Анастасия. 

За хрусталем девушка охотится по всему миру. Часто на «Авито» забирает одинокие бокалы — люди обычно покупают не меньше двух. Ежова считает, что самые интересные формы — это небольшие шкатулки с крышками: их можно использовать как гаситель, а еще они защищают свечу от пыли. Пример – шкатулка в виде ананасика, которая нашлась на блошином рынке, а потом благодаря сарафанному радио оказалась у нее. 

Цены на свечи Palais de Cristal варьируются от 1 000 рублей за рюмочку до 15 000 за большую конфетницу с крышкой. Свечи одинакового размера могут различаться в цене, если одна из них выполнена в редком богемном хрустале.

«Сейчас я наблюдаю два типа людей: первые избавились от хрусталя либо никогда его не имели — они видят в моих свечах эстетику и антиквариат, а вторые считают хрусталь анахронизмом, доживающим свой век в сервантах, — говорит Анастасия. — Им я могу предложить заполнить воском их икорницы и бокалы, чтобы они не пылились на полке, а радовали глаз. Хрусталь красиво смотрится в разных интерьерах — от минимализма до французского шика». 

Фото: Unsplash, архивы пресс-служб