Как приручить единорога: рецензия на фильм «Смерть единорога»
Помните, как герои «Прочь» Джордана Пила, направляясь знакомиться с родителями, сбили по дороге оленя? Знак, прямо скажем, не самый добрый — ничем хорошим это и не кончилось. А что если сбить единорога? Спойлер — будет еще хуже. Именно это почувствовали на себе экономический консультант Эллиот (Пол Радд) и его дочь Ридли (Дженна Ортега). Они ехали по национальному парку, в очередной раз ругаясь из-за какой-то мелочи, как вдруг на дорогу выскочил детеныш мифического существа. Недолго думая, Эллиот забил зверя и засунул его в машину, несмотря на протесты дочери. С таким грузом они дальше двинулись на встречу к властному семейству владельцев заповедника, глава которого смертельно болен. Но рог сказочного животного творит волшебство — настолько, что теперь он, живой и полный сил, при поддержке близких хочет отыскать всех единорогов и продать их как можно дороже.
Не секрет, что студия А24 часто выпускает кино нетипичное и даже странное, будто не от мира сего. Такими были, например, работы Дэниелов (Квана и Шайнерта) «Человек — швейцарский нож» и «Все везде и сразу». «Смерть единорога» — проект удачно укладывающийся в стратегию студии: дебют режиссера Алекса Шарфмана, продюсирововавшего ранее b-муви и инди-кино, с откровенно вторичной сюжетно, но увлекательной концептуально лентой.
А еще, что тоже удивительно, — это экранизация нидерландских картин рубежа XV и XVI веков. Намек на концовку зритель увидит почти в самом начале, когда героиня Дженны Ортеги расскажет об «Охоте на единорога» — серии из семи гобеленов, находящейся в Метрополитен-музее. Разумеется, мир полотен в фильме существенно расширен: единорог не просто становится жертвой, но и натурально мстит обидчикам вместе с родителями, по очереди выпуская кишки из каждого члена богатой семейки.

Кстати, месть зарвавшимся сильным мира сего — еще один часто эксплуатируемый троп современных ужасов. Антикапиталистический настрой режиссеров уже стал своего рода базой, на основе которой строится гуманистическая история о торжестве природы и всего живого над человеческими пороками. В «Смерти единорога» это представлено в саркастическом ключе. Гипертрофированные образы богачей противопоставляются маленькой, сдержанной и ответственной героине Дженны Ортеги, которая в одиночку пытается остановить безумную охоту за деньгами.
Впрочем, одно дело ухватиться за концепт, а другое — его реализовать. Фактически происходящие в картине события можно было бы уместить в короткометражный фэнтези-слэшеры из 90-х вроде «Лепрекона»: потревожили фантастическое существо из-за жажды наживы — получайте сполна. Жестко, кроваво, но справедливо. Правда, комедийная составляющая откровенно хромает. На фоне, к примеру, дебютных работ Питера Джексона — «Живой мертвечины» и «Инопланетного рагу», к финалу тоже превращающихся в кровавую баню, — лента Алекса Шарфмана выглядит совсем уж проигрышно. Заявленное безумие в итоге оказывается лишь плакатным лозунгом.
Оценка Time Out: 5 из 10