Как современные хорроры говорят о проблемах и страхах женщин
Ужасы беременности и материнства
О предродовой депрессии, которая возникает из-за недостаточной психологической поддержки со стороны партнера и страха не справиться с ответственностью, говорил еще Роман Полански в своем «Ребенке Розмари». Однако там героиня, оставшись один на один с трудностями, представлялась чуть ли не умалишенной.
Современные фильмы ужасов о психологических и физических лишениях будущих матерей концентрируются на эмоциональном состоянии женщины: авторы подчеркивают, что персонажи проходят через серьезное испытание, а не переживают самый счастливый период жизни.
Так, в хорроре «Преместь» режиссер Элис Лоус перенесла на экран личный опыт: она сняла ленту, находясь на восьмом месяце беременности. В истории, где с героиней якобы общается ее плод, нашлось место экзистенциальному кризису, боязни физических изменений и неизвестности, с которой сталкиваются женщины в ожидании ребенка.
В «Глотай» Карло Мирабелла-Дэйвиса беременная девушка Харпер отвергает трансформацию своего тела и пытается вернуть над ним контроль, поедая опасные мелкие предметы. С помощью самоистязания она пытается привлечь внимание мужа, безразличного к женским проблемам.
Материнство в современных ужасах преподносится как тяжелое испытание, преодолеть которое может не каждая. Например, в «Бабадуке» 2014 года Амелия переживает депрессию и не находит в себе сил позаботиться о маленьком сыне, а ее травмирующее прошлое и фобии олицетворяет жуткий монстр из детской книжки. Фильм напоминает, что воспитывать ребенка в одиночку действительно страшно и каждая мать имеет право на эмоциональное выгорание, а обратиться за помощью никогда не стыдно.
Страх взросления
Некоторые хорроры XXI века обличают патриархальный стереотип о том, что девушки-подростки, познающие себя, становятся неуправляемыми и представляют угрозу для окружающих. Из-за общественного давления взросление оказывается для женщин крайне непростым периодом.
В «Оно» 2014 года школьница Джей впервые проводит ночь с парнем. После секса героине начинает казаться, что ее преследует проклятие и она вскоре умрет в страшных муках. В «Ведьме» Роберта Эггерса, где действие разворачивается в XVII веке, к юной Томасин, отвергающей роли жены и матери, религиозные родители относятся как к приспешнице дьявола, принесшей в семью разрушение и смерть.
Ретрослэшер «Пэрл» Тая Уэста отражает трудности взросления в патриархальном обществе, где женщине отводится роль хранительницы очага, а ее мечты и стремления игнорируются. В результате героиня Мии Гот, грезящая о полной независимости от родителей, мстит тем, кто лишил ее будущего.
Абьюзивные отношения и сталкинг
Немало внимания в хоррорах уделяется опыту травмирующих отношений и проблеме домашнего насилия. Обе темы поднимаются в фильме ужасов «Человек-невидимка» Ли Уоннелла. За основу режиссер взял одноименный научно-фантастический роман Герберта Уэллса: манипулятор и домашний тиран Эдриан, годами издевавшийся над Сесилией, становится незримым и преследует сбежавшую от него девушку. Антагонист воплощает сильнейший посттравматический синдром, переживаемый жертвой после расставания с абьюзером. Сесилия ощущает присутствие бывшего, даже оказавшись на свободе. Невидимость Эдриана свидетельствует еще и о том, что многие насильники успешно избегают наказания за содеянное из-за равнодушия общества к судьбам женщин.
«Род мужской» Алекса Гарленда тоже разбирается в последствиях разрушительных отношений и в сюрреалистической манере говорит о харассменте и сталкинге, о которых многие женщины знают не понаслышке. Неслучайно у всех мужчин в фильме одинаковые лица: в каждом встречном главная героиня видит свой страх.
Сексуальная объективация
Сексуальная объективация женщин долгое время считалась нормой в фильмах ужасов для широкого проката. Многое изменилось с выходом в 2009 году комедийного хоррора Карин Кусама «Тело Дженнифер». В фильме отношение к девушке как к секс-объекту приводит к чудовищным последствиям, за которые королева школы, одержимая демоном, мстит всему роду мужскому. Так Кусама в один прием меняет правила игры на противоположные, превращая идеальную по меркам патриархального общества девушку в беспощадного монстра, принимающего парней за еду.
Примеру «Тела Дженнифер» последовала иранская постановщица Ана Лили Амирпур. В ее черно-белом хорроре «Девушка возвращается одна ночью домой» вампиресса, облаченная в хиджаб, жестоко расправляется с сутенерами и освобождает женщин из сексуального рабства.
Боди-хоррор «Свежатинка» Мими Кейв — пожалуй, самое смелое высказывание о сексуальной объективации. Для героев-мужчин в картине женщины в прямом смысле представляют собой лишь кусок мяса, и от этой дикой аллегории становится не по себе.
Депрессия и психологические травмы
Фильмы ужасов активно борются и со стигматизацией ментального здоровья женщин: причиной необъяснимых событий становится эмоциональное состояние героинь, а пугающий опыт для них является единственным способом рефлексии.
В «Солнцестоянии» Ари Астера Дени, переживающая депрессию после гибели родителей, попадает в языческую секту, где заново обретает себя и самым радикальным образом заканчивает токсичные отношения.
«Спасительница» Роуз Гласс рассуждает о саморазрушении и губительном стремлении к недостижимому идеалу, навязанному патриархальным обществом. Героиня, уверенная в том, что она святая, истязает себя за недостаточную праведность и неумение помочь всем.
А слэшер «Свинка», цифровой релиз которого состоялся в российских онлайн-кинотеатрах совсем недавно, осуждает бодишейминг: главная героиня, травмированная насмешками одноклассников из-за лишнего веса, становится свидетельницей похищения обидчиков. Им предстоит посетить своеобразный и очень кровавый урок этики, а зрителям — познакомиться с возможными последствиями психологической травмы.