Твердость и Храбрость столицы: как в Москве появилась Триумфальная арка
С площади на гору
В Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, работает интерактивная инсталляция «Проект 1812», посвященная 210-летию Отечественной войны. Выставку можно посетить до 5 февраля 2023 года.
Поклонная гора долгое время была одним из главных достопримечательностей Москвы. Этот пологий холм между реками Сетунь и Филька когда-то находился далеко за пределами города, а с его вершины открывался красивый вид на столицу. Путешественники часто приезжали сюда, чтобы взглянуть на Москву и поклониться ей — так у этой местности и появилось название, которая она носит до сих пор. В 1812 году именно здесь Наполеон безрезультатно дожидался ключей от столицы Российской империи.
Изначально триумфальные ворота по проекту архитектора Осипа Бове были установлены на площади Тверская застава. Кроме арки в ансамбль входили и две симметричные кордегардии с дорическими портиками и пологими куполами, которые были соединены с аркой полукруглой чугунной оградой. Вместе с аркой они образовывали торжественный въезд в город и завершали перспективу Тверской — главной улицы, идущей от Кремля.
В 1936 году в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы был разработан проект, предполагавший расширение транспортной магистрали на площади Белорусского вокзала. Арка, кордегардии и оставшиеся части кованой ограды были разобраны.
Арку должны были отреставрировать и восстановить, но осуществлению планов помешала Великая Отечественная война. Демонтаж арки производили специалисты Музея Академии архитектуры. Они сделали обмеры, фотофиксацию и чертежи. Колесница, горельефы, статуи, мемориальные доски, гербы и фрагменты с воинскими атрибутами, база и капитель колонны коринфского ордера — почти полсотни подлинных фрагментов отправились на хранение до лучших времен в музей на территории Донского монастыря. Часть элементов декора вмонтировали в монументы на Бородинском поле. При разборе чугунной колесницы обнаружили, что создатели арки предусмотрительно оставили ключи для развинчивания всех скульптур. Гораздо меньше повезло чугунным колоннам, которые несколько лет пролежали на Миусской площади, а в сороковые годы были переплавлены для военных нужд, — сохранилась лишь одна из двенадцати.
В 1962 году Триумфальную арку без кордегардий решили воссоздать на Кутузовском проспекте, поблизости от недавно открытого Музея-панорамы «Бородинская битва». Архитекторами проекта стали В. Либсон, Д. Кульчинский и И. Рубен. Все элементы были воспроизведены по фотографиям и чертежам 1936 года. Основа конструкции стала железобетонной, вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк, а основой для скульптурного декора стали 153 гипсовых слепка с сохранившихся деталей. Часть подлинных скульптур в процессе воссоздания возвратили на памятник.
Красота в деталях
Ворота, которые сегодня видит каждый проходящий здесь человек, внешне почти не отличаются от тех, что были в оригинальной конструкции. Они были выложены из белого камня, на фоне которого четкими силуэтами вырисовывались темные чугунные колонны и декор. Огромный свод был заполнен рельефами с военной эмблематикой и декоративными розетками. Между каждой из шести пар колонн коринфского ордера размещались монументальные фигуры воинов в доспехах, над ними — тематические горельефы. Завершала арку колесница крылатой богини победы Ники, запряженная шестеркой лошадей.
Над колоннами арки можно заметить аллегорические женские образы. К работе над декоративным оформлением Бове пригласил скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Будучи талантливым художником, Бове сам выполнил рисунки наиболее значительных скульптур, в том числе аллегорий «Твердость» и «Храбрость». Каждая женская фигура окружена военными трофеями, у каждой в руках — лавровый венок победителя. «Храбрость» в другой руке держит меч — аллегорию воинской доблести, «Твердость» — листья финиковой пальмы, символ мира.
Между колоннами арки размещены фигуры античных воинов. Их лица и одеяния отсылают к образам древнерусских витязей в кольчугах, островерхих шлемах и с копьями в руках. Сочетание элементов национальной культуры с античными образами — характерная особенность русского искусства конца 1820-х — начала 1830-х годов. Два основных горельефа Триумфальной арки — «Изгнание галлов из Москвы, или Побитие двунадесяти языков» справа и «Освобожденная Москва» слева. На первом изображена сцена боя: на переднем плане воин, держащий в руке круглый щит с гербом России, — олицетворение всей мощи русского народа, поднявшегося против завоевателя; на заднем плане видны стены Кремля. На втором — император Александр I в образе Цезаря, в лавровом венке победителя, подающий руку опирающейся на щит с гербом Москвы девушке.
Их окружают римская богиня войны Минерва, Геракл, старец и юноша. Монеты, сыплющиеся из опрокинутого сосуда, символизируют средства, выделенные на восстановление сожженной Москвы. Необычным образом Осип Бове декорировал фриз, поместив на фоне богатого орнамента медальоны с изображениями воинских доспехов с гербами 44 губерний Российской империи, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года, и инициалами императора Николая I.
В оформлении статьи использованы фотографии, предоставленные Центром Гиляровского и изображения из коллекции legion-media.ru.