Дела амурные и театральные сюжеты: как Ватто открыл стиль рококо | Арт | Time Out

Дела амурные и театральные сюжеты: как Ватто открыл стиль рококо

Жанна Старицына   10 октября 2022
8 мин
Дела амурные и театральные сюжеты: как Ватто открыл стиль рококо
Антуан Ватто, Итальянские комедианты, 1720
Легкомысленные сюжеты, театральность и нарочитая декоративность, мягкие переходы пастельных тонов – вот некоторые отличительные черты живописи рококо. Этот стиль невозможно себе представить без Антуана Ватто – художника-самоучки с заносчивым характером. Time Out разбирает, как мастер стал одним из основоположников стиля.

Исключительное трудолюбие

По степени стремления к знаниям Антуана Ватто можно сравнить с Михаилом Ломоносовым: из родного Валансьена художник в свое время отправился пешком в Париж, чтобы научиться творчеству. При этом академического образования он так и не получил, вступив в ряды членов Академии художеств только после общественного признания в 1717 году, причем специально для него изобрели особый жанр – «галантные празднества».

До этого Ватто переходил от одного мастера к другому, а также долгое время работал в художественной лавке на мосту Нотр-Дам, владелец которой торговал картинами в «простонародном стиле». Задачей Ватто было постоянное копирование одних и тех же сюжетов, зато свободное время можно было посвятить саморазвитию.

Розальба Каррьера, Портрет Антуана Ватто, 1721

Трудолюбие Ватто отмечали многие современники, как и его одновременно заносчивый и стеснительный характер. Вероятно, художник частично унаследовал его от отца – потомственного кровельщика, который достиг определенного финансового успеха, но отличался грубым нравом и даже терпел из-за этого судебные разбирательства. На характер Ватто влияло и слабое здоровье – в молодом возрасте у художника стал развиваться туберкулез, который и стал причиной ранней смерти в 36 лет.

«Он был нетерпелив, застенчив, в обращении холоден и неловок, с незнакомыми вел себя скромно и сдержанно, был хорошим, но трудным другом, мизантропом, даже придирчивым и язвительным критиком, постоянно не был доволен ни собою, ни окружающими и нелегко прощал людям их слабости», – Эдм-Франсуа Жерсен.

Ватто редко был доволен своими работами, тяжело переносил неудачи. После попытки участия в конкурсе от Академии художеств, где он занял второе место, он так расстроился результатом соревнований, что на время уехал из Парижа. Несмотря на сложный характер, мастер при жизни добился популярности: у него были и богатые покровители, и заказы, и высокие оценки современников.


Любовь к театральности

Антуан Ватто, Затруднительное предложение, 1715-1716

Одним из наставников Ватто был известный во французском обществе художник Клод Жилло. Помимо мифологических и жанровых сцен он много работал в качестве театрального декоратора. Его влияние на Ватто заметно как в сюжетах, так и в способе подачи. Один из примеров – картина «Затруднительное предложение», в которой есть интерес и к театральности, и к жанру. В произведении изображен отдых молодых людей на природе, но сделано это так, словно они стоят на сцене: есть выразительный первый и второй план, а за ними вместо «живой» перспективы размытый фон, похожий на фон театральных декораций. Костюмы персонажей чрезмерно продуманны, а сами герои изображены в нарочито постановочных позах.

Во многих произведениях Ватто акцентирует внимание на чувственных отношениях между людьми. В «Затруднительном предложении» одна девушка явно хочет уйти, молодой человек ее останавливает. Подобных сюжетов у Ватто будет много и все – с говорящими названиями вроде «Любовная песня», «Урок любви», «Вечерние развлечения в саду» и другие. Пока у художника нет излишней легкомысленности в сценах, но в дальнейшем мастера рококо станут отдавать все большее предпочтения сюжетам соблазнения и фривольности.

Антуан Ватто, Капризница, около 1718

Еще один пример галантной сцены, выстроенной по театральным канонам – картина «Капризница». Перед зрителем есть только два плана – молодые люди в парке на скамейке и условный «плоский» пейзаж. Снова выбран момент ухаживаний: девушка сидит спиной к мужчине, а тот пытается завладеть ее вниманием. В сюжетах Ватто нет откровенной эротики, привычных для рококо поцелуев украдкой и розовощеких амуров, в его галантных сценах чувственный настрой скорее витает в воздухе, чем показан открыто. Но эти работы стали поводом для дальнейшего развития подобных сцен.

Одна из ключевых работ Ватто – «Жиль» – напрямую связана с театром, поскольку ее главный герой – один из персонажей итальянской комедии дель арте, также известный под именем Пьеро. Он занимает все пространство картины: с опущенным взглядом, вытянутыми руками и грустным лицом он стоит перед публикой. У произведения нет однозначной трактовки: кто-то из исследователей считает, что художник просто решил запечатлеть актера, который существует вне времени в своей роли, в то время как остальные персонажи у его ног полны суеты и веселья. Другие исследователи считают, что в какой-то мере художник изобразил в «Жиле» себя – печального и непонятого обществом. Ватто не раз возвращался к образу Пьеро, однако в других работах больший акцент сделан на театральных элементах, а не на психологической составляющей.

Антуан Ватто, Жиль, 1719

Переливающийся колорит

Паломничество на остров Киферу, 1717

Покровителем художника долгое время был Пьер Кроза – банкир и обладатель внушительной коллекции живописи. Ватто с большим энтузиазмом изучал собрание, особое внимание уделяя Рубенсу – величайшему колористу в истории искусства. Под его влиянием Ватто также будет развивать свою цветовую палитру, стремиться писать легко, живо, несколькими мазками добиваться полутонов и переливов краски. Тонкую пастельную палитру можно рассмотреть в работе «Лавка Жерсена», написанной художником для друга. По словам владельца магазина, Ватто сам предложил ему написать вывеску, чтобы «размять руки». Не ожидая ничего особенного от затеи, Жерсен был очень доволен результатом, отмечая, что художники специально приходили в магазин, чтобы полюбоваться работой.

Отличает работу не только колорит – вместо плотных и контрастных цветов барокко в палитре Ватто преобладают пастельные полупрозрачные оттенки коричневого, жемчужного, голубоватого, золотого. Переплетаясь, они не перегружают друг друга, а создают сияющую цветовую вуаль. Второй знаковый момент в работе – ее сюжет. Казалось бы, обычный день в магазине, но на первом плане слева Ватто показывает, как в ящик убирают портрет «короля-Солнце» (Людовика XIV) – главного «приверженца» предыдущего стиля барокко. Таким образом, художник показывает смену эпох и вкусов публики. Интересно, что вывеска была написана всего за неделю, причем работать Ватто из-за проблем со здоровьем мог только по утрам.

Антуан Ватто, Вывеска лавки Жерсена, 1720

У художника есть работы, написанные и в более привычной для рококо цветовой гамме – розово-голубой или зеленой. На «Празднике любви» пары отдыхают в парке рядом с полуобнаженной статуей Венеры. Вокруг – обилие зелени самых разных тонов от желтого до изумрудного. Ватто, в отличие от своих последователей, например Франсуа Буше, не стремился к максимальной детализации изображения, его картины слегка размыты, как будто это чья-то фантазия или воспоминание.

Особенно хорошо эта «размытость» видна на первом плане «Паломничества на остров Киферу». За картину Ватто был избран в члены Академии художеств. К тому моменту художник был настолько известен, что комиссия решила не причислять работу ни к какому из существовавших жанров, а изобрести для Ватто свой – «галантные празднества».

Помимо излюбленных приемов Ватто – тонкого и легкого колорита, театральности, эфемерности происходящего, здесь появляются редкие для его творчества, но популярные для рококо амуры. У мастера они пока не очень хорошо различимы и довольно условны, в дальнейшем Буше будет очень часто использовать их в своих сюжетах.

Антуан Ватто, Праздник любви, 1717

Внимание к обнаженной натуре

Антуан Ватто, Наклонившаяся обнаженная, 1716

По сравнению с другими художниками рококо у Ватто в творчестве не так много изображений обнаженной натуры. По некоторым данным, подобных сюжетов он стеснялся, а кое-что после смерти завещал сжечь. Обнаженную натуру писали и раньше, но почти всегда оправдывали ее мифологическим сюжетом, Ватто же создал работу «Туалет», в котором показан будуар обычной женщины. Сидя на кровати, она занимается привычным переодеванием в присутствии служанки и собаки. Видя подглядывающего зрителя, она смотрит ему в глаза – сцена откровенная, но в ней еще нет излишнего эротизма, который будет присущ периоду расцвета стиля.

Обнаженная натура встречается и в графике художника – Ватто был не только прекрасным колористом, но и рисовальщиком. Часто он использовал графические наброски не только в качестве подготовки для живописных работ, но и как самостоятельные произведения. Он мог рисовать одно и то же лицо или фигуру множество раз с разных ракурсов, чтобы добиться более выразительной линии или удачного поворота. В рисунках с обнаженной натурой также заметно в первую очередь решить именно живописные задачи, а не развить тему нарочито преувеличенного эротизма.

Антуан Ватто, Утренний туалет, 1716-1718