Как Юра Борисов стал главным российским актером поколения | Кино | Time Out

Как Юра Борисов стал главным российским актером поколения

Дмитрий Евстратов   20 декабря 2024
8 мин
Как Юра Борисов стал главным российским актером поколения
Фото: Валентин Блох/Легион-медиа, архивы пресс-служб
На прошлой неделе Юра Борисов стал первым отечественным артистом, номинированным на престижную премию «Золотой глобус». Эта новость порадовала, кажется, вообще всех, но нашлись и скептики, называющие Борисова не более чем вспышкой. Ну что же, самое время взглянуть повнимательнее на жизнь и карьеру самого популярного прямо сейчас российского актера.

Учеба в «Щепке» и театр

Юра Борисов родился в Реутове в семье, далекой от театрального искусства. Однако в одном из интервью он рассказал, что с детства «его цепляли профессии, связанные с движением и полетом мысли», и актерство, как одну из таких профессий, он считал самым коротким путем к достижению цели. Борисов оказался прав, хотя до прорывной роли ему лет десять приходилось играть персонажей второго плана.

Но сначала — учеба в Щепкинском училище. В одно из самых престижных театральных учебных заведений его привела лень и любовь к кривляниям:

«Мне просто нравилось валять дурака. И продолжает нравиться до сих пор. Ведь что такое актерская профессия? Это клоунада, причем без навыков. Валяние дурака в чистом виде», — пояснил Юра в интервью.

После окончания «Щепки» Борисова пригласили служить в «Сатирикон», где он, впрочем, долго не задержался: одолела рутина, да и в кино предлагали все больше ролей:

«Когда я пришел в “Сатирикон”, спектакли там выпускал Юрий Бутусов. Мы с другом напросились к нему в постановку “Отелло”. Было интересно, хотя и сложно для меня. Но как только это закончилось, мне стало мучительно находиться в театре. Ведь раньше я думал, что театр — место, куда приходят для разговора с Богом. А оказалось, туда идут, чтобы работать и получать зарплату. Как только я столкнулся с рутиной, я не выдержал и просто сбежал».


Осознанный подход к выбору ролей

Первые небольшие роли в кино Юра стал получать еще в начале 2010-х: в основном, как водится поначалу, в сериалах. Однако крохотный и отчасти пророческий образ ему достался в «Елене» Андрея Звягинцева — он появился в кадре буквально на несколько минут и сыграл гопника, будто упражняясь в амплуа, в котором отыщет себя позже.

На протяжении десятилетия Борисов, помимо работы над сериалами, нередко появлялся в фестивальном кино. Все потому, что тщательно относится к выбору ролей:

«У меня катастрофически много времени уходит на выбор материала. Первый критерий — это сценарий. Если он не заинтересовывает с первых страниц, дальше нет смысла тратить время. Видишь какие-то маячки — тему, мысль или характер, потом встречаешься с режиссером. И это самый главный момент — посмотреть друг другу в глаза и обсудить. Если мы понимаем друг друга, и нам кайфово, есть шанс создать что-то стоящее. А если вовремя не понять, что не по пути, потом просто друг друга мучаешь, перетягивая одеяло, и это ничем хорошим никогда не заканчивается».

Именно благодаря фестивальному кино массовый зритель и узнал о Борисове — в криминальной драме «Бык» Бориса Акопова, победившей на «Кинотавре» в 2019 году, актер сыграл лидера преступной группировки, который между стрелками и разборками успевает заботится о семье. 


Коронное амплуа — бандит с большим сердцем

Кадр из фильма «Бык»

В «Быке» Юра впервые продемонстрировал уникальный и крайне редкий для российского кино драматический дуализм. В его образах успешно сосуществуют два начала: звериное, бешеное, экспрессивное и тихое, доброе, светлое. Он еще не раз продемонстрирует это на экране и привлечет внимание сначала зарубежных режиссеров, а затем и вовсе влюбит в себя западных критиков и зрителей. 

Но пока до признания далеко: Борисов лишь чаще начинает появляться в крупных проектах. В «Фее» Анны Меликян он снова сыграл главаря банды, снялся в блокбастере «Вторжение», новогоднем хите 2019 года «Т-34», «Союзе Спасения», «Калашникове» и «Серебряных коньках» Михаила Локшина. 

В последней ленте персонаж Борисова уверенный в себе воришка-марксист и по совместительству лидер небольшой группировки, по робин-гудовски дурачащий богачей, запомнился зрителю едва ли не лучше главных героев. Эта роль стала показательной. Часто в блокбастерах актерам не удается раскрыть свой драматический потенциал из-за пунктиром начерченных образов, однако Юра с легкостью разрушает этот миф: его бешеная харизма актера-дуалиста неизменно притягивает всеобщее внимание. 


Переориентация на авторское кино

Кадр из фильма «Мама, я дома»


К началу 2020-х всем внутри индустрии стало очевидно, что талант Борисова гораздо больше того, что ему способно предложить массовое кино, поэтому Юра переориентировался на авторское. В одном только 2021 году он появился сразу в четырех фестивальных хитах. 

Режиссеры, смекнувшие, что Борисов прекрасно справляется с образами «на стыке», стали пользоваться этой особенностью. К примеру, ученик нальчикской мастерской Александра Сокурова Владимир Битоков снял Юру в роли парня, вернувшегося к матери совсем другим после войны в Сирии, в кабардинской драме «Мама, я дома». И пока Ксения Раппопорт в кадре нащупывает интонации Фрэнсис Макдорманд из «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури», Борисов ловко прикидывается ее сыном, при этом поддерживая в зрительских умах сомнения насчет этого на протяжении всего фильма.

Два главных борисовских хита 2021-го — громкая сказка о репрессиях с элементами магического реализма «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, участвовавшая в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, и тихая драма «Купе номер 6» финна Юхо Куосманена. Увидеть Юру в роли капитана Волконогова российскому зрителю не удалось — фильм не получил прокатного удостоверения. И очень жаль, ведь это, пожалуй, лучшая его главная роль. 

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Герой Борисова Волконогов — сотрудник органов внутренних дел, который занимается чистками населения. Однажды во сне ему является расстрелянный накануне коллега и намекает, что капитана заждались в аду. Избежать этого можно только одним способом — получить прощение от родственников хотя бы одного репрессированного им человека. Испуганный Волконогов ступает на путь извинений, но вскоре понимает, что не достоин рая. 

В форме яркой притчи режиссеры задают непростые вопросы о личной ответственности человека за тьму, которая распространяется вокруг. Персонаж Борисова, который в поисках ответов все глубже погружается в безумие, их все-таки находит, но дорога к свету оказывается для него непреодолимой. 

В «Купе номер 6» актер возвращается к привычному амплуа брутального мужчины с едва прикрытой теплотой внутри. Камерная история о двух одиноких сердцах, которые волей случая притягиваются друг к другу в поезде, идущем на Крайний Север, выиграла несколько призов на Каннском кинофестивале в 2021 году. 

Кадр из фильма «Анору»

Именно роль в драме Юхо Куосманена открыла Борисову дорогу в «Анору». По признанию режиссера Шона Бэйкера, он с самого начала писал роль Игоря под Борисова, поразившего его в «Купе номер 6». Сходств у героев немало: оба поначалу представляются неотесанными мужланами, но со временем снимают не слишком приятные для окружающих маски, являя настоящих, добрых себя. И если российский зритель открыл борисовский талант еще в «Быке», то мировой узнал об уникальной способности актера спустя пять лет в «Аноре». Как итог — бесчисленное множество номинаций и наград в США. Верим, что на одном «Золотом глобусе» Юра не остановится, у него есть все шансы получить первую в истории России актерскую номинацию на «Оскар». 

Кажется, это в высшей степени справедливо и важно для российского кино и страны в целом. В то время как годами формируемые бандитские образы русского человека в западном кинематографе лишь поддерживают современную политическую риторику, Борисов словно встает оппозицией к сложившимся стереотипам, демонстрируя необъятную доброту там, где на первый взгляд ее совсем нет.


Что говорят о Юре Борисове его коллеги

В интервью Time Out актриса Евгения Дмитриева, у которой Юра учился в Щепкинском училище рассказывала:

«Сразу стало понятно, что он невероятно талантлив, но, как на самом деле сложится актерская судьба, предугадать невозможно. Это ведь к тому же не от одной одаренности зависит. Но Юра, безусловно, один из самых талантливых моих учеников».

Даниил Воробьев, с которым Борисов сыграл в грядущем сериале Okko «Урок» (выйдет в начале 2025 года), в интервью Time Out оценил актерское мастерство коллеги:

«Юра работает интуитивно. Но его интуиция и внутренняя подготовка на уровне “Бог”. Он полностью доверяет своей природе, и это завораживает. Юра появляется на площадке и отпускает себя, так начинается его творчество».

А вот что в своем телеграм-канале рассказал сценарист Роман Кантор, автор «Мастера и Маргариты» и невышедшего сериала «Анна К», созданного специально для Netflix. В обоих проектах Борисов сыграл небольшие, но заметные роли.

«Горжусь им невероятно. Много лет всем говорю, что Юра — национальное достояние, такие рождаются не в каждом поколении. Нам с ним очень повезло. Господи, как же хочется, чтобы вы когда-нибудь посмотрели “Анну К”. То, как Юра играет Левина, надо увидеть в жизни. Это тот самый вечный герой нашего времени. Я вообще не думал, что такое можно сыграть».