Каким мы запомним 2023 год: тренды мирового и российского кинопроката | Кино | Time Out

Каким мы запомним 2023 год: тренды мирового и российского кинопроката

Дмитрий Евстратов   14 декабря 2023
6 мин
Каким мы запомним 2023 год: тренды мирового и российского кинопроката
Фото: архивы пресс-служб
За год в мировом прокате произошли большие изменения — кинокомиксы не достигли ожидаемых результатов, пальму первенства у них отобрал арт-мейнстрим. Вспоминаем, каким получился 2023-й в российском и международном прокате, и выделяем ключевые тренды.

Disney больше не на коне

В год столетия дела у голливудского гиганта идут хуже некуда. Кризис Disney начался еще раньше, но до дна студия добралась именно в этом году. После ухода в отставку Боба Чапека и возвращения на пост генерального директора Боба Айгера в конце 2022-го проблемы посыпались одна за другой. Подавляющее большинство крупных релизов провалилось в прокате, а те, что окупились, заработали не так уж и много: ни один из фильмов студии впервые с 2014 года не собрал 1 млрд долларов. Цена акций упала почти на 20% в сравнении с началом февраля 2023 года. Компания вынужденно сократила более семи тысяч сотрудников, да еще и в мае начались забастовки актеров и сценаристов, из-за которых были отложены амбициозные проекты. 

Фото: «Индиана Джонс и колесо судьбы»

Крупными кассовыми провалами для Disney оказались «Индиана Джонс и колесо судьбы» (383 млн долларов при бюджете в 300 млн*), «Особняк с привидениями» (117 млн при бюджете в 150 млн), «Заветное желание» (110 млн при бюджете в 200 млн) и «Капитан Марвел 2». Сиквел супергеройского фильма о Кэрол Денверс стал настолько неудачным, что студия решила не публиковать данные о сборах: за четыре недели проката лента не заработала и 200 млн долларов при бюджете в 250 млн. 

Окупиться удалось фильму «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и мультфильму Pixar «Элементарно», а получить прибыль — только «Стражам Галактики 3». Несмотря на череду кассовых неудач, Disney все еще удерживает лидирующую позицию по общим сборам всех фильмов, но от тотального господства и след простыл.

*Для того, чтобы окупиться в прокате, фильм должен собрать не менее чем в два раза больше производственного бюджета. 

Фото: «Стражи Галактики 3»

Комиксы уходят в прошлое

Говорит ли это о том, что зритель устал от супергеройского кино? Пока сборы экранизаций комиксов уменьшаются из года в год, студии не торопятся отказываться от новых проектов. Marvel выпустила три фильма: «Человек-муравей и Оса: Квантомания», «Стражи Галактики 3» и «Капитан Марвел 2», а DC — четыре: «Флэш», «Шазам! Ярость богов» и «Синий жук» с треском провалились, а у сиквела «Аквамена», который доберется до экранов в рождественский уикенд, 22 декабря, шансов окупиться будет значительно больше. Впрочем, тренд налицо: супергеройское кино больше не приносит создателям прибыли, а о результатах третьей фазы Marvel и вовсе приходится только мечтать. 

Фото: «Флэш»

Отчасти помогает поиск новых форматов. Показателен успех мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных», сочетающего CGI и классическую технику рисования комиксов. Сиквел пошел дальше оригинала: больше пауков, больше техник рисования, параллельных миров и экспериментов в сравнении с художественно провальными фильмами четвертой фазы Marvel. Это принесло свои плоды: «Паутина вселенных» получила высокие зрительские оценки, почти стопроцентный «рейтинг свежести» на Rotten Tomatoes и заработала около 700 млн долларов в прокате. Да и второй «Оскар» почти в кармане. 

Фото: «Человек-паук: Паутина вселенных»

Сумели окупиться и анимационные «Черепашки-ниндзя». Несмотря на теплый прием прессы и первых зрителей, сарафанное радио забарахлило, и талантливо сделанный мультфильм, вдохновленный комиксами, скетчами и детскими эскизами создателей, с трудом отбил небольшой бюджет (70 млн долларов), заработав 180 млн. На фоне анимационных лидеров 2023-го — «Человека-паука» и «Братьев Супер Марио» — итоги неутешительные, но приемлемые, поэтому студия Paramount решилась создать вселенную, запустив в производство сиквел и анимационный сериал.

Фото: «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов»

Лидеры года — Барбенгеймер, братья Марио и китайские блокбастеры

Главным событием 2023 года стал одновременный релиз «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана. Дату 21 июля, когда оба фильма вышли в прокат, стоит поместить в учебники по сарафанному маркетингу. Удивительная стратегия контрпрограммирования и поднятая в соцсетях волна мемов позволили обоим фильмам охватить нецелевую аудиторию. В итоге к сентябрю «Барби» стала самой кассовой лентой 2023 года, собрав в прокате более 1,4 млрд долларов, а Грета Гервиг — первой постановщицей, чей фильм заработал больше миллиарда. Фильму Кристофера Нолана соседство тоже пошло на пользу: «Оппенгеймер» стал самым кассовым байопиком в истории. 

Фото: «Барби»

Обе ленты находятся в топ-3 списка лидеров проката в 2023 году, но не рядом — между ними поместился мультфильм «Братья Супер Марио в кино», созданный совместными усилиями студий Illumination (той самой, которая «взломала» прокат с «Миньонами» и «Гадким я») и Nintendo. Картина не стала художественным откровением, создатели отказались от экспериментов, выпустив простой и пестрый мультфильм для детей о любимых персонажах видеоигр. Получилось чрезвычайно успешно: более 1,3 млрд долларов сборов при бюджете в 100 млн. 

Фото: «Братья Супер Марио в кино»

В пандемийные 2020 и 2021 год одними из самых кассовых фильмов становились китайские блокбастеры. Тенденция сохранилась: если в 2022-м в десятке лидеров мирового проката была лишь одна китайская лента («Битва при Чосинском водохранилище 2», девятое место), то в 2023-м их уже две — «Полноводная красная река» и «Блуждающая Земля 2». Седьмое и восьмое место, соответственно, и 1,3 млрд долларов в сумме — достойный результат, учитывая, что львиную долю блокбастеры собрали на родине. 

Фото: «Полноводная красная река»

Российское кино зарабатывает не только в новогодние праздники

2023 год стал ренессансом российского массового кино. После ухода с рынка крупных голливудских дистрибьюторов и обвала выручки кинотеатров отрасль стала понемногу восстанавливаться. Совокупный бокс-офис России составил около 40 млрд рублей: это все еще меньше, чем в доковидном 2019-м (55 млрд), но почти вдвое больше, чем в 2022-м (24 млрд). При этом основную часть выручки кинотеатров составили работы российского производства.

Фото: «Чебурашка»

Безусловный лидер — «Чебурашка», занявший первую строчку в списке самых кассовых фильмов российского проката со сборами более 7 млрд рублей: это вдвое больше, чем сборы «Аватара». Успех истории об ушастом зверьке объясним: выход в новогодние праздники, полное отсутствие конкуренции — кинотеатры были вынуждены сдвигать даже серый прокат второго «Аватара» — и запрос общества на доброе семейное кино. 

Поразителен в 2023 году не столько взлет «Чебурашки», сколько сборы фильмов, выходящих не в новогодние каникулы. До начала 2023-го в десятке списка самых кассовых российских лент в истории значились только те проекты, премьеры которых состоялись в конце декабря или начале января. К концу года в топ ворвались сразу два фильма, вышедшие весной и осенью, — драма «Вызов» и сказка «По щучьему велению» заработали более 2 млрд рублей каждая и заняли шестое и седьмое место соответственно. Таким образом, 2023 год подарил сразу три фильма, которые обосновались в десятке самых кассовых в истории российского кино. 

Фото: «По щучьему велению»

Дальше — больше. Новая сказочная волна, о которой мы писали в отдельном материале, принесет кинотеатрам долгожданную с допандемийных времен высокую выручку. Вопрос лишь в том, как быстро отечественный зритель устанет от сказок и найдут ли кинематографисты новые истории, способные привлечь россиян в кинотеатры. Впрочем, рассуждать об этом мы будем позже, а пока за новогоднюю кассу в 2024-м будут бороться «Холоп 2» и «Бременские музыканты», претендующие на успех «Чебурашки».