Каждый пятый геймер из Москвы покупает игры чаще одного раза в месяц
Где играют в России
Согласно результатам исследования, ПК остается любимой платформой среди российских геймеров. В Московской области смартфоны или планшеты предпочитают 13% опрошенных, что на 2% больше, чем в среднем по России. Большинство российских геймеров играют на более чем одной платформе, более половины используют ПК или ноутбук со средними характеристиками, 38% охарактеризовали свой сетап как мощный, 12% — как слабый. И 28% опрошенных не заинтересованы в апгрейде.
ТОП-4 игровых платформ, на которых российские геймеры играют в видеоигры
Платформа | Доля игроков, % |
Средний ПК/ноутбук | 54% |
Мощный ПК/ноутбук | 38% |
Смартфон/планшет | 11% |
Слабый ПК/ноутбук | 12% |
В среднем 9% московских геймеров проводит время в компьютерных клубах (11% по всей стране). В основном игровые клубы посещают, чтобы собраться с друзьями и сменить обстановку.
Российские геймеры не только играют сами, но и следят за стримингом: 61% смотрят стримы как минимум несколько раз в месяц, 12% — каждый день. Примерно четверть зрителей используют стримы, чтобы улучшить свои игровые навыки, следя за опытом других геймеров. Но чаще всего им просто нравится личность стримера — эту причину назвали 38% респондентов.
Как часто российские геймеры смотрят стримы
Частота | Доля игроков, % |
Несколько раз в неделю | 26% |
Несколько раз в месяц | 23% |
Реже 1 раза в месяц | 22% |
Не смотрю | 17% |
Каждый день | 12% |
Сколько тратят
Опрос показал, что российские геймеры готовы вкладываться в свое хобби по мере возможностей. Только 19% играют исключительно во free-to-play игры. Более 60% покупают лицензии, причем каждый седьмой из них делает это чаще раза в месяц. Москвичи отметили, что больше всего ценят в лицензионных играх максимальные возможности: быструю загрузку, обновления, поддержку (44%). Почти треть воспринимает покупку как материальную и моральную поддержку разработчика (31%).
ТОП-3 причины для покупки лицензионных игр среди геймеров из Москвы
Причина | Доля игроков, % |
Лицензия дает много возможностей | 44% |
Материальная и моральная поддержка разработчика | 31% |
Не покупают, потому что играют только во free-to-play игры | 17% |

Большинство опрошенных из Москвы и области— 26% — готовы потратить на покупку лицензионной игры от одной до двух тысяч рублей. Но лимит для всех очень разный: почти каждый четвертый покупатель не хочет тратить больше 500 рублей, а 22% готовы выложить две-четыре тысячи рублей за тайтл. Это примечательно, учитывая то, что в равной степени 19% опрошенных в регионе сказали, что зарабатывают 60-90 тысяч рублей в месяц или 90-150 тысяч рублей в месяц. Причем большинство опрошенных (24%) предпочли оставить сумму заработной платы в тайне.
Сколько игроки из Москвы готовы потратить на лицензионную игру
Сумма | Доля игроков, % |
1000-2000 рублей | 26% |
До 500 рублей | 23% |
2000-4000 рублей | 22% |
500-1000 рублей | 12% |
Другая статья расходов для геймеров — это техника. Что касается платформ, самой желанной будущей покупкой для российских игроков стал мощный ПК или ноутбук (56%). Другие популярные «хотелки» идут с большим отставанием: около 6% купили бы консоль последнего поколения, 7% — VR-шлем. Потратить на новую платформу за раз более 40 тысяч рублей готовы почти половина опрошенных (48%), но 26% не хотели бы выделять на это более одной тысячи.
ТОП-4 игровых платформ, которые российские геймеры хотели бы приобрести
Платформа | Доля игроков, % |
Мощный ПК/ноутбук | 56% |
Устраивает текущая платформа | 28% |
VR-шлем | 7% |
PS5 / Xbox Series X | 6% |
Дополнительные игровые девайсы российские геймеры чаще всего покупают по необходимости — когда ломается старый (67%). Для 27% новые аксессуары или комплектующие становятся возможностью порадовать себя, а вот новинки ради новинок покупает всего 2%. Больше половины (53%) тратят на девайсы за один раз до 10 тысяч рублей, но есть и те, кто отдают более 100 тысяч — таких около 5%.
ТОП-3 причины, почему российские геймеры покупают игровые девайсы
Причина | Доля игроков, % |
Поломка предыдущего девайса | 67% |
Порадовать себя | 27% |
Ради новинок | 2% |
Что ценят в играх

Более 80% российских геймеров используют игры, чтобы расслабиться и снять стресс. При этом многие отмечают, что гейминг приносит им не только развлечение, но и другую пользу: каждый третий узнает из игр что-то новое, каждый четвертый ценит социальный аспект и общение, каждый пятый оттачивает скиллы (например, учит английский язык). Большинство москвичей (39%) чаще всего проводят за игрой 3-4 часа за один сеанс — это немногим меньше, чем в среднем по России (40%). Сессии по 1-2 часа устраивают 32% опрошенных из региона.
Длительность игрового сеанса Московских геймеров
Время | Доля игроков, % |
3-4 часа | 39% |
1-2 часа | 31% |
5-6 часов | 14% |
Более 6 часов | 11% |
Менее 1 часа | 5% |

Для абсолютного большинства опрошенных геймеров из России самым важным аспектом игры стал сам процесс и механики (75%). На втором месте оказались сюжет и персонажи (51%), графика и визуальные эффекты критичны для менее чем половины игроков (46%).
Самые важные аспекты видеоигр для российских геймеров
Аспект | Доля игроков, % |
Игровой процесс и механики | 75% |
Сюжет и персонажи | 51% |
Графика и визуальные эффекты | 46% |
Мультиплеер и социальное взаимодействие | 38% |
Реалистичность и историчность | 23% |
Преодоление трудностей | 22% |
Музыка | 21% |

Только половина опрошенных регулярно следит за новостями отечественной игровой индустрии или играет в популярные российские проекты. При этом 3 из 4 геймеров хотят видеть больше обращения к славянской культуре и истории России в играх (например, как в игре Atomic Heart).
Как играют
Издатель и разработчик также изучил внутриигровое поведение и предпочтения игроков в рамках тактического шутера Warface.Согласно внутриигровой статистике, почти каждый пятый московский игрок (21%) играет в PvE-режим раз в пять матчей. Любимыми PvE-спецоперациями игроков региона стали «Фьорд» (32%), «Гидра» (24%) и «Восход» (24%), причем последняя среди москвичей вошла в Топ-2 по популярности среди всех регионов. В то же время, 21% геймеров предпочитают только PvP-сражения.
ТОП-3 PvE-спецоперации в шутере Warface, которым отдают предпочтения игроки из Москвы
Спецоперация | Доля игроков, % |
Фьорд | 32% |
Гидра | 24% |
Восход | 24% |
Любимый PvP-режим москвичей — «Командный бой», его предпочитает 61% игроков региона. За ним следуют динамичная «Мясорубка» (37,3%) и тактический «Подрыв» (37,1%). Любимыми игровыми картами стали «Африка» (48%), «Ангар» (44%) и «Пригород» (35%).
ТОП-3 PvP-карты в шутере Warface, которым отдают предпочтения игроки из Москвы
Карта | Доля игроков, % |
Африка | 48% |
Ангар | 44% |
Пригород | 35% |
*Методология
Опрос-исследование проводился среди игроков проектов Astrum Entertainment с помощью онлайн-анкет в сентябре 2024 года. В опросе приняли участие 2865 геймеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Челябинской областей. Ядро аудитории составили люди 18-59 лет, которые ежедневно играют в игры Astrum Entertainment.