Киллиан Мерфи против приютов Магдалины: рецензия на фильм «Мелочи жизни» | Кино | Time Out

Киллиан Мерфи против приютов Магдалины: рецензия на фильм «Мелочи жизни»

Дмитрий Евстратов   11 марта 2025
4 мин
Киллиан Мерфи против приютов Магдалины: рецензия на фильм «Мелочи жизни»
Фото: архив пресс-службы
13 марта на российские экраны выходит одна из главных премьер месяца — тихая и интимная драма «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи в главной роли. Картина открывала Берлинский кинофестиваль год назад, входила в основной конкурс и получила приз за лучшую роль второго плана. Редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов рассказывает, какой получилась маленькая экранизация большого бестселлера Клэр Киган.

1985 год, Ирландия. Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи) вместе с семьей живет в провинциальном городке и управляет компанией по доставке угля, не гнушаясь при этом и грязной работы: он сам упаковывает товар, отвозит и отгружает его, а секретарем в фирме служит старшая дочь. Всего у него пять девочек, три из которых ходят в хор при католическом монастыре. Там-то и разворачиваются страшные события. Однажды Билл, доставляя очередной заказ, замечает, как девушку насильно тащат в храм. Оказывается, при монастыре работает организация по «перевоспитанию падших женщин». Это не дает покоя герою: пока все вокруг просят его помолчать, забитый и, как называет его жена, мягкотелый Билл возвращается мыслями в детство, чтобы постепенно найти в себе силы противостоять обществу. 

Работа над «Мелочами жизни» началась вскоре после того, как Киллиан Мерфи прочитал одноименный роман Клэр Киган. По признанию актера, он ревел, когда закончил читать книгу, и загорелся желанием снять по ней кино. Для этого он даже основал собственную продюсерскую компанию Big Things films по аналогии с оригинальным названием романа и фильма — Small Things Like These. 

Взглянуть на одну из самых страшных страниц в истории Ирландии — распространившиеся по стране, как грибы после дождя, католические исправительные приюты для женщин — Мерфи решил глазами человека извне. А поставил «Мелочи жизни» бельгийский режиссер Тим Милантс. С ним актер работал над несколькими эпизодами «Острых козырьков». 

История приютов Магдалины, где в рабских условиях содержались девушки,  длилась несколько веков и завершилась лишь в 1996 году. События «Мелочей жизни» разворачиваются за десять лет до этого, когда общество маленькими шагами двигалось к осознанию катастрофической ошибки. Именно такой маленький шаг для ирландского общества, но большой для себя делает герой Киллиана Мерфи. Милантс расставляет акценты таким образом, что на первый план выходит внутренняя борьба человека, верующего христианина, осознающего, что у него под носом творятся страшные вещи. 

Ребенком Билл мог бы быть дитем такого приюта, но его мать, к счастью, попала к зажиточной миссис Уилсон, подарившей им крышу над головой и еду. Впрочем, несмотря на жизнь в поместье, разницу в социальных статусах Билл ощущал на себе — из подарков ему доставалась только грелка, а желанный пазл так и оставался за стеклом на витрине магазина. Почти ничего не изменилось и спустя много лет: повзрослевший Билл, хоть владеет собственной фирмой и может прокормить своих дочерей, все равно оказывается словно забитым жизнью, безальтернативно принимающим любые страдания как должное. В этом смысле лента частично отсылает к реализму кухонной раковины — британскому кино, отображающему непростую жизнь рабочего класса и резко контрастирующему с фильмами о бегстве от реальности. 

Кстати, от нее-то Билл совсем не бежит, хотя близкие всякий раз предлагают ему это сделать. Напротив, он принимает боль — тяжело прорабатывает ее внутри, до крови стирая руки деревянной щеткой. Психологическая трансформация героя, по обыкновению блестяще сыгранного Киллианом Мерфи, и его борьба за правду с самим собой — пожалуй, лучшая часть «Мелочей жизни». Наверное, поэтому картина и ощущается на редкость интимным высказыванием. Зло в ней остается за едва приоткрытыми дверями и почти не проступает наружу — это и объясняет долголетие приютов Магдалины. В фильме оно фактически представлено лишь одним лицом, матушкой Мэри, с демоническим спокойствием подавляющей любую опасность для будущего католического учреждения. За эту роль Эмили Уотсон получила приз Берлинского кинофестиваля.

Но даже самое страшное зло в итоге проигрывает — это аксиома. Любые изменения начинаются внутри: природа и климат в обществе меняются вместе с трансформацией каждого отдельного его представителя. В бездонном взгляде героя Киллиана Мерфи, который первым решается на этот шаг, можно найти нестерпимую боль, непонимание и страх перед самим собой, но точно не перед окружающими — оттого и финала сильнее, чем тот, что есть у ленты, придумать сложно.

Оценка Time Out: 7 из 10