Классика в авангарде: Красноярский ТЮЗ показал в Москве спектакли-лауреаты «Золотой маски» и «Арлекина»
На исторической и новой сценах Вахтанговского театра показали спектакли по классическим произведениям русской и английской литературы: психологический балет «Анна Каренина», пьесу по произведениям Льюиса Кэрролла «Алиsа» и новую версию «Евгения Онегина». Каждая постановка обладает уникальным авторским взглядом и в современном и оригинальном ключе осмысливает классические тексты. Критик Юлия Шампорова рассказывает об авангардной интерпретации русской классики.
«Евгений Онегин», режиссер Мурат Абулкатинов
Спектакль в постановке главного режиссера театра хотя и появился в прошлом году, но уже стал обладателем национальной премии «Арлекин» в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа хореографа» (Никита Беляков). По всей видимости, слава об «Онегине» идет быстрее его самого, поскольку в Театре им. Е. Вахтангова собрались не только именитые актеры и режиссеры-вахтанговцы, но и руководители других театров. Среди зрителей присутствовал художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Миронов и директор Театра на Таганке и театра «Содружество актеров Таганки» Ирина Апексимова.
В этой постановке режиссер Мурат Абулкатинов намеренно сочетает эксцентричные приемы, в которых крик души — не метафора, а форма подачи материала и филигранные по своей красоте и тонкости мизансценические решения. Например, выстрел, убивающий Ленского, решенный как череда чокающихся бокалов с красным вином, где в финале герой проливает вино себе на грудь. Абулкантинов не боится быть обвиненным в слишком эмоциональном стиле подачи материала, ведь чувства героев, так и не сумевших соединиться друг с другом, — это чувства очень молодых людей, в которых эмоции и порывы накалены до предела.
На первый взгляд, сценография спектакля лаконична: на протяжении всего действия актеры играют на фоне серой стены дома с окнами наверху — без сомнения оммаж стене, на фоне которой разворачивается действие спектакля «Война и мир» Римаса Туминаса. Справа в углублении на сцене расположена большая дворцовая люстра, стоя под которой актеры произносят самые важные монологи. При этом, она самостоятельный персонаж спектакля, визуально передающий настроение и атмосферу сцены. Например, когда Татьяна впервые видит Онегина, люстра внезапно начинает светить другим светом и становится критически яркой, смазывая до этого чинный и благородный мир семейного уклада Лариных, а в сценах, связанных с гаданиями, она переходит на прерывающийся источник света, как это свойственно фильмам ужасов. Из этой же точки снимается и видеопроекция героев в минуты особого сценического напряжения.
Немало мизансцен спектакля происходит за столом, где в разное время располагаются от 12 до 14 человек, пластически напоминая знаменитую роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Именно здесь Владимир Ленский погибает, пав жертвой общественного мнения и досужих слухов. Герои, захлестываемые эмоциями, то пропевают свой текст, то выкрикивают, часто, как в античном театре за них это делает хор, состоящий из мужчин или женщин.
В спектакле народные песни соседствуют с жесткими современными синтетическими битами, которые, превращаясь в фоновый шум, заглушают все вокруг, передавая внутреннее состояние героев. Так, мы не слышим слова Онегина, сказанные Татьяне, после получения письма. Вместо этого — лишь белый шум, передающий внутреннее смятение героини, которая пытается уничтожить уже прочитанное письмо.
А Москва в спектакле иронично представлена как огромная клубная вечеринка не совсем адекватных людей (и не поспоришь!). Эклектичность звукового решения и мелодики спектакля заслуживают отдельного упоминания.
Начиная со сцены гадания, спектакль становится все более и более мистическим, в финале завершаясь не только и не столько отповедью Татьяны, сколько размышлением о том, как Александр Сергеевич образно предсказал свою кончину.
«Алиsа», художник-режиссер Даниил Ахмедов
Для главного художника красноярского ТЮЗа Даниила Ахмедова спектакль «Алиsа» стал первым опытом в качестве режиссера-постановщика. И опыт этот оказался крайне удачным: спектакль идет более десяти лет и до сих пор кажется современным, стилистически и визуально.
Постановка удостоилась специального приза национальной театральной премии «Золотая Маска» «За яркий образец спектакля-феерии», а также двух наград премии «Арлекин» в номинации «Лучшее художественное оформление спектакля. Работа художника-постановщика» (Даниил Ахмедов) и «Лучшая работа композитора» (Евгения Терехина).
Спектакль красноярского ТЮЗа может быть интересен не только детям, но и их родителям. Если юный зритель увидит в «Алиsе» увлекательную сказку о путешествии девочки в волшебную страну, взрослый обнаружит сложное, подчас болезненное психологическое путешествие, целью которого станет принятие своего внутреннего ребенка и уважительное отношение к собственному «я».
Постановка ТЮЗа по Льюису Кэрроллу — пластический спектакль без слов, объединяющий лирическое драматургическое повествование и клоунаду, фарс и выступление мимов, с экспрессивной видео-проекцией и впечатляющими полетами актеров на сцене. И то, что «Алиsа» поставлена тонко чувствующим художником становится понятно с первых минут повествования.
«Анна Каренина», режиссер Александр Плотников
Камерный спектакль «Анна Каренина», место действия которого происходит в небольшом зеркальном боксе, где умещаются всего 30 зрителей, поставил молодой режиссер, ученик Камы Гинкаса, Александр Плотников. Постановка, которую сами создатели в начале называют психологическим балетом, получила премию «Золотая маска» за женскую роль второго плана.
«Анна Каренина» — спектакль чувственный, как и полагается постановке по роману Льва Толстого. В небольшой комнате при минимуме декораций разыгрывается трагическая судьба влюбленной женщины. Однако пространство спектакля комнатой не ограничивается: на полу сцены, как в некоем метафизическом окне, появляются виды то Санкт-Петербурга, то Венеции в зависимости от передвижения героев.
«Анну Каренину» Толстой писал в качестве нравоучительного произведения, призванного показать, как страсти отравляют жизнь человека. Но сегодня история Анны смотрится чудовищно несправедливой с точки зрения отношения общества к женщине.
У Карениной нет возможности развестись, нет права воспитывать ребенка от первого брака, нет права даже дать фамилию отца второму — она изгнана из общества. При этом Вронский, состоящий с ней в отношениях, продолжает вести светский образ жизни. Не удивительно, что психическое состояние женщины со временем становится все хуже и хуже. По сути, она вынуждена жить внутренними переживаниями и самоуничижительными мыслями, которые в финале приводят ее к самоубийству.