Книжная полка: милитаристская антиутопия и смерть за идею
Костика Брадатан «Умирая за идеи. Об опасной жизни философов»
Жизнь философа может учить и наставлять не меньше, чем его труды. А порой глубокое влияние на общество оказывает и сама смерть мыслителя. Американский философ, профессор Колледжа Онорс Костика Брадатан собрал примеры личного мужества и стойкости знаменитых представителей своей профессии. Автора занимает вопрос, как смерть мыслителя становится его последним решительным аргументом и меняет сознание общества.
Его герои не были безвольными жертвами, хотя так могло казаться их недоброжелателям. Но чтобы жертва ферзя не оказалась напрасным и бессмысленным актом, ей должны сопутствовать необходимые исторические, социальные и политические условия, которые исследует в своей книге Брадатан. На первый взгляд тема может показаться несколько мрачной, но на самом деле это издание — вдохновляющее свидетельство мощи человеческого духа.
Мэтью Энгельке «Думай как антрополог»
Антропология важна не только для профессионального сообщества, но и для любого человека, который хочет разобраться в процессах, определяющих картину мира, причем как отдельно взятого индивида, так и целых государств. Образ «другого» часто служит для нас зеркалом, глядя в которое можно лучше понять самое себя. Результаты антропологических исследований — будь то в провинции Китая или в самом центре Англии — не только удовлетворяют наш интерес к новому и необычному, но и углубляют рефлексию на тему общества, частью которого мы являемся.
Профессор факультета религиоведения Колумбийского университета Мэтью Энгельке живым языком и в доступной форме написал емкое и живое введение в науку о человеке и культуре. В одном издании автор объединил классические и новаторские подходы, собрал наиболее яркие примеры и важные антропологические концепции.
Стефани Шапталь «Исао Такахата: отец легендарной студии Ghibli»
Хаяо Миядзаки — самый знаменитый режиссер японской мультипликации для широкой аудитории. На днях он получил «Оскар» за свой последний мультфильм «Мальчик и птица». Однако рядом с Миядзаки долгие годы тесно работал другой выдающийся аниматор — Исао Такахата, его друг, с которым они вместе основали легендарную студию Ghibli. В сотрудничестве партнеры выпустили несколько знаменитых картин: «Навсикая из Долины ветров», «Небесный замок Лапута» и другие.
При этом Исао Такахата снимал самостоятельные оригинальные картины и оказал серьезное влияние на японское и мировое анимационное искусство. Исследование французской журналистки Стефани Шапталь затрагивает творческий и жизненный путь мастера, методы его работы, раскрывает значение его личности для следующих поколений мультипликаторов. Издание дополняют редкие документальные кадры, а также интервью с людьми, лично знавшими Такахату.
В ряду сильных политических антиутопий прибавление. Книга Пола Линча — лауреат Букеровской премии 2023 года. Действие происходит в альтернативной Ирландии, где в один нечудесный момент демократическая власть быстро теряет свои позиции. Свободы и гуманистические ценности общества внезапно оказываются предельно хрупкими. На смену казавшемуся незыблемым правопорядку приходит чудовищная тирания, а вместе с ней — насилие, преследования и распад социума.
В такой обстановке главная героиня, микробиолог Айлиш Стэк, пытается выжить, спасти своих четверых детей и вызволить мужа из лап Государственной службы национальной безопасности. История борьбы личности против системы ради сохранения семьи была высоко оценена критиками не только за актуальный сюжет, но и за яркий, эмоциональный язык.
Лилия Шитенбург «Алан Рикман. Творческая биография»
Образ Алана Рикмана в коллективном сознании прежде всего связан с ролью профессора Северуса Снейпа в серии фильмов о Гарри Поттере, хотя он блестяще сыграл и в ряде других картин. Его путь к славе не был быстрым: Рикман строил карьеру дизайнера и обладал собственной студией, когда внезапно решил рискнуть и кардинально изменить свою жизнь, начав путь актера. На большой сцене театра он дебютировал, когда ему исполнилось 30 с небольшим, а всемирного признания добился только десятилетие спустя.
Театровед и кинокритик Лилия Шитенбург рассказывает о карьерном пути Рикмана, анализируя его творческий метод. Важная часть повествования посвящена также театральным ролям мастера. Шитенбург старается дать полноценное представление о Рикмане как о человеке со своими сильными сторонами, достоинствами и слабостями.