«Когда мне надо писать сценарий, я еду в Абхазию»: интервью с победителем фестиваля «Дух огня» Науром Гармелией
Наур, как родился этот сценарий?
Я написал его буквально за месяц еще в 2017 году, будучи в Абхазии. Мне захотелось рассказать историю о семье, которая живет в большом пятиэтажном доме. Я искал объекты для своего дипломного фильма и случайно нашел в горах огромный дом, в котором жила одна женщина. Я подумал, что было бы интересно рассказать об этом.
В конце концов мы подали сценарий от студии «Ленфильм» и получили финансирование от министерства культуры. Некоторые ресурсы я предоставил сам: например, часть реквизита из села, в котором живут мои родители.
Как возникла история об орехах? Где вы нашли столько фундука?
На самом деле сюжет близок к реальности: я собирал его из рассказов и из того, что видел сам. Орехи в Абхазии были важной частью сельского хозяйства, страна буквально жила за их счет, они были как доллар на бирже. Ореховые плантации раньше были у всех, но сейчас это уже не так актуально.
Фундука в Абхазии полно, так что проблем не было. Кстати, я с детства не очень люблю орехи (заработал на них язву желудка) — их ела съемочная группа.
Что оказалось самым сложным в процессе съемок?
У нас было ограниченное количество смен, поэтому уложиться в съемочный период оказалось сложно. В результате мы отсняли все за 22 дня и ни на долю не отошли от плана. Мы понимали, что времени на какие-то крайне необычные кадры у нас просто не будет, поэтому максимально подготовились в период препродакшена. Я изначально искал группу, которая будет очень заряжена, и не прогадал с выбором.
Все артисты, которые заняты в картине, — профессиональные актеры?
Василий Щипицын, Юлия Шубарева и ребята-подростки — петербургские актеры. Абхазских артистов мы пригласили из местных театров. Исключением стали эпизодические роли — их сыграли обычные люди.
Сложно ли было работать с детьми?
Работать с детьми мне проще, чем со взрослыми: я быстро нахожу с ними общий язык. К тому же они более гибкие, чем артисты, которые играют в театре и привыкли делать одно и то же изо дня в день.
Чем вы вдохновлялись, снимая свою картину? К какому жанру вы ее относите?
Это драма, перетекающая в современный истерн, которого, возможно, в России сейчас не существует. Конкретных референсов у меня не было. Возможно, в визуальной части есть нечто схожее с фильмом «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.
Вы предполагали, что ваша картина возьмет столько призов?
Думал, что мы точно что-нибудь получим. Я всегда уверен в себе.
Вы планируете снимать кино в Абхазии? Где вы сейчас живете и работаете?
Конкретной задачи нет, но к абхазской теме буду периодически возвращаться: я родился там, но я российский режиссер. Планы уже есть, но говорить о них пока не могу.
Живу я в Санкт-Петербурге, но, когда надо писать сценарий, я отправляюсь в Абхазию. Да и вообще, вместо того, чтобы поехать отдыхать, например, на Мальдивы, я всегда еду к родителям.