«Царская невеста» Светланы Тегин: как создавались костюмы для оперы
Это не первый ваш подобный опыт. Вы уже были художником по костюмам спектакля «Дуо» — танцевального дуэта Дианы Вишневой и Дарьи Павленко. Расскажите, пожалуйста, что общего в создании обычной коллекции одежды и костюмов для постановки, и есть ли разница?
Сезонная коллекция — это всегда высказывание. Обязательно есть концепция, и с помощью вещей рассказывается история. До того, как одежда разлетится по магазинам и осядет в гардеробах наших клиентов, она — часть единого целого. На презентации, которую в последние годы мы устраиваем в жанре перформанса, впечатления от коллекции формируются с помощью звука, света и театрализованной постановки. В этом есть схожесть с работой над созданием костюмов для спектаклей. Возможно, поэтому мне так интересно это новое направление моей деятельности.
В театре тоже рассказывается история с помощью костюма, сценографии и света. Только за это отвечает режиссер. Художник-постановщик, художник по костюмам, хореограф, художник по свету и актеры становятся частью одной большой команды и вместе создают произведение. Костюмы — неотъемлемая часть спектакля, и при этом они служат долгие годы. Этот фактор тоже нужно учитывать.
Я прочитала, что в спектакле 340 костюмов. Для их изготовления использовано больше 4 000 метров ткани, 200 мотков ниток, 5 000 бусин и 10 000 страз. Сколько времени ушло на костюмы? Где вы искали референсы и на что ориентировались?
Мы проделали колоссальную работу. Костюмы начали отшивать в мае, а закончили буквально в день премьеры 20 сентября. Я была поражена оперативностью работы театральных мастерских.
Мне хотелось в костюмах оперы избежать двух вещей: иронии и орнаментальной узнаваемости. Никаких ушанок, телогреек и балалаек.
У меня возникла идея стилистической отсылки костюмов «Царской невесты» к Византии. Недавно я прочла книгу искусствоведа Аркадия Ипполитова «Москва — третий Рим», где автор рассуждает о том, что в связи с захватом турками Константинополя именно Россия стала духовной наследницей Византийской империи, православного христианского мира.
Русский князь Иван Васильевич женился на наследнице Византийского трона Софье Палеолог. В «Царской невесте» описана история третьей женитьбы его внука — Ивана Грозного. В опере рассказывается и о смотре невест, который в нашу страну пришел тоже из Византии. Более 2 000 девушек свозили со всей России и выбирали лучшую — ту, которой суждено стать царицей.
По задумке режиссера действие оперы переносит нас в условное будущее. Я решила, что в этом придуманном мире герои увлечены модой средневековой Византии. Струящиеся силуэты, шлейфы, покрытые головы и многослойность отсылают к иконописи, декор — к византийской роскоши.
Все костюмы оперы многослойные. В одном наряде я решила задействовать не менее трех разных по плотности тканей: бархат, органзу и хлопок или вискозу, шифон и вуалевую сетку.
Мне понравился головной убор с посмертного слепка головы Марфы Собакиной, жены Ивана Грозного, героини, судьба которой легла в основу истории нашего спектакля.
Так, у всех наших героинь появились балаклавы из кружева или сетки, плотно облегающие голову и шею, скрывающие волосы. Художники по головным уборам театра подгоняли головные уборы под лицо каждой хористки. Поверх балаклав надеваются невысокие кокошники из натуральной задрапированной кожи. Кстати, цвет балаклав и кокошников разный у каждого сословия в спектакле.
На фоне покрытых голов хора выделяются только главные героини оперы. Их головы я украсила длинными косами и небольшими бархатными кокошниками.
Костюм каждого героя, как искусный макияж, помогает раскрыть его характер. Можете рассказать подробнее о нарядах главных персонажей: Марфы Собакиной, Григория Грязного, Ивана Лыкова, Любаши и Дуняши? Какой костюм ваш любимый? Если, конечно, можно выбрать любимого «ребенка».
Костюм Марфы Собакиной, главной героини, я сделала очень лаконичным по силуэту и цвету. Одела ее в креповый тяжелый шелк сложного голубого цвета. Этого оттенка голубого мы долго добивались по выкраскам. Цвет передает мои впечатления о юности, невинной свежести и чистоте. Платье струящегося силуэта в пол с длинными рукавами, которые могут служить платком и покрывать голову в церкви. Этот элемент делает образ Марфы беззащитным и неприспособленным к реальной жизни, она идеальная жертва.
Свадебный наряд Марфы Собакиной по цвету повторяет рубаху ее жениха. Этому союзу в опере и в реальности не суждено было состояться. Свадебная рубаха Лыкова сделана из толстого шелка цвета слоновой кости с росписью — имитацией вышивки серебряной нитью. В течение всей оперы мы видим Марфу, вышивающую рубаху. Подобную вещь я увидела на выставке одежды Петра I в Эрмитаже. Подумала, что наша героиня тоже могла вдохновиться этим царским гардеробом. Конечно, я изменила цвета, объединив их со свадебными образом Марфы.
У невесты поверх платья из шелковой чесучи надето еще платье из вуалевой сетки и кейп из жаккардового переплетения серебряных нитей. Голову венчает роскошный кокошник, расшитый жемчугом и бисером с фатой из шелка ручной работы.
Костюм Лыкова по цветам созвучен наряду Марфы. У него шоколадного оттенка пальто с мехом шиншиллового кролика, коричневые брюки и в тон им бархатный жилет. Все ткани мягкие, гармонично-спокойные в своем сочетании. Никакой агрессии и сопротивления. Они — два агнца.
Одна из главных героинь оперы — Любаша. Драма должна была сразу читаться в ее костюме. И я решила передать это цветом. В костюме сталкиваются глубокие и насыщенные оттенки фиолетового и изумрудно-зеленого. Драпировка платья отсылает к античным складкам Фортуны, а халат из тяжелого шелкового бархата — к боярским кафтанам и восточной роскоши. Жемчужное ожерелье — как символ слез. Платок, обрамленный длинным ворсом яка, указывает на принадлежность героини к миру опричников. При всей драматичности образа эта героиня яркая, желанная и притягательная.
Еще одна главная героиня — Дуняша, подруга Марфы. Вот кто действительно хотел стать царской невестой! В ее костюме должно было читаться это намерение. Нежный персиковый цвет платья на корсете, переливающийся светлыми оттенками розового и золотой нитью кафтан, перья, бархатный кокошник, украшенный камнями, глубокое декольте, яркая помада, длинная коса — все в образе манит. В ней нет драмы, есть только сладкий персиковый нектар. Как говорят про таких нарядных во всех отношениях девушек, коммерческий вариант. Кстати, в реальности после смерти Марфы Собакиной Иван Грозный женился именно на этой претендентке.
Бомелий — еще один драматический герой. Он иностранец, который работает на царя. Готовит все: от любовных зелий до ядов. Безответно влюблен в Любашу. Его костюм должен был отличаться «заморским» флером. Для его образа я придумала использовать вещи стилистически чуть более вычурные, чем у остальных героев. Брюки в полоску, лаковые туфли с перфорацией, белый обтягивающий гольф, очки, ярко-синее пальто, бордовый жилет и букашка с галстуком, украшенным знаком тайного общества.
Сложно выделить какой-то один костюм. Каждый становится любимым в процессе создания, пока рождается. Сейчас все они начинают свою самостоятельную жизнь. Я отпускаю их и приступаю к костюмам для нового спектакля, взращиваю в себе новую любовь.
Следующая постановка — «Свадебка» Игоря Стравинского, премьера которой состоится летом в Новой опере. Но в этом году будут еще несколько ярких проектов с Дианой Вишневой и Анной Меликян, Пашей Глуховым и Дарьей Павленко.
Фото: архивы пресс-служб.