Красота в каждом кадре, смысл в каждом звуке
Триумф классики в космосе
«2001 год: Космическая одиссея» (реж. Стэнли Кубрик),1968
Стэнли Кубрик, снимая легендарную космическую эпопею, подошел новаторски не только к киноязыку и трактовке сюжета, но и к музыкальному оформлению. Режиссер преодолевает законы жанра научной фантастики — насыщенный экшен и плотное повествование, сделав ставку на атмосферу: в фильме много неспешных сцен, в которых отсутствуют диалоги или действие как таковое. В это время зрители медитативно наблюдают за роскошными космическими пейзажами. Кубрик применил для своего времени прорывные спецэффекты и показал красоту неизведанных глубин космоса так, как это еще никому не удавалось. При этом в картине особенно важна музыка — она помогает получить тот самый невербальный опыт, которого добивался постановщик.
Подход Кубрика необычен и в решении использовать в основном классическую музыку. Как правило, саундтреки писали — да и сейчас пишут — специально к фильму. Изначально режиссер не думал нарушать эту традицию — и обратился к композитору Алексу Нортону, с которым уже сотрудничал («Спартак», «Доктор Стрейнджлав»), но уже на финальной стадии Кубрик решил заменить всю написанную музыку классикой. Так, в ленте звучат композиции Иоганна Штрауса-младшего, Арама Хачатуряна и Рихарда Штрауса — симфоническая поэма последнего «Так говорил Заратустра» даже стала ключом к философскому прочтению кино. В основе этого произведения — сочинение Ницше о сверхчеловеке, а в фильме отрывки из симфонии звучат в самом начале и в конце, подчеркивая путь эволюции человечества от неразумной обезьяны к «Звездному дитя».
Фантастическая музыка для фантастического фильма
«Солярис» (реж. Андрей Тарковский), 1972
Тарковский особенно любил Баха: его фа-минорную хоральную прелюдию он включил в свой научно-фантастический фильм «Солярис». Типично тарковские долгие, безупречно выстроенные планы приковывают взгляд зрителя к экрану, а музыка только усиливает эту магию. При этом, в отличие от Кубрика, советский режиссер наполняет свой космос и футуристическим звучанием электронной музыки, которую специально написал Эдуард Артемьев. Более того, в «Солярисе» можно услышать совершенно необычный инструмент — многоголосый синтезатор «АНС», один из первых в своем роде. Устройство изобрел советский инженер Евгений Мурзин в конце 1950-х. Синтезатор позволял одновременно создавать, исполнять и записывать композицию. У машины не было ни клавиш, ни прямого соотношения с нотной партитурой — для генерации и фиксации звука использовался оптический метод: через аппарат пропускалась пленка с просветами, которые перекодировались в звук.
Это устройство благодаря своим уникальным тембральным возможностям позволяло создавать экспериментальное, ни с чем не сравнимое звучание. Музыка идеально подходила для передачи неземной атмосферы фильма и загадочного образа разумного океана Солярис. Синтезатор не получил широкого распространения из-за сложного производства и громоздкости, хотя отдельные энтузиасты до сих пор записывают на нем свои композиции.
История музыкальной комедии и праздник джаза
«Ла-Ла Ленд» (реж. Дэмьен Шазелл), 2017
В мюзиклах композиции играют первостепенную роль. Так, «Ла-Ла Ленд» Шазелла взял множество наград, в числе которых «Оскар» сразу и за лучшую музыку, и за лучшую песню. Создатели картины сделали несколько музыкальных, сюжетных и визуальных отсылок к легендарным музыкальным комедиям: «Люби меня сегодня» (1932), «Поющие под дождем» (1952), «Шербурские зонтики» (1964) и другим. Лента, по сути, кратко вбирает в себя главные вехи истории американского мюзикла на большом экране. К тому же, как и классические образцы жанра, «Ла-Ла Ленд» может похвастаться безупречной визуальной эстетикой. Фильм отличает невероятная сочность цветов при идеально сбалансированном общем колорите. Характерно, что «Оскары» фильму достались также за операторскую работу и решения художника-постановщика.
«Ла-Ла Ленд» — это еще и признание Дэмьена Шазелла в любви к джазу. Режиссер в юности даже делал попытки стать джазовым барабанщиком. Одна из коллизий фильма строится на выборе героя-пианиста между пуризмом классической традиции и модернизацией джазового звучания. Кстати, о героях: в картине можно услышать, как поют Райан Гослинг и Эмма Стоун. Актриса исполнила полюбившуюся всем композицию Audition вживую прямо на съемочной площадке! Конечно, чтобы оценить все нюансы, нужна великолепная звуковая система.
Мультикультурное путешествие и мемы
«Дюна» (Дени Вильнев), 2021
Ханс Циммер — большой поклонник мира Дюны. Когда работа над первой частью киноэпопеи Вильнева закончилась, композитор сразу начал писать музыку ко второму фильму, даже не дожидаясь начала съемок. Чтобы передать фантастическую атмосферу вселенной, он использовал совершенно неожиданные сочетания звуков, никак не соотносящихся с традициями неоклассической западной музыки. В богатую и сложную ткань саундтреков вплетаются мелодии бамбуковых индийских национальных инструментов, ирландских флейт, волынки, дудука и даже обработанный скрежет металла.
Вокал на придуманном языке, создающий колорит Арракиса, тоже представляет собой причудливую амальгаму из традиций: можно услышать отсылки к нигуну (еврейской религиозной песне без слов), кельтской ритуальной музыке, тувинскому пению и южноиндийской вокальной традиции. Каждый саундтрек первой и второй «Дюны» — это многоуровневое музыкальное высказывание. Невероятные по красоте ландшафты суровой планеты благодаря композициям Циммера приобретают дополнительное измерение. Кстати, работая над первой частью, он отправился в пустыню Юты, чтобы услышать, как шумит ветер и звучит сыплющийся песок. Впечатления от поездки, очевидно, слышны и во второй части эпопеи. Этнические мотивы и интерпретация завывания ветра понравились пользователям соцсетей: большинство мемов на тему Дюны снимается под ее самый известный саундтрек.
Эти и подобные им фильмы здорово смотреть на большом экране. Но удовольствие от концептуальной музыки легко портит сосед, хрустящий попкорном целый сеанс. К тому же такие ленты не всегда доступны в кинотеатре с хорошей саунд-системой. Идеальное решение — умные телевизоры линейки Sber Line S.
Усовершенствованная звуковая система позволяет услышать все богатство оттенков звучания. Оценить по достоинству операторскую работу, пережив закаты Арракиса и ночные огни Лос-Анджелеса как реальный опыт, поможет QLED-матрица. А флагманская модель, обладающая miniLED-дисплеем, сделает эти ощущения еще более впечатляющими. Линейка Sber Line S в очередной раз доказывает, что будущее уже наступило. Помимо увеличившейся оперативной памяти, обеспечивающей феноменально быстрый отклик устройств, телевизоры Sber Line S оснащены операционной системой «Салют ТВ». Она включает голосовое управление, доступ к популярным видеосервисам и онлайн-кинотеатрам. А нейросеть GigaChat поможет сгенерировать описания к фильмам и сериалам, узнать всю информацию о режиссере, актерском составе и другие подробности, чтобы вы выбрали для себя самый подходящий контент.
Erid: F7NfYUJCUneLr2UpL5vX
Реклама 6+. ООО «САЛЮТДЕВАЙСЫ». ИНН: 7730253720. ОГРН: 1197746592394. Юр. адрес: 119530, Москва, Очаковское шоссе, д. 28, стр. 2, помещение 8Н/3.