Кристофер Нолан: фильмография легенды. Все картины режиссера от худшей к лучшей
30 июля день рождения отмечает режиссер Кристофер Нолан, чьи работы каждый раз требуют от зрителя серьезного интеллектуального усилия. Time Out решил расположить его картины в порядке убывания — от худшего фильма к лучшему.
11. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
Третья часть самого коммерческого проекта Нолана, в которой Бэтмен снова «окомиксел», но неудачно.
Изложение сюжета: линейное
Неожиданных поворотов в конце: два
Успех «Темного рыцаря» (второй части трилогии про Бэтмена, снятой Ноланом) был неприличен: шутка ли, целый миллиард собрать. В продолжении режиссер, явно подустав от готэмских ограничений, решил взять и просто повторить ту же схему, разбавив фильм новыми прикладными спецэффектами (сразу отметим, что сборы третьей части были больше второй, но толку-то). В итоге Бэтмен, как и его окружение, потеряли драматический лоск и вернулись из псевдореалистичного мира, который был в первых двух частях, обратно в кинокомикс. Из библиотеки персонажей DC извлекли вызывающе-сексуальную Женщину-Кошку (Энн Хэтэуэй), соорудили детей злодеев из прошлых «Бэтменов», которые, понятно, хотят отомстить. В общем, Нолан вернул в свое кино будто бы вытравленную до этого детскость.
При этом секретом успеха предудущего «Темного рыцаря» была вовсе не стилизация Бэтмена под неонуар. Дело было в роли молодого актера Хита Леджера, конгениальной фильму. Без него же франшиза в момент сдулась, и хорошо, что в этот болезненный момент сценарист Гойер пришел к Нолану со сценарием «Человека из стали», благодаря которому режиссера и оттеснили от брюсуэйновского тела.
10. «Бессонница» (2002)
Посеревший при ремейкировании норвежский детективный триллер без расследования и загадки.
Изложение сюжета: линейное
Неожиданных поворотов в конце: ноль
Завязка «Бессонницы» по меркам Нолана удивительно прямолинейна: в северный городок (в данном случае — аляскинский) после убийства местной Лоры Палмер приезжают два детектива, звезда сыска Дормер и его напарник Экхарт (Аль Пачино и Мартин Донован). Позже, когда преступник вроде бы обнаруживается на месте преступления, Дормер стреляет в туман, а случайно попадает в Экхарта. По ходу расследования инцидента выясняется, что попал он в Экхарта не совсем случайно.
Если для Америки такая завязка может считаться консервативной, то для Норвегии, где за четыре года до Нолана сняли оригинальный фильм, это был едва ли не адреналиновый экшен. Там актер Стеллан Скарсгард (кстати, фотографически похожий на Кристофера Нолана) в рамках следственного мероприятия совал руку несовершеннолетней свидетельнице под юбку, с энтузиазмом живодера стрелял в живую собаку и в целом вел себя не в пример развязней старенького Пачино. Нолан же на первом своем более-менее коммерческом фильме, голливудском ремейке чужой картины, заморачиваться не стал: все просто стало длиннее и скучнее, что для антидетектива с простеньким сюжетом оказалось фатальным.
9. «Престиж» (2007)
Триллер о магах, перекрученный, как фокус, который идет два часа.
Изложение сюжета: нелинейное, через три сюжетные линии, состоящие из флешбеков (проще посмотреть, чем пытаться понять из описания)
Неожиданных поворотов в конце: кажется, минимум пять
1890-е. Двое магов соревнуются, у кого лучше будет коронный трюк. Один из них, более успешный, с солидным прозвищем Профессор (Кристиан Бэйл), проворачивает такой номер: кидает мячик, входит в дверь с одной стороны сцены, якобы телепортируется и ловит мячик с другой. Второй, Великий Дантон (Хью Джекман), пытается этот трюк украсть. Для этого он идет к ученому Николе Тесле (Дэвид Боуи), который по его заказу строит машину для копирования объектов, в том числе людей.
Чисто технически из сюжета о двух фокусниках-конкурентах можно было бы вынуть историю о доппельгангерах, о двойничестве, об иллюзорности мира и о чем угодно еще. Но в результате Нолан ловким движением руки превратил красивое кино в сценарный аттракцион, маскируя тем самым отсутствие в происходящем любого смысла. Цель одна — показать собственную напускную глубокомысленность. А серьезные актеры (Джекман, Бэйл, а еще Йоханссон, Кейн, великий Боуи и так далее), согласно взятой Ноланом интонации, вместо актерской игры хмурят брови. Нет, то есть это все красиво, конечно. Автор фокусничает виртуозно, и вроде карт из рукавов не торчит. Но от фильма этого, как от пластиковых елочных игрушек или от плохого шапито, радости немного.
8. «Интерстеллар» (2014)
Трехчасовая эпическая научная фантастика, в которой на полном серьезе говорят о межпланетной силе любви.
Изложение сюжета: линейное (если не считать событий в пятимерном пространстве, конечно)
Неожиданных поворотов в конце: два
Нолан вряд ли прославится как режиссер-инноватор: все его приемы были придуманы задолго до него. Но все же нельзя не признать его маниакального перфекционизма и монструозности его киноконструкций. Причем иногда даже непонятно, зачем постановщик тратит на такие проекты так много времени и студийных средств, в чем его художественная задумка.
Хороший пример — «Интерстеллар». По факту это переосмысление «Космической одиссеи» Кубрика, гигантская космосага, в которой продумано все: и грандиозный сюжет о спасении человечества в недалеком будущем от себя самого, и околонаучное обоснование происходящего, и даже дизайн забавных роботов-помощников. Но катарсис при этом приходится на момент, в котором Энн Хэтэуэй со слезящимися глазами сидит на межпланетном корабле и заявляет, что верит в силу любви, которая мощней, чем межпланетное притяжение. Проще говоря, Нолан сооружает едва ли не самый большой в истории кино прибор, чтобы с его помощью заглянуть в глубины космоса. А выносит он оттуда вывод о том, что любить друг друга хорошо.
7. «Довод» (2020)
Шпионский блокбастер о спасении мира, раскладывающий по полочкам явления энтропии и инверсии.
Изложение сюжета: из прошлого в будущее и инверсия из будущего в прошлое
Неожиданных поворотов в конце: весь финал фильма — один большой поворот
Сюжет последней на сегодняшний день ленты Нолана максимально нетривиален, оттого смотреть кино тянет более одного раза, чтобы соединить в голове все возможные хитросплетения повествования. Как и в «Начале» и «Интерстелларе», Кристофер выделяет время на объяснение выстроенной им вселенной. Вот вам немного теории, вкрапления имен ученых (реально существующих) и теорем. Да, не все из этого доказано на сегодняшний день, но кино — область ирреального, территория постправды, помноженная на фантастический вымысел. Потому здесь разрешено все, что не запрещено.
«Довод» вообще выглядит как вольный ремейк ленты Мартина Кэмпбелла.
Разве что Вашингтон не сравнится с Пирсом Броснаном, да и ставки у Нолана более высокие. Режиссер не может размениваться на «банальную угрозу» давления всех стран в мире, ему нужна проблема уровня «уничтожение всего мира», точнее, его «перезагрузки». Где-то здесь и приходит осознание, что мы наблюдаем не столько кино с (не)линейным повествованием, сколько концепцию мировосприятия, которую преподносит нам Кристофер Нолан.
6. «Дюнкерк» (2017)
Кино о битве при Дюнкерке про войну, которой никогда не было, потому что ее чудом удалось избежать.
Изложение сюжета: нелинейное, через три параллельные сюжетные линии
Неожиданных поворотов в конце: в общем-то, нет
Образ Нолана как гениального режиссера наших дней, безусловно, существует в массовом сознании. Вот например: многие провозгласили его новый фильм «Дюнкерк» лучшим и едва ли не шедевральным. Дескать, это дистиллированное антивоенное кино, фильм-экспириенс: без конкретного протагониста (хотя кто бы сказал про какой-нибудь другой фильм, что это хорошо), без трехактной структуры, без стандартных боевых сцен, без зловещей красоты армейского железа.
Действительно, в реальной истории об эвакуации в 1940 году трехсот тысяч британских солдат с холодного французского побережья виден мощный посыл: зачем нам война, если все, чего мы хотим, — уехать с нее домой? Но на этом томительном бездействии гиперактивный Нолан остановиться не может и нагнетает атмосферу там, где ее ничто не удерживает. Его штатный композитор Ханс Циммер тикает часами и постоянно отсчитывает секунды до чего-то рокового, неизбежного. История подается нервно, кусками из жизни сразу трех героев: солдата на пляже, летчика в небе и мирного гражданина на яхте, которые плывут спасать тех же безымянных вояк. К чему же это все? Да, кажется, и не к чему: все это просто живописно и героично выглядит. Если бы Нолану хотелось показать, что север Франции — очень красивое меланхоличное место, то мог бы просто так и признаться, все бы его поняли.
5. «Бэтмен: Начало» (2005)
Изложение сюжета: линейное
Неожиданных поворотов в конце: один все же есть
Иногда Нолан все же находит своему таланту честное применение, как, например, в самой первой части перезапущенного кинокомикса DC. Хотя к супергероике конкретно «Бэтмен: Начало» имеет мало отношения: режиссер убрал из старой и всем известной истории о народном мстителе все фантазийные элементы (благо их было там немного) и придумал для Брюса Уэйна постнуарный мир. Проще говоря, в сюжете, где сирота и наследник родительского состояния становится защитником города грехов под названием Готэм, все максимально приближенно к возможной реальности. И надо признать, это довольно необычный взгляд на всем известную комиксную вселенную.
Тогда, в 2005 году, уже после культового «Помни», но еще до абсолютного признания, Нолан в целом был скромнее и посдержаннее, и это фильму очень идет. Разве что во второй половине «Начала» ему приходится из-под студийной палки строить экшеновую концовку, и в этом режиссер, как сразу заметно, не силен.
4. «Помни» (2001)
Нестандартно поданный триллер о человеческой (и зрительской) памяти.
Изложение сюжета: из конца в начало и параллельно из начала в конец (схема)
Неожиданных поворотов в конце: парочка
Первый реально мощный сценарный трюк Нолана: он придумал, как в кино рассказать историю, если в самом начале показать ее конец, а дальше в обратном хронологическом порядке показывать все остальное. Про каждый новый эпизод зритель еще не знает, почему герои так себя ведут. Да, «Помни» почти совершенен как технический сюжетный этюд, нарративное упражнение. Причем в нем (в отличии от «Дюнкерка» или «Начала») такая ловкость еще была оправдана: у Нолана не было ни спецэффектов, ни больших бюджетов (фильм стоил всего $9 миллионов). Сама же история Леонарда Шелби (Гай Пирс), человека без краткосрочной памяти, больше говорит не о какой-то там философии или психологии человека, а скорее о массовом зрителе: это же он радостно забыл все предыдущие фильмы в истории кино с обратной хронологией и провозгласил Кристофера Нолана новатором, что ему на пользу, конечно, не пошло.
3. «Начало» (2010)
Авторский блокбастер, красивый, остроумный и, по счастью, не претендующий на философские глубины.
Изложение сюжета: чтобы понимать, концовка происходит во сне, который снится человеку в другом сне, который снится тому же человеку еще в одном сне
Неожиданных поворотов в конце: два, и еще мошеннический открытый финал
Кобб (Ди Каприо) вместе с командой (Харди, Гордон-Левитт, Пейдж) использует технологию проникновения в чужие сны, чтобы внушить сыну магната (Киллиан Мёрфи) идею о том, чтобы он разрушил семейную бизнес-империю. Да, прагматик Нолан даже такую благодатную для сюрреалистических высказываний тему, как сновидения, использует для фильма о промышленном шпионаже (какие же у него скучные сны, судя по всему). И это, как ни странно, к лучшему: в таких условиях ничто не сдерживает Нолана-визуала. Такая концепция со вложенными друг в друга, как в матрешке, реальностями располагает к передовым экшен-сценам. Перестрелки в лабиринтах сознания — это само по себе красиво, но Нолан не был бы Нолан, если бы не довел эту идею до апофеоза. Лучше всего удаются именно такие моменты: например, вполне себе гениальная сцена с вязанкой спящих людей, которых в невесомости толкает по гостиничному коридору герой Джозефа Гордона-Левитта.
2. «Темный рыцарь» (2008)
Нолан против поп-культуры. Побеждает Хит Леджер, но посмертно.
Изложение сюжета: линейное
Неожиданных поворотов в конце: удивительно, но ноль
После того, как картинки с Джокером перестали публиковать даже в самых вторичных пабликах ВК, необходимо признать, что Нолану все же удалось подмять под себя не просто кинематограф, а всю поп-культуру, но в этом не так много его заслуги: скорее ему повезло на стадии кастинга. Перепридумав самого колоритного (тут даже спорить не о чем) комиксного злодея Джокера, он взял на эту роль молодого актера Хита Леджера, которому, к сожалению, суждено было стать новым Джеймсом Дином. Апофеоз жанра авторского кинокомикса случился не столько благодаря Нолану (он продолжал делать свой немного эксцентричный неонуар), а благодаря этому злодею, которого при этом в фильме — минут на двадцать. Исступленным фатализмом эталонного трикстера Джокера невозможно не впечатлиться, это же натурально Тайлер Дерден из конца нулевых, важнейший кросс-культурный персонаж. Даже Американская киноакадемия, традиционно презирающая Нолана, посмертно отметила роль Леджера статуэткой, причем такое случилось всего второй раз в истории актерских номинаций.
1. «Преследование» (1999)
Меланхоличный триллер о ворах-домушниках, которые подсматривали за жизнью других.
Изложение сюжета: нелинейное (почти весь фильм — это флешбек главного героя)
Неожиданных поворотов в конце: ровно один
Главный герой — недо-писатель, он ходит и следит за случайными прохожими, желая получить жизненный опыт. Таким образом он знакомится с харизматичным вором по имени Кобб (как в «Начале», да-да). Кобб влезает в дома, но почти ничего не берет: ему интересно скорее посмотреть, как живут люди. Протагонисту такой подход нравится: он начинает подражать напарнику, что приводит к фатальным последствиям.
У 28-летнего Кристофера Нолана не было денег на полнометражный фильм. Он работал кем придется вокруг киноиндустрии: оператором, скрипт-доктором, режиссировал видео для компаний. Бюджет «Преследования» — всего 6 тысяч долларов, он снят на дешевую черно-белую пленку, все актеры — друзья режиссера (то есть никаких звезд). Работа шла по выходным, вместо декораций — родительский дом Ноланов.
Неожиданно, но мегаломану Нолану очень шла кустарность. Во-первых, она смягчала его традиционный нелинейный сюжет и неожиданный поворот, который в этот раз был действительно внезапным (ввиду малого хронометража можно не успеть понять весь замысел заранее). Во-вторых, он надумал в своем антидетективе, вроде бы понятном, неожиданную мысль: как следует из экзистенциальной концовки, людей вовсе не характеризует бытовуха. Человека вообще ничего не характеризует, даже полицейские метрики: когда твой вчерашний друг растворится в толпе, может оказаться, что и друга никакого не было, и тебя, возможно, тоже.