Культура или комплексы: где грань и как найти баланс? | Город | Time Out

Культура или комплексы: где грань и как найти баланс?

  19 января 2022
6 мин
Культура или комплексы: где грань и как найти баланс?

Мнением делится Елена Снежко, консультант по личному маркетингу, эксперт по выстраиванию персонального бренда, продюсер.


Суббота. Утро. 08:00 утра. Поднимаю телефон, вижу пропущенный в четыре с копейками вызов… Плюс два сообщения: одно в 06:30, другое — около 07:00. Это все разные люди. Им всем нужна была помощь. Требовалась. Срочная. Безотлагательная. По-другому никак. Но это на их взгляд.

В 08:00 утра я возвращаю всем звонки, поддерживаю словом (делом в этот раз не требовалось) — утешаю, подвожу к пониманию ошибок, вселяю надежду, окачиваю ледяной водой здравого смысла, ставлю на место и вдохновляю. Кого-то нужно пожалеть, кого-то жестко отчитать. Понимаю, что разбита, и снова ложусь спать. Я трезво осознаю, что сама не выстроила «личный график приемов», чересчур полагаясь на чувство такта других людей. Они мне даже не друзья. И только режим «сон» на телефоне мне в помощь.

Вообще, если вас что-то эмоционально трогает или сильно задевает, то в этом случае, по мнению Карла Густава Юнга (которого я глубоко уважаю), проявляется темная сторона именно вашей личности. Хотя и кажется на первый взгляд, что дураки — это те, другие. Эмоции сами по себе автономны, они — то, что случается с вами само собой. Поэтому мы так стремимся взять под контроль свои аффекты, чтобы не выпускать «дикого зверя» почем зря, не наломать дров и не встречаться лицом к лицу со своей Тенью. Бывали случаи, когда после сложных переговоров мне становилось стыдно за преувеличенную эмоциональность. Тогда нужно было еще полдня-день потратить, чтобы договориться с самой собой, логически обосновать необходимость повышенных тонов и просчитать на пару шагов вперед все перспективы и риски… Значит ли все это, что, если меня так задевает и «выносит» беспардонность окружающих, то это только моя проблема? Правда ли, что причина эмоций заключена во мне, а не в другом человеке? А может это и не беспардонность вовсе, а просто непосредственность?

Я пишу статью, мне звонит старый знакомый номер. Злюсь. Почему человек не напишет для начала? Да, кстати, что за страсть такая звонить, когда есть мессенджеры? Сразу звонить – это же почти неприлично в наше время! Я негодую, но поднимаю трубку. Почему? Я боюсь обидеть человека, пропустить что-то важное отказом, почувствовать себя ненужной, а, может, больше – я боюсь одиночества? Я сама нарушаю собственные личные границы. Кстати, личные границы — они ведь тоже порождение эмоций. Они возникают, и чувствуем мы их лишь тогда, когда их кто-то нарушает. И что-то внутри вас решает оказать сопротивление — выслать злых собак к кордону или поставить минные растяжки.

В соцсетях ходил мем на тему «Я всячески берегу чувства других людей, промолчу, сделаю вид, что не заметил – почему они не могут поступать со мной так же?» Возвращаясь к уважаемому психиатру и основоположнику аналитической психологии — ответ на вопрос содержится в нас самих. Это наши комплексы как линзы искажают восприятие и себя, и окружающих. Часто неосознанно. И окружающий мир здесь совсем не при чем, это мы его таким видим. Наши комплексы могут быть реальными, а могут быть надуманными, но в целом мешают жить спокойно именно они.

Получается, что беспардонность легко может стать непосредственностью, стоит лишь «снять очки» собственных проекций. Вопрос личного отношения. И в первую очередь личного отношения к себе. Ведь я спокойно могу не брать трубку и возвращать звонки, когда мне это удобно. Не можешь поменять ситуацию, поменяй свое отношение, и, как следствие, поведение в ней.

А если все же это не непосредственность, а самая что ни на есть возмутительная беспардонность? Отсутствие культуры, уважения, или еще хуже — манипулирование. Я видела много доморощенных и не очень НЛПшников среди людей руководящего звена. Часто их методы проведения совещаний с позиции силы — это ни что иное, как преступление против человека и его воли. Все эти люди, к числу которых можно отнести и моих «утрешних» визави, просто сами встретили своего демона и хотят, чтобы я его приручила. Причем срочно-срочно-срочно!

Есть всего два варианта развития событий. Первый — это «Выпускайте Кракена!». Давайте устроим спарринг демонов, закружимся в адской пляске и посмотрим, чей демон страшнее. Причем ваш кракен может иметь сотни лиц — от обиды и возмущения до жалости к себе и агрессии в сторону того, кто кажется дураком. Если не жалко времени, вы умеете просчитывать чужие эмоции с холодной головой, вам не грозит физическая расправа, то почему бы и нет? Это может быть весело — поставить хама на место. Заодно и ваша Тень развлечется. Так вы сможете лучше понять себя, людей, набраться опыта, даже если через шрамы и боль. Но! Это работает только в том случае, если вы реально приручили своего Азазела и в целом говорите с ним на одном языке. А еще усвоили простое правило: если бороться с миром, он будет предлагать вам для этого много поводов.

Второй сценарий — просто отказать в приглашении на этот полный страстей танец. На площадке и так много танцующих. Непрошенные мнения, недружелюбное поведение, а еще хуже — обвинения вас в агрессивном поведении, панибратство, оскорбления, обиды, нападки и другие «перфомансы» являются производным эмоциональным продуктом самого субъекта, даже если они и направлены на вас. То есть понимаете, это НЕ ваша проблема. Совсем не ваша. И все эти «некультурные» эмоции никак не повлияют на вашу жизнь, настроение или выбор, если вы сами этого не захотите или не позволите. Закрывайте двери в свою душу, иначе надует. Зачем плодить тревожность в этом мире, который и так полон ненависти и разновидностями ковида?

Новогодние каникулы закончились. Я вызываю такси, чтобы ехать в аэропорт и лететь в Москву. Нас двое, мы садимся в машину, и обе начинаем слишком громко говорить по телефону. Мы там, где национальная культура не предусматривает услужливость. Как только мы заканчиваем, водитель делает музыку громче. Очень громче. Я — откладываю разговоры и почти подпеваю. Выходя из машины, моя подруга мне поясняет, что музыку нам включили, потому что водителю не понравились наши громкие разговоры. У нее осадок после поездки. У меня послевкусие. Она приняла его приглашение, а я — нет.