Культурная неделя: наброски с натуры, фестивальная анимация и любовь в киберкапитализме | Арт | Time Out

Культурная неделя: наброски с натуры, фестивальная анимация и любовь в киберкапитализме

Виктория Васильева   12 марта 2024
6 мин
Культурная неделя: наброски с натуры, фестивальная анимация и любовь в киберкапитализме
Фото: архивы пресс-служб
Самые яркие, знаковые и неожиданные события в культурном ландшафте столицы.

Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Когда: до 26 мая

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, главное здание, ул. Волхонка, 12

Подробнее
После долгой зимы хочется уже увидеть природное изобилие. В Пушкинском открылась выставка итальянского натюрморта XVII века — цветов и плодов там предостаточно. Жанр связывают прежде всего с Голландией, где он сформировался и получил наибольшее распространение. Но в Италии натюрморты тоже были востребованы и чрезвычайно разнообразны.

Существовало несколько художественных центров, специализирующихся на разных видах живописи этого жанра. Например, в Неаполе любили изображать рыбные уловы и цветы, в Бергамо — писать музыкальные инструменты, а в Риме — показывать роскошные фруктовые и цветочные композиции на фоне великолепных парков. Многие работы публика увидит впервые, так как часть из них хранится в запасниках российских музеев, а некоторые принадлежат частным лицам. Открывает выставку картина Джузеппе Арчимбольдо, создававшего необычные живописные портреты.


Выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»

Когда: до 9 июня

Где: Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1, лит. А

Подробнее
В Еврейском музее любят показывать авангард с разных ракурсов. Новая выставка — не исключение. Кураторы сосредоточились на еврейских мастерах, большинство имен которых хорошо известны широкой публике: Марк Шагал, Натан Альтман, Давид Штеренберг, Эль Лисицкий, Роберт Фальк, Александр Тышлер и другие.

Проект расскажет о сотрудничестве мастеров с национальными театрами, служившими центрами для экспериментов. Отдельная глава посвящена выставкам еврейских художников начала XX века, которые значительно стимулировали развитие авангардного мышления. Наиболее важная из них, «Культур-Лига» 1922 года, точно воссоздана в пространстве экспозиции. Завершает выставку раздел 1920-х годов, в котором можно проследить, как художественное поле от множества авторских манер сужается до общего курса советской культуры на соцреализм.


Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937»

Когда: до 14 июля

Где: Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1

Подробнее
Выставка переносит зрителя в эпоху строительства мира будущего нового человека. С установлением Советского государства востребованными оказались идеи архитекторов-конструктивистов: здания проектировались по принципам производственной логики, функциональности и эргономики. Пространства должны были способствовать формированию трудового человека, помогать в рабочем процессе и рационализировать досуг.

Основой выставки стали архитектурные проекты и макеты зданий для крупнейших городов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Хронологически и концептуально экспозиция делится на две части. От зарождения конструктивизма и до Первой пятилетки проекты активно реализовывались, но на втором этапе внимание сосредоточилось на целях и задачах государства, а идеи перешли в бумажную архитектуру. Помимо планов и макетов, в экспозицию вошли живопись, графика, скульптура и архивные документальные материалы, воссоздающие атмосферу эпохи.


Выставка «Остров»

Когда: до 10 апреля

Где: Галерея pop/off/art, пер. 4-й Сыромятнический, 1, стр. 6

Подробнее
Персональная выставка одного из ключевых современных художников — Виталия Пушницкого. Он принимал участие в 56-й Венецианской биеннале, представлял свои проекты в Русском музее, Эрмитаже, Московском музее современного искусства. В этой экспозиции его работы, балансирующие на грани фигуративной живописи и абстракции, объединены темой острова.

Пушницкий любит обращаться к мировой истории культуры, поэтому остров следует понимать как архетип с множеством трактовок. Будучи местом одиночества и уединения, он одновременно связан с представлением о безопасности, безмятежности и отдыхе. Художник любит работать с большим спектром техник. Помимо свежих живописных холстов, в экспозицию включены гравюра и графика.


Лекция «Труд любить: капитализм, скука и неравенство в борьбе за любовь»

Когда: 16 марта в 13:00

Где: Московский музей современного искусства, Лекторий Образовательного центра, пер. Ермолаевский, 17

Подробнее
Курс ММОМА, посвященный самому желанному и сложному чувству — любви. Этот феномен разбирается в междисциплинарном ключе: с учетом философских трактовок, концепций нейробиологии, подходов социологии и культурологии. Такой насыщенный коктейль позволит сформировать критический подход к теме, глубже разобраться в себе и обществе, которому мы принадлежим.

На лекции речь пойдет о том, как приложения для знакомств работают не столько для счастья людей, сколько для развития цифрового капитализма. Посетители вместе с лектором разберутся, как с этим жить и что делать. Будут затронуты вопросы классового неравенства в парах и проблема преодоления скуки в долгосрочных отношениях. Лекцию проведет кандидат философских наук, научный сотрудник образовательного департамента Московского музея современного искусства Валерия Путинцева-Арданская.


Мультидисциплинарный спектакль «Русалки»

Когда: 16 марта в 19:00

Где: CUBE.Moscow, ул. Тверская, 3, -2 этаж

Подробнее
Основа постановки — образ русалки как архетип женственности. Он отвечает за смутные желания, чувственность, интуитивные прозрения, эмоциональность, переменчивость и непостоянство. Такая связь с подсознанием не поддается контролю и логике, поэтому может переживаться как непредсказуемая, а потому опасная.

В фольклоре русалки — двойственные существа: они прекрасны и таинственны, но увлекают за собой в темные глубины омута. В сказках и былинах этому персонажу часто сопутствуют гендерные стереотипы, связанные с взаимоотношениями полов.

Спектакль сосредоточится на героине безотносительно мужского присутствия. Исследование образа русалки, связанных с ней традиций и обрядов ведет исполнителей и хореографа к раскрытию понимания женской идентичности — как в ее индивидуальном значении, так и в коллективном взаимодействии.


Мастер-класс по наброскам с натуры с художницей Evabardo

Когда: 16 марта в 12:00

Где: Музей русского импрессионизма, пр-т Ленинградский, 15, стр. 11

Подробнее
Сложно начать какое-то дело, когда страх ошибки и боязнь неизвестности встают на пути. Разбираться с ними имеет смысл на сессиях с психологом, но можно пойти более творческим путем и обратить внимание на наброски с натуры.

Они отлично воспитывают бесстрашие перед белым листом, а скорость и сама суть жанра помогают преодолеть капканы «неправильности» и «недостаточности». Маленькая победа в безопасной творческой обстановке закрепится как прецедент успеха в реальной жизни.

Участники мастер-класса по наброскам попробуют разные стили и техники рисунка: в программе эксперименты с карандашами, пастелью, углем и фломастерами. Занятие проведет современная художница Evabardo (Евгения Бардина). Она получила классическое образование в МГХПА им. Строганова, а ее работы выставлялись в галереях «Наковальня», «Здесь» и Issmag.


Мультипликационный фильм «Мечты робота»

Когда: 16 марта в 12:00

Где: «ГЭС-2», наб. Болотная, 15

Подробнее
В кинотеатре «ГЭС-2» идет кинопрограмма «Оскар-2024»: можно увидеть все картины, которые попали в список номинантов Американской киноакадемии за последний год. Среди них — анимационный фильм «Мечты робота», уже отметившийся на разных фестивалях.

Альтернативный Нью-Йорк населен животными, которые занимаются обычными человеческими делами. И только одинокий Пес никак не может встроиться в общий поток жизни, пока не видит рекламу робота-компаньона. После покупки железного товарища мир Пса наполняется счастьем и смыслом — до того момента, пока в идиллию не вмешиваются абсурдные, но непреодолимые обстоятельства. Трогательный фильм о дружбе и одиночестве в мегаполисе обходится без слов — все перипетии сюжета и сложные эмоции переданы художниками и звукорежиссерами.