Культурная неделя: поэтический вечер Пастернака, вальс и любовь к абсурду | Арт | Time Out

Культурная неделя: поэтический вечер Пастернака, вальс и любовь к абсурду

Виктория Васильева   9 января 2024
6 мин
Культурная неделя: поэтический вечер Пастернака, вальс и любовь к абсурду
Фото: архивы пресс-служб
Самые яркие, знаковые и неожиданные события в культурном ландшафте столицы.

Выставка «”Формула Руси 17/20”. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века»

Когда: до 16 июня

Где: Музей «Новый Иерусалим», Ново-Иерусалимская набережная, 1

Подробнее
Конец 2023-го музей «Новый Иерусалим» отметил открытием грандиозного проекта, объединяющего произведения отечественного искусства XVII и XX веков. Последнее допетровское столетие оказалось привлекательным для художников символизма и авангарда по ряду причин.

Одних манила мрачная таинственность эпохи смуты, других, напротив, интересовала светлая часть мифа о прошлом: самобытность уклада, строгость нравов и пестрое богатство позднего Средневековья. На выставке представлены результаты обоих вариантов интерпретации. Впервые за всю историю музея его постоянная экспозиция станет частью временной. Сначала посетители смогут ознакомиться с искусством XVII века благодаря местному собранию, а затем увидят, как его темы, идеи и образность обрели новую жизнь в работах самых разных мастеров почти три века спустя: от сказочного Билибина и мистического Рериха до авангардных Гончаровой и Филонова.


Выставка «Анатолий Akue. Harvest* (*Урожай)»

Когда: до 11 февраля

Где: ММОМА, Гоголевский б-р, 10/2

Подробнее
Услуги астрологов, мемы о знаках зодиака и разные гадания стали частью сетевой жизни. А рефлексия на этот счет появилась уже в современном художественном контексте. Анатолий Akue в течение года исследовал влияние практик западной астрологии и ее китайского аналога БаЦзы на свое состояние и творчество. 

Результат — выставочный проект в ММОМА и документирование обретенного богатого художественно-эзотерического опыта. Анатолий Akue — мастер уличной волны. Он начинал как граффитист, а потом перешел к станковому искусству. Понять, как рождается органичная связь эстетики стрит-арта и живописи на холстах, поможет инсталляция, воссоздающая мастерскую Akue.


Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.»

Когда: до 28 января

Где: Центр Вознесенского, Большая Ордынка, 46, стр. 3

Подробнее
В Советскую эпоху, когда религия находилась под запретом, люди, в том числе представители творческой интеллигенции, все равно продолжали искать правду в вере. Выставочный проект Центра Вознесенского рассказывает о том, как это было, на примере пяти героев.

Персоналии связаны с тематическими разделами — пространствами книги, образа и музыки. В первом представлены литературовед, священник и археолог Сергей Дурылин, художник книги Владимир Фаворский и поэт, писатель и переводчик Борис Пастернак. Во второй главе зрители познакомятся с художником-визионером Евгением Спасским, а в третьей — с жизнью и музыкальными экспериментами пианистки Марии Юдиной. Произведения искусства, архивные материалы и аудиофрагменты расскажут о том, как выдающиеся личности оставались верны христианским принципам и воплощали их и в творчестве, и в самой жизни.


Выставка «Дмитрий Шабалин. Пантеон»

Когда: до 10 января

Где: VLADEY, Неглинная, 14, стр. 1А, вход 4

Подробнее
Побывав на показе Maison Martin Margiela, редактор раздела моды в глянце Дмитрий Шабалин обрел себя как художника. Легендарный и загадочный парижский дом моды прославился рядом особенностей, одна из которых — маски на дефилирующих по подиуму моделях. Угадайте, какой предмет в творчестве Шабалина стал главным?

Из дешевого ширпотреба мастер создает изысканные, фантастические маски, напоминающие очертаниями то ли величественных богов непонятного пантеона, то ли невероятных пришельцев. Избыточность и фантазийность работ Шабалина закрепила за его авторским стилем название «космическое барокко». В кислотно-яркую феерию пластмассы из киндеров, покемонов и LEGO Шабалин периодически включает предметы советского прошлого. В итоге каждый коллаж — это еще и портал во времени: для кого-то — в детство, для кого-то — в молодость, а для кого-то — уже в неизвестную, но мифологизированную эпоху.


Медиация и кино. «Большая глина — это триптих»

Когда: 13 января с 13:00 до 15:00

Где: «ГЭС-2»

Подробнее
Когда на Болотной набережной разместилась гигантская скульптура Урса Фишера «Большая глина № 4», в обществе поднялся грандиозный переполох и оно раскололось на два лагеря. Как водится, ценителей и хулителей. В бурном обсуждении копья ломали и представители арт-сообщества, и селебрити, и ценители прекрасного, и далекие от искусства люди.

Со временем страсти поутихли, но некоторое недопонимание осталось. Окончательно расставить все точки над «i» и разобраться в одном из знаковых монументов столицы поможет программа «ГЭС-2». Сначала группа в формате медиации исследует скульптуру на улице. За туром последует просмотр фильма «Триптих» — ленты, посвященной интерпретации «Большой глины № 4» и ее связи с окружающим контекстом. Картина получила Гран-при Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в 2022 году. После показа фильм можно будет обсудить с его создателями: художниками Яной Осман и Антоном Хамчишкиным.


Дискуссия «Это какой-то кафкианский процесс: почему мы так любим абсурд в искусстве»

Когда: 11 января в 19:30

Где: Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А

Подробнее
Последняя неделя выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» в Еврейском музее. Экспозиция посвящена общим темам творчества Кафки и других деятелей искусства XX столетия. Герои писателя часто сталкивались с нелепостью жизни, шизофренией государственной системы и глупостью социума, его норм и законов.

Знакомство с нетривиальным проектом можно совместить с посещением тематического мероприятия. В центре публичной дискуссии — очарование абсурда в искусстве в целом и в литературе в частности. Логику абсурда и роль подсознания обсудят Антон Секисов — современный писатель, обращающийся к сюрреализму в своих произведениях, Елена Рябцева — филолог, продюсер видеоэссе и подкастов «Кинопоиска», а также Ксения Грициенко — литературный критик и главный редактор оригинальных проектов «Букмейта».


Концерт «Вальсы!»

Когда: 11 января в 19:00

Где: Музей Москвы, к. 3 (Аудитория)

Подробнее
В преддверии старого Нового года заслуженная артистка России Елена Ревич и гитарист Дмитрий Илларионов представят тематическую праздничную программу, все произведения которой имеют вальсовый размер ¾. Вечер обещает быть лиричным и изящным.

На концерте прозвучат композиции Шуберта, Крейслера, Сарасате, Де Фальи, Гранадоса, Пьяццоллы, Карманова, Дьенса, Барриоса, Зеленского и Иванова-Крамского в переложении для гитары и скрипки. Музыкальную часть также сопровождают порой трагичные, порой ироничные истории о вальсах и их создателях в исполнении актера театра и кино Александра Иванкова.


Поэтический вечер Бориса Пастернака в старый Новый год

Когда: 14 января в 19:00

Где: Cube.Moscow, ул. Тверская, 3, -2 этаж

Подробнее
Почему бы не отпраздновать старый Новый год, окунувшись в поэтические миры прошлого столетия? Артисты Dead Poets Band подготовили программу в формате театрального квартирника, посвященного жизни и творчеству Бориса Пастернака. Аккомпанировать вечеру на фортепиано будет Лина Герц.

Чтобы образ литератора возник перед гостями максимально объемно и детально, артисты обратятся к воспоминаниям его современников. Важная часть мероприятия — открытый микрофон, на котором посетители смогут прочитать свои любимые стихотворения Пастернака, поэтому имеет смысл подготовиться заранее.