Основное пространство Sistema Gallery на время проведения выставки Даши Мальцевой превратилось в дворец. Монументальные полотна художницы отсылают к религиозной и светской живописи Ренессанса и Барокко, которая украшала резиденции аристократов и пространства соборов.
Мальцева играет с восприятием зрителя, намеренно усложняя сюжеты картин и доводя пышность украшений до предела. Внимательно присмотревшись к деталям — орнаментам, цветам, можно обнаружить весьма неожиданные элементы. Прекрасное и отвратительное причудливо переплетается, и это парадоксальное соседство держит в напряжении. Художница специально оставляет местами подтеки и открытую фактуру холста, выявляя природу картины — иллюзорного изображения красками на плоскости.
Выставка «Филипп Орлов. Котлован»
Когда: до 12 мая
Где: Московский музей современного искусства, б-р Гоголевский, 10/2
ММОМА поддерживает молодых художников и помогает им в развитии карьеры — проект «Котлован» стал первой музейной выставкой Филиппа Орлова, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Мастер исследует брутальные образы-архетипы разных эпох России. Это простые, но характерные люди: крестьяне, советские рабочие, представители субкультур 90-х и нулевых.
Важная часть экспозиции — серия, рассказывающая о дворовой жизни, характерной для первых лет постсоветского периода. На персональной выставке Орлова представлены разноформатные живописные и графические работы, объединенные повышенной эмоциональностью манеры изображения и экспрессией образов.
Выставка «Тибет. Хань Юйчэнь в Третьяковской галерее»
Выставка современного китайского художника и каллиграфа Хань Юйчэня, работающего по принципам реалистической школы живописи. Среди всех посещенных мастером во время путешествий мест именно Тибетское нагорье стало для него особенным. Это отразилось в большой серии полотен, представленной в Третьяковке. Юйчэнь показывает Тибет с разных ракурсов, обнажая в числе прочего его не самые лучшие стороны, с которыми туристы предпочитают не соприкасаться.
Художник внимательно и точно воссоздает быт и условия местной жизни, привычки и традиции, облики коренных обитателей, вместе с тем передавая на холсте особое духовное наследие и богатую историю региона.
Выставка «Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней»
МАММ открылся сразу несколькими масштабными выставками. Эта экспозиция рассказывает о спорте в отечественной фотографии, начиная с XX века и заканчивая современностью. Среди лучших мастеров жанра — Александр Родченко, Эммануил Евзерихин, Иван Шагин, Аркадий Шайхет и другие. Снимки не только представляют вершину фотографического мастерства, но и знакомят и с глобальными историческими процессами.
После революции перед властью стояла задача воспитать нового человека: сильного, волевого и дисциплинированного. Спорт оказался отличным помощником — в СССР начали выходить специальные издания, открылись спортивные секции, проводились парады физкультурников, которые объединяли людей, демонстрируя им идеологически верный облик гражданина молодого государства. Постепенно задачи менялись — большой спорт стал большой политикой, и эти процессы тоже отразились в фотографии.
Художница и музыкант Маруся Нестерова исполнит в жанре поп-песен экспериментальные стихи, среди которых будет и поэзия трансфутуризма, возникшая в СССР в 70–80-е годы. Трансфутуристы возродили поэтические опыты русского авангарда, играя с текстом, разделяя его на части или соединяя с визуальными техниками.
Также прозвучат стихи Бориса Поплавского, поэта первой волны русской эмиграции. В Париже он снискал славу эпатажного интеллектуала, бунтаря и маргинала, а его лирика, вдохновленная эстетикой сюрреализма, отличалась экспериментальностью. Перформанс Маруси Нестеровой будет сопровождаться видеоартом, основанным на ее наблюдениях за людьми и природой.
Фестиваль Context. Diana Vishneva создал танцевальный перфоманс, в котором современная хореография входит в диалог с принципами конструктивизма. И там, и там есть общие понятия — симметрия, равновесие, статическое напряжение. В основе перформанса — тексты четырех архитекторов-конструктивистов: Александра Веснина, Константина Мельникова, Николая Ладовского и Моисея Гинзбурга.
В фокусе внимания танцоров — противопоставление динамики и статики в архитектуре и хореографии. Зрители тоже участвуют в действии, меняя точку своего восприятия пространства и перформанса. Музыку и звуковую среду написал композитор Олег Гудачев.
Мартин Маржела вошел в историю моды одновременно как модельер-бунтарь, раздвинувший границы возможного и допустимого, и как самый загадочный кутюрье XX века. Он избегал всего, что бывает свойственно именитым дизайнерам: не давал интервью журналистам, не посещал светские мероприятия и всегда держался в тени.
Документальный фильм рассказывает о карьерном взлете бельгийского мастера: зрители проследят его путь от ассистента Жан-Поля Готье до гения дерзкого эксперимента в мире моды. Перед показом пройдет дискуссия о стиле и наследии Маржелы с журналистом и куратором Аленой Долецкой. Смотр приурочен к выходу книги исследовательницы моды Колин Хилл «Мартин Маржела: лексикон стиля».
Лекция «Современный танец в России»
Когда: 28 апреля
Где: Лекторий Музея «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
Современный танец в России — важное, заметное и развивающееся искусство. Постоянно возникают новые творческие коллективы, открываются танцлаборатории, а постановки идут как на больших сценах, так и на неожиданных площадках — например, в музейных пространствах. Растет сообщество и артистов, и зрителей. Лекция в Музее «Гараж» поможет лучше понять этот феномен: на встрече речь пойдет об истории танца в России с 1990-х годов и до наших дней.
Экспертом выступит Дарья Плохова, танц-художница, преподавательница танца, соучредительница танцевального кооператива «Айседорино горе» — слушатели узнают о современном танце и с исторического, и с практического ракурса.