Сестры, смерть и солнце. Лучшие спектакли фестиваля NET
Фестиваль Новой Европейский Театр уже больше 20 лет знакомит публику с театральным авангардом. На этот раз практически каждый спектакль говорит на тему общественных болей настоящего и возможных мировых катастроф будущего. Однако, трепетно любя своих зрителей, организаторы позаботились и об эмоциональном отдыхе на «оперном» пляже. Time Out выбрал самые интересные спектакли и предлагает вместе задуматься о современном театре и мире.
«Три сестры»
Спектакль немецкого режиссера Сьюзан Кеннеди в прошлом году стал главным событием нескольких крупных европейских фестивалей. Когда Мюнхенский камерный театр выложил спектакль в сеть, российские зрители встрепенулись — такого Чехова мы еще не видели.
Сестры Прозоровы обитают в цифровой реальности, стерильной, бесконечной, безвыходной и безвременной. Сами они — данные, помещенные в облако данных когда-то и кем-то. Имитация жизнь превратилась в ее симуляцию, мечты о будущем — в воспоминания о прошлом.
Sun & Sea
Перформанс-опера литовских художниц Ругиле Барзджюкайте, Вайвой Грайните и Линой Лапелит два года назад получила «Золотого льва» Венецианской биеннале за «экспериментальный дух и неожиданную трактовку представления страны». Зрители стоят на балконах и наблюдают за тем, как оперные певцы нежатся на горячем песке. В естественном для пляжа шуме — от ритмичных морских волн и надоедливых шуршаний пакетов — рождаются арии и простые песенки.
«Холодная война»
Театр Взаимных Действий — объединение без лидера-режиссера. Трое художников — Леша Лобанов, Ксения Перетрухина и Шифра Каждан — и продюсер Александра Мун работают в своей излюбленной форме выставки-спектакля. На этот раз он посвящен феномену холодной войны — сорокалетней гонке военных вооружений между Америкой и СССР.
Художники смешивают артефакты и исторические события с собственной фантазией и рукотворными объектами. Они придумывают свою историю отношений в сослагательном наклонении и находят параллели между историей и современностью.
«Эссе об умирании»
Потомок русского мореплавателя и внук одесского аристократа уже хорошо известен немецкой театральной публике, но пока плохо — соотечественникам его предков. Режиссер-провокатор, он любит выставлять на показ механизмы театра и не оправдывать ожидания зрителей.
В Москву Борис Никитин привозит моноспектакль, в котором сам он и автор, и режиссер, и исполнитель. В основу легли его собственные заметки об умирании отца, который решился на эвтаназию. Этот акт признания он сравнивает с собственным каминг-аутом — таким же моментом обостренной уязвимости. Также спектакль можно увидеть онлайн 1 декабря на сайте фестиваля.
«21»
Датский хореограф Метте Ингвартсен вот уже несколько лет работает над серией спектаклей под названием The Red Pieces, посвященной сексуальности, насилию и натуралистичному изображению человеческого тела. «21» — последняя часть «Красных пьес» и первый спектакль Ингвартсена, приезжающий в Россию.
Хореограф берет в основу творчество маркиза де Сада — тот в свое время утвердил, что человеческая природа и страсти допускают преступление, — и закон о легализации порнографии Дании, вышедший аж в 1967 году.
Farm Fatale
К своей «Роковой ферме» режиссер Филипп Кен придумал прелестный подзаголовок: «Театр постапокалиптического замедления» в исполнении пугал. Пугала — главные герои спектакля, основные жители и заправилы фермы. Людей нет: они не выжили, окончательно загрязнив окружающую среду.
Теперь фермой и радиостанцией заправляют соломенные клоуны, которые мечтают, сочиняют песни и лозунги, восхищаются природой и живут с ней в полной гармонии. И им несказанно хорошо там.