9 главных выставок июля: Булгаков, нейросети и цветы Зинаиды Морозовой
Лучшие выставки июля:
- «Крошечная выставка»
- «Невероятная Индия. Взгляд из России»
- «Telling Stories. Большие данные»
- «Мне нужно тебе кое-что сказать»
- «Парадный портрет Москвы. Плакат в городе. Город в плакате»
- «Фарид Богдалов. Девятый вал»
- «Пречистенка Михаила Булгакова»
- «В поисках потерянного сигнала»
- «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой»
«Крошечная выставка»


«Крошечная выставка» показывает предметы миниатюрного искусства из собрания Музея Тропинина. В экспозиции представлено более 160 экспонатов: микромозаики, камеи, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло. Каждый предмет поражает виртуозностью исполнения – посетители надолго замирают около витрин, стремясь рассмотреть каждую крошечную деталь. В залах также есть примеры миниатюрных живописных и графических работ таких известных художников, как Исаак Левитан и Иван Айвазовский, а еще предметы из бисера – этим видом рукоделия могли заниматься даже дамы из высшего света. Размер некоторых бисеринок при этом не превышает одного миллиметра.

На что обратить внимание:
Особое внимание посетителей привлекает двухслойный стеклянный стакан с миниатюрным пейзажем между стенками. Для создания сцены псовой охоты использовали бумагу, соломку и настоящий мох. Удивительную вещь выполнил крепостной мастер Александр Вершинин. Интересно, что исследователи до сих пор не могут раскрыть всех секретов этого стекольного производства.
«Невероятная Индия. Взгляд из России»

Притягательная, необычная, далекая и экзотическая Индия на протяжении столетий интересовала исследователей, коллекционеров и художников. Как здесь не вспомнить «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, где он подробно описал свое путешествие в Бахмани в XV веке. Он был не единственным человеком, которого поразила культура и колорит Индии: на выставке представлено более 400 экспонатов, связанных с этой страной. Среди них – произведения изобразительного, декоративного и театрального искусства, редкие книги, изделия художественного ремесла. Посетители также могут посмотреть фрагменты индийских фильмов, бум на которые пришелся в советское время.

На что обратить внимание:
На выставке можно увидеть миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в XVI веке. Коллекционер Алексей Морозов приобрел их в 1906 году у персидских купцов на ярмарке в Нижнем Новгороде. Оттуда они попали в собрание Сергея Щукина. Также особого внимания в экспозиции заслуживает серия работ Василия Верещагина, созданных во время путешествий по Индии.
«Telling Stories. Большие данные»

Совместная выставка Московского музея современного искусства и Школы дизайна НИУ ВШЭ посвящена осмыслению потоков информации и роли данных в современном мире. Студенты и преподаватели Школы с помощью графики, инсталляции, фотографии, видеоарта и гейм-дизайна рассуждают о роли машинных алгоритмов в общественной жизни и их участии в наших ежедневных делах. Молодые художники представляют оригинальный взгляд на темы нейросетей и медиапотребления, вовлекая посетителей в дискуссию о том, насколько опасны или полезны новые технология сегодня. Всего в экспозиции представлено около 100 работ. К выставке подготовлена обширная дискуссионная программа «Да-но» о влиянии больших данных на развитие искусства, дизайна, моды и других творческих сфер.
«Мне нужно тебе кое-что сказать»

Семейная выставка «Мне нужно тебе кое-что сказать» рассчитана на детей 7–10 лет и их родителей. В формате аттракциона посетителям рассказывают о разных формах коммуникации, в том числе с машинами. На выставке много интерактивных элементов: здесь можно передать сообщения с помощью пневмопочты и солнечного телеграфа, зашифровать письма, найти секретные послания и написать невидимыми чернилами. Дизайн залов выполнен в ярко-апельсиновых тонах, которые моментально поднимают посетителям настроение и заряжают приятными эмоциями.

На что обратить внимание:
Один из главных аттракционов выставки – «Скульптмашина» Романа Сакина. Ей можно «заказать» какую-нибудь скульптуру – написать свое желание на бумаге, а затем получить миниатюру из пластилина.
«Парадный портрет Москвы. Плакат в городе. Город в плакате»

Плакаты активно стали появляться на улицах Москвы в конце XIX века: с их помощью анонсировали выставки и концерты, звали на спектакли и кинофильмы, рекламировали товары. Афишные тумбы и уличные стенды, витрины магазинов и стены домов – повсюду можно было найти плакат с ярким текстом, который бы информировал жителей о том или ином событии. Гражданам рассказывали не только о творческих мероприятиях, но и сообщали важные новости – о Первой мировой войне, Октябрьской революции, строительстве Московского метрополитена, Великой Отечественной войне, восстановлении столицы, первом полете человека в космос и Олимпиаде-80. Некоторые из этих плакатов сегодня можно увидеть на свежем воздухе – во внутреннем дворе Музея Москвы.
«Фарид Богдалов. Девятый вал»

На персональной выставке Фарида Богдалова очень удобно загадывать желания: здесь много золотых рыбок из новой серии работ, над которой художник работал с 2018 года. Однако все рыбки изображены в перевернутых стаканах, словно Богдалов задает зрителям вопрос: можно ли поймать и подчинить себе удачу?
Среди других популярных у мастера тем – обилие натюрмортов из вредной еды, сочные арбузы и волна цунами, которая вот-вот захлестнет ничего не подозревающих отдыхающих на пляже. Стиль Богдалова любят называть «поп-артом с червоточиной»: в его работах яркие цвета и рекламные образы вместо позитивных эмоций вызывают тревожность и неопределенность. В общей сложности в экспозиции представлено более 40 работ художника, выполненных с 2017 по 2023 год.
«Пречистенка Михаила Булгакова»

В середине 1920-х годов Михаил Булгаков оказался в обществе «пречистенцев» – людей так называемой «высокой квалификации», которые работали в Государственной академии художественных наук или были тесно связаны с ней по роду деятельности. Среди них – филологи, философы, искусствоведы и другие представители гуманитарных профессий. Они нередко ходили в гости друг к другу, делились знаниями, мыслями и впечатлениями, регулярно дискутировали на актуальные темы, влияли друг на друга, дружили и наслаждались общей компанией. Именно этому кружку «пречистенцев» посвящена выставка в Музее Булгакова: в экспозиции посетители увидят редкие снимки, документы из личных архивов, а также предметы из квартир друзей и знакомых, в которых часто бывал писатель.
«В поисках потерянного сигнала»

Вторая персональная выставку грузинского художника Зураба Арабидзе в галерее Ruarts – это целый мультимедийный проект. Зритель отправляется в абстрактное путешествие по внутреннему состоянию мастера, переходя от объекта к объекту и настраиваясь на его мысли и чувства. В экспозиции представлены на первый взгляд разрозненные объекты – металлические конструкции, видеоряд с цифровым шумом, ковры, пейзажи с текстовыми знаками… Но затем оказывается, что они составляют единую нить повествования. Кураторы отмечают, что в начале выставки зритель словно оказывается «без сигнала», но постепенно обретает смысл и способность «перезагрузить» свою систему ценностей.
«Пальмы и розы Зинаиды Морозовой»

В Музее-усадьбе «Горки Ленинские» можно окунуться в камерный женский дореволюционый мир: когда-то здесь жила супруга легендарного мецената Саввы Морозова Зинаида. Посетители познакомятся с бытом купеческой семьи, их привычками, вкусами и ежедневными ритуалами. Экспозиция неспроста утопает в цветах – они есть в орнаменте тканей, узоре фарфоровых изделий, на живописных произведениях… Зинаида Морозова выращивала растения в оранжереях, а дочь Мария часто рисовала и лепила их. Кажется, будто в каждом зале разыгрывается своя цветочная пьеса: здесь есть строгие и классические ботанические иллюстрации и более игривые варианты стиля модерн.
Всего в экспозиции представлено 400 экспонатов: живопись и графика Михаила Врубеля, Константина Коровина, Василия и Елены Поленовых, Марии Якунчиковой, Константина Юона и других художников, а также фарфор, ткани, одежда и аксессуары из музейных и частных собраний.