Миражи, сны о Сибири и беспредметность Малевича: 9 лучших выставок ноября
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»
Где: Еврейский музей и центр толерантности,
Образцова, 11, стр. 1А
Когда: 20 октября – 19 февраля
ПодробностиВыставку «Мир как беспредметность» впервые показали в Ельцин Центре, тогда она попала в скандал: охранник шариковой ручкой нарисовал глаза персонажам работы Анны Лепорской «Три фигуры». Картина в экстренном порядке отправилась на реставрацию, чтобы в восстановленном варианте появиться в экспозиции Еврейского музея. Впрочем, особенно зоркие зрители отмечают, что под слоями свежей краски все же можно разглядеть следы недавнего вандализма.
Центральная фигура выставки – Казимир Малевич, его трактат «Мир как беспредметность» и стремление создать новаторскую школу живописи. Теория беспредметности стала для художника и его последователей основной идеей в творчестве. Помимо работ Малевича в экспозиции можно увидеть картины Марка Шагала, Николая Суетина, Павла Филонова, Роберта Фалька и других авторов.
Важной частью московской выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предлагает зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции.
«Сны Сибири»
Где: Государственный исторический музей,
Выставочный комплекс, пл. Революции, 2/3
Когда: 28 октября – 30 января
ПодробностиМасштабный проект «Сны Сибири» приурочен к 130-летию Транссибирской магистрали. Кураторы решили рассказать об истории дальнего края необычным образом, соединив археологию, современное искусство и оригинальные экспозиционные приемы. Фигуры тигров, медведей и шаманов здесь буквально «вырастают» из стен, а зал с большой видеоинсталляцией переносит в мистическую атмосферу ночного Севера.
Аутентичные предметы – оружие, керамику, маски – органично дополняют произведения современных художников, выполненные по мотивам традиционных образов Сибири. В экспозиции представлены эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа и других авторов.
«Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея»
«Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея»
Где: Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10/1
Когда: 25 октября – 29 января
ПодробностиВыставка приурочена к 125-летию со дня основания Самарского художественного музея – одного из крупнейших в российской провинции. Расположенный в одном из наиболее узнаваемых исторических зданий города, музей сегодня насчитывает более 18 тысяч произведений западного и отечественного искусства основного фонда.
Круглую дату решено было отметить показом произведений ХХ века. На выставке можно увидеть период во всем его многообразии: экспозиция построена по хронологическому принципу и охватывает как раннюю эпоху «Бубнового валета», так и суровый послевоенный стиль. Среди авторов работ эпохи авангарда, а также советского и постсоветского периодов значатся такие ключевые имена, как Надежда Удальцова, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Элий Белютин и другие.
«Александр Савинов. Миражи»
Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр.11
Когда: 21 октября – 22 января
ПодробностиАлександр Савинов – малоизвестный широкой публике художник начала XX века. Он вырос в Саратове, общался с художниками круга Виктора Борисова-Мусатова, увлекся эстетикой символизма и декаданса. Впоследствии он не стал интересоваться авангардом, оставаясь верным эфемерным образам купальщиц в восточных костюмах и волооких красавиц в шелках. Подобные сюжеты не подходили новому стилю послереволюционной России, поэтому художник предпочел заняться преподавательской деятельностью.
Одна из характерных работ мастера – «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще». Ее замысел возник у автора во время традиционной пенсионерской поездки Академии Художеств под впечатлением от росписей в античных городах. На сказочном панно видно, как за многочисленными ажурными растениями скрываются фигуры призрачных девушек.
PLAYMMOMA 2.0
Где: Московский музей современного искусства, Образовательный центр, Ермолаевский переулок, 17
Когда: 23 октября – 21 ноября
ПодробностиИгра-путешествие по миру искусства приурочена к фестивалю «Территория. Kids». На один месяц выставочные залы, лекторий, библиотека и лестницы Образовательного центра музея превратились в пространство эксперимента, который будет одинаково интересен взрослым и детям. Кураторы приглашают семьи посмотреть на искусство с разных сторон, зачастую в непринужденном и «легком» формате, а также принять участие в мастер-классах – вместе придумывать перформансы, создавать комиксы, рисовать граффити и собирать скульптуру.
Чтобы детям было интереснее осматривать экспонаты, кураторы придумали целую игру с путеводителем: посетители должны следовать инструкциям на полу, искать подсказки и забирать наклейки с правильными ответами. В экспозиции представлены работы таких современных художников, как Иван Чуйков, Арман Фернандес, Алексей Мартинс, Михаил Косолапов и другие.
«Александр Иванов. На пути к храму»
Александр Иванов – художник, за которым прочно закрепилось звание «автора одной картины». Однако в Третьяковской галерее хранится огромное количество графики мастера. В общей сложности коллекция насчитывает более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Часть этого наследия можно увидеть в проекте «На пути к храму», названном так по эскизам неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве.
Также в экспозиции можно увидеть рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы». Их автор создавал параллельно с работой «Явление Христа народу».
«Предметы народного искусства в собрании Музея-заповедника “Архангельское”»
«Предметы народного искусства в собрании Музея-заповедника “Архангельское”»
Предметы народного искусства и быта – такая же неотъемлемая часть усадебных коллекций, как живопись, скульптура или декоративно-прикладное искусство. Поскольку усадебная культура была тесно связана с крестьянской, в экспозиции почти все предметы – головные уборы, посуда, предметы ежедневного обихода – отражают мир народных промыслов.
На выставке можно увидеть такие редкие для взгляда современного зрителя экспонаты, как прялку с веретенами, берестяной туес (предмет для хранения ягод или грибов), а также бутыль с необычной деревянной часовней внутри. Изготовление таких паломнических сувениров было целым промыслом, исчезнувшим после 1917 года.
«История российского дизайна. Избранное IV»
Четвертая часть масштабного проекта Третьяковской галереи о дизайне переосмысляет отечественное наследие. Сегодня многие мастера ищут вдохновение в русском авангарде, культовых советских предметах и культуре оттепели. В результате мебель UNIKA møblar, ковры Fugly pets, самовар Юлии Корицы, «красные куклы» 52 Factory и другие произведения в экспозиции удивляют посетителей необычным прочтением узнаваемых образов.
В общей сложности на выставке показано более 70 работ из области актуального предметного, промышленного, графического и фэшн-дизайна. Современные работы соседствуют с идейно близкими историческими образцами и прототипами.
«Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»
Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус,
Лаврушинский переулок, 12
Когда: 18 ноября – 26 февраля
ПодробностиКогда разговор заходит об Игоре Грабаре, не знаешь, с чего начать в первую очередь: с его художественного таланта, организаторских способностей или реставрационной деятельности. Его яркие, наполненные светом и воздухом пейзажи и натюрморты подтверждают существование импрессионизма в России. Он начал заниматься в Академии художеств в мастерской Ильи Репина, а затем отправился на обучение в Европу.
Будучи попечителем Третьяковской галереи, Грабарь провел ее масштабную реэкспозицию – перепланировал некоторые залы по историко-хронологическому принципу, убрал лишние перегородки. Нельзя не упомянуть создание им Центральных реставрационных мастерских, а также личное участие в реставрации иконы Андрея Рублева «Троица».
В экспозиции помимо картин Грабаря развернута инсталляция его кабинета, где в выставочном шкафу можно увидеть многочисленные издания, в которых публиковались труды ученого.